Дело № 2-569/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2016 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шевчик Л.В.,
при секретаре Ивачевой Е.В.,
с участием истца ФИО2,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ноября 2013 года по июль 2014 года в сумме 142098 рублей 63 копейки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним, ФИО3 и ОАО «Сбербанк России» был заключен кредитный договор № на приобретение готового жилья, по которому он - ФИО2 и его супруга ФИО3 являются созаемщиками. В соответствии с Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов» они являются участниками подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>» по категории «молодая семья»», однако, за период с ноября 2013 года по июль 2014 года выплаты в счет компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору не производились. Согласно справке ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» задолженность по компенсационной выплате по кредитному договору за указанный период составила 142 098 рублей 63 копейки.
На основании изложенного, просил суд взыскать в полном объеме с ГКУ АО УСЗН по <адрес> сумму задолженности по компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ноября 2013 года по июль 2014 года, в сумме 142 098 рублей 63 копейки, и денежную сумму, затраченную на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные исковые требования уточнил, просил суд возложить обязанность на Государственное казенное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 142 098 рублей 63 копейки, за счет средств областного бюджета, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО3, в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика, представитель министерства социальной защиты населения <адрес>, представитель <адрес>, представитель министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В письменном отзыве Государственного казенного учреждения <адрес> - управления социальной защиты населения по <адрес> начальником ГКУ АО УСЗН по <адрес> ФИО6 указано, что финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств <адрес> осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами <адрес> об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения <адрес> государственным казенным учреждениям <адрес> - управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области. В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий исполнены в 2013 –2015 годах в полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют. Считает, что в случае удовлетворения судом заявленных истцом требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ УСЗН раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору. В соответствии с Законом амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» в 2016 году на выплаты компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, один из членов которой работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации, предусмотрено 19,811 тыс.рублей, которые в установленном порядке (по очередности подачи заявления) будут распределены между гражданами - получателями указанной меры социальной поддержки. На основании изложенного ГКУ АО УСЗН по <адрес> просит в иске отказать в полном объеме.
Выслушав истца, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, изучив материалы гражданского дела, исследовав все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 8 ГК РФ, предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские и права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его совершения; возмещения убытков; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Статьей 17 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 28 «Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях развития ипотечного кредитования на территории <адрес> утверждена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012 - 2015 годы». Период реализации подпрограммы 2012-2013 гг.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ <адрес>, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 - 2020 годы» в рамках, которой в целях развития ипотечного жилищного кредитования на территории области, формирования рынка доступного арендного жилья и условий для снижения стоимости жилья действует программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>». Сроки реализации подпрограммы 2014-2020 гг.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья молодыми семьями на территории <адрес>.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» и заемщиками ФИО2 и ФИО3 был заключен кредитный договор № по условиям которого заемщикам был предоставлен кредит в размере 2000 000,00 рублей на приобретение объекта недвижимости, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на срок 240 месяцев.
Решением ГКУ АО - УСЗН по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ доказано, что ГКУ АО - УСЗН по Бурейскому по результатам рассмотрения представленных документов ФИО2 и ФИО3 принято решение о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по указанному кредиту, полученному на строительство или приобретение жилья молодыми семьями.
Согласно справке ГКУ АО – УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору перед истцом ФИО2 и ФИО3 за период с ноября 2013 года по июль 2014 года составляет 142098 рублей 63 копейки.
Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 – 2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012 – 2015 годы» (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 – 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>». Государственная программа введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>.
В ходе судебного разбирательства установлено, не оспаривается сторонами и подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец соответствует условиям действия государственной программы, введенной с ДД.ММ.ГГГГ, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>» государственная программа <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 – 2020 годы».
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.Из материалов дела следует, что в период с ноября 2013 года по июль 2014 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу ФИО2 не осуществлялась. При этом, истец в установленные законодательством сроки подтвердил свое намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы. Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета <адрес>. В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ <адрес>, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, подпрограмма государственной программы - это основная часть государственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач государственной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам. Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств <адрес> осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов. В соответствии с пунктом 1 Положения данный нормативный акт устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в областном государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов муниципальных образований области (далее - областные или муниципальные учреждения). Согласно пункту 5 Положения размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных молодой семьей процентов по кредитному договору за месяц. Компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом или займом. Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, молодая семья, претендующая на получение социальной выплаты, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по муниципальному району и городскому округу (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению. ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям №, № к настоящему Положению.Согласно пунктам 8, 9 и 10 указанного Положения предоставление компенсации производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения. Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения <адрес> путем перечисления денежных средств на банковский счет члена молодой семьи открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении. Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счет члена молодой семьи осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год. Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о возложении на ответчика обязанности по выплате компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1). В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния. Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 – 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами. Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 – 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения. Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти <адрес>. Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О и др.). Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким – либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.
Принимая во внимание приведенные принципы и учитывая при этом, что истец ФИО2 в установленном порядке приобрел статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранял указанный статус весь спорный период и был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного заявителю права.
Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.
Учитывая указанные обстоятельства и признавая право гражданина нарушенным, суд считает необходимым возложить на Государственное казенное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» обязанность осуществить выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ноября 2013 года по июль 2014 года, в сумме 142 098 рублей 63 копейки, за счет средств областного бюджета.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
ФИО2, согласно чеку-ордеру ОАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ оплатил при подаче данного иска в суд в соответствии со ст.333.19 НК РФ государственную пошлину в размере 300 рублей.
С учетом удовлетворения иска, в соответствии со ст. 88, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца надлежит взыскать государственную пошлину, уплаченную истцом при обращении с данным иском в суд, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Государственному казенному учреждению <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> удовлетворить.
Возложить на Государственное казенное учреждение <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> обязанность осуществить в пользу ФИО2 выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ноября 2013 года по июль 2014 года в сумме 142 098 (сто сорок две тысячи девяносто восемь) рублей 63 копейки, за счет средств областного бюджета.
Взыскать с Государственного казенного учреждения <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> в пользу ФИО2 государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме в Амурский областной суд через Бурейский районный суд.
Председательствующий (подпись) Л.В.Шевчик
Мотивированное решение составлено 10 июня 2016 года.
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Л.В.Шевчик