Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-21/2014 (2-554/2013;) ~ М-533/2013 от 19.12.2013

Дело № 2-21/ 2014 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новохоперск                                                                                                   16 января 2014 года

Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи             Петрушенко А.И.

при секретаре                                           Светловой С.Н.

с участием:

прокурора                                                 Кучеровой С.Е.

представителя ответчика - открытого акционерного общества «Елань-Коленовский сахарный завод»                                           ИТВ и СЕВ

представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт»

                                                                    ГЕА

представителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области

ЯАВ

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Елань-Коленовский сахарный завод» и Обществу с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» о понуждении устранения нарушения природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Елань-Коленовский сахарный завод» и Обществу с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» о понуждении устранения нарушения природоохранного законодательства по тем основаниям, что

Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод».

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» передало полномочия исполнительного органа Общества управляющей компании - ООО «АПК-Консалт».     Согласно п.3.1 данного договора ООО «АПК-Консалт» осуществляет права и исполняет обязанности единоличного исполнительного органа ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод».

    При проведении проверки установлено, что ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» осуществляет производственную деятельность с нарушениями требований законодательства, не имея надлежащим образом утвержденного проекта санитарно - защитной зоны.      Предприятием в ходе производственной деятельности эксплуатируются стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферы.       ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» является предприятием пищевой промышленности и осуществляет свеклосахарное производство.

     Предприятием осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе их количество и наименование, определены в проекте предельно допустимых выбросов и разрешении на выброс названных веществ от ДД.ММ.ГГГГ года, выданном управлением Росприроднадзора по Воронежской области.

     Так, в атмосферный воздух осуществляется выброс следующих загрязняющих веществ: диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, кальций оксид, аммиак, углерод.

Протоколы химического анализа атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ года, произведенные предприятием в рамках производственного контроля, подтверждают выброс загрязняющих веществ, в том числе углерод оксиды, азота диоксида, сероводорода, аммиака.

     В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

      Реализация указанного конституционного принципа отражена в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с принципами соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

     В силу ст. 11 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).

      Статья 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает установление санитарно-защитных зон в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения. Размеры санитарно-защитных зон определяются на основе рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

      В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года №74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов 1-3 классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

     В соответствии с п. 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

     Пунктом 2.3 данного СанПиН установлено, что критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

      Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства, размеры, границы санитарно-защитной зоны и их обоснование определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

       Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производства устанавливаются на основании классификации, расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.) по разработанным в установленном порядке методикам с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств 1 и 2 классов опасности (п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

     Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств 1 и 2 класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (п.4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.120.0-03). Решение принимается на основании предварительного заключения управления Роспотребнадзора по субъекту РФ.

      Согласно п.7.1.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» относится ко 2 классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 500 метров.

     Разделом 5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

      Из представленных предприятием документов следует, что ближайшая жилая застройка попадает расчетную санитарно-защитную зону предприятия. Таким образом, в ходе производственной деятельности предприятия на жителей названных домов оказывается негативное воздействие.

       Согласно п.2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для предприятий 2 класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом РФ или его заместителем.

         Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен в определенных случаях, в том числе:

    при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий 1 и 2 класса опасности;

    при подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;

    при уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности;

    при внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.

     Осуществляя производственную деятельность в отсутствие утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

    Тем самым, ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

     В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

     Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

      Понуждение ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением.

    Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

     В судебном заседании помощник прокурора Новохоперского района Воронежской области Кучерова С.Е. поддержала исковое заявление, просила суд иск удовлетворить, и обязать ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» разработать проект обоснования санитарно-защитной зоны предприятия с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха с учетом фона и уровней физического воздействия на атмосферный воздух в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда, а также обязать ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» организовать санитарно-защитную зону предприятия в соответствии проектом обоснования санитарно-защитной зоны в течение 2 месяцев со дня утверждения соответствующего проекта.

Представитель ответчика - общества с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» ГЕА суду пояснила, что общество с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» согласно ч. 2 ст. 40 ГПК РФ не может быть надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку является только лишь единоличным исполнительным органом ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» на основании договора. Основная деятельность общества с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» - это деятельность по управлению финансово-промышленными группами. Общество с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» не является предприятием пищевой промышленности и не отнесено в соответствии с действующим законодательством к организациям, предприятиям обязанным создавать защитные и охранные зоны, в том числе санитарно- защитные зоны. В связи с этим в иске Воронежского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» следует отказать, так как указанное общество является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу и подлежит исключению из числа ответчиков.

    Представитель ответчика ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» ИТВ иск признала, суду пояснила, что ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» является предприятием пищевой промышленности и осуществляет свеклосахарное производство. С требованием Воронежского межрайонного природоохранного прокурора о необходимости разработать проект обоснования санитарно-защитной зоны предприятия с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха с учетом фона и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, а также организовать санитарно-защитную зону предприятия в соответствии проектом обоснования санитарно-защитной зоны, согласны. По заключению Минэкономразвития России от 17.01.2013 "Об экспертизе Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» - установление санитарно-защитной зоны требует значительных временных затрат, особенно для предприятий I, II классов. На практике разработка и согласование санитарно-защитной зоны требует не менее 3-х лет и проводится в 3 этапа:

1-й этап - разработка проекта расчетной санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха с учетом фона и уровней физического воздействия на атмосферный воздух; 2-й этап - оценка риска для здоровья населения; 3-й этап - проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами для объективного доказательства достижения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух по ПДК (ПДУ).

    ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» на протяжении нескольких лет ведет разработку и согласование проектов установления санитарно-защитной зоны. Но ввиду сезонного характера работ выполнить подготовку и согласование проекта в кратчайшие сроки не представляется возможным.      В настоящее время подготовлены документы для получения экспертного заключения на утверждение окончательной санитарно-защитной зоны предприятия ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» и передан в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».

    Таким образом, для согласования документации и утверждения необходимо временные сроки, которые не зависят от ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод».    В связи с этим ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» просит суд увеличить сроки по разработке проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха с учетом фона и уровней физического воздействия на атмосферный воздух на срок до 12 месяцев.    Срок непосредственно на организацию санитарно-защитной зоны предприятия в соответствии с проектом обоснования санитарно-защитной зоны просит увеличить до 6 (шести) месяцев со дня утверждения соответствующего проекта.

       Представитель ответчика ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» СЕВ иск признала, суду пояснила, что на предприятии ведется работа по разработке и согласованию проектов установления санитарно-защитной зоны. Просила суд увеличить сроки по разработке проекта обоснования санитарно-защитной зоны и сроки на организацию санитарно-защитной зоны предприятия.

       Представитель третьего лица -Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области ЯАВ полагает, что иск прокурора подлежит удовлетворению. Несоблюдение ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» требований санитарного законодательства при осуществлении производственной деятельности оказывает негативное воздействие на среду жизнедеятельности и здоровье населения. В связи с этим в обязательном порядке следует разработать проект обоснования санитарно-защитной зоны предприятия - ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод», а также непосредственно организовать санитарно-защитную зону данного предприятия. Сроки проведения данных мероприятий составляют более двух лет, поэтому сроки по разработке проекта обоснования санитарно-защитной зоны и сроки по организации санитарно-защитной зоны предприятия следует увеличить и считает, что требование представителя ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» по увеличению этих сроков обоснованное.

Суд, выслушав помощника прокурора Новохоперского района Воронежской области Кучерову С.Е., представителя ответчика - ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» ИТВ и СЕВ, представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» ГЕА, представителя третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области ЯАВ, изучив материалы дела, приходит к следующему:

           В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

      Свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии <данные изъяты>, выданного инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по <адрес> подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» в единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о создании юридического лица –Открытого акционерного общества «Елань-Коленовский Сахарный завод» за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты>

    ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод», поставлено на учет в налоговом органе –<адрес> <адрес>) и ему присвоен ИНН/КПП <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии <данные изъяты>

    Согласно Устава ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод», утвержденного решением единственного акционера ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» является предприятием пищевой промышленности и осуществляет свеклосахарное производство. Основной целью деятельности является извлечение прибыли.

       Предприятием в ходе производственной деятельности эксплуатируются стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферы.

    Предприятием осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

    В проекте предельно допустимых выбросов и разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ, выданном управлением Росприроднадзора по Воронежской области указаны нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе их количество и наименование.

     ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» осуществляет выброс в атмосферный воздух следующих загрязняющих веществ: диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, кальций оксид, аммиак, углерод, что подтверждается протоколами химического анализа атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ, произведенные предприятием в рамках производственного контроля.

       В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

      Реализация указанного конституционного принципа отражена в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с принципами соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

     В силу ст. 11 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

     Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны (ч.2 ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).

      Статья 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает установление санитарно-защитных зон в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения. Размеры санитарно-защитных зон определяются на основе рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

      В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года №74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно п.7.1.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» относится ко 2 классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 500 метров.

     Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов 1-3 классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

     В соответствии с п. 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

     Пунктом 2.3 данного СанПиН установлено, что критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

      Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства, размеры, границы санитарно-защитной зоны и их обоснование определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

       Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производства устанавливаются на основании классификации, расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.) по разработанным в установленном порядке методикам с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств 1 и 2 классов опасности (п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

     Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств 1 и 2 класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (п.4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.120.0-03). Решение принимается на основании предварительного заключения управления Роспотребнадзора по субъекту РФ.

            Разделом 5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

По данным администрации Елань-Коленовского городского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» находятся 184 жилых дома (преимущественно частные, одноэтажные).

    Таким образом, в ходе производственной деятельности предприятия на жителей названных домов оказывается негативное воздействие.

       Согласно п.2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для предприятий 2 класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом РФ или его заместителем.

         Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен в определенных случаях, в том числе:

    при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий 1 и 2 класса опасности;

    при подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;

    при уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности;

    при внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.

    Приведенные обстоятельства свидетельствуют суду о том, что осуществляя производственную деятельность в отсутствие утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения, в результате чего ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».         Понуждение ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

     Действия открытого акционерного общества «Елань-Коленовский сахарный завод» по осуществлению своей производственной деятельности в отсутствие надлежащим образом утвержденного проекта санитарно - защитной зоны, свидетельствуют о грубом и явном нарушении требований в области охраны окружающей среды, поскольку создают угрозу жизни и здоровью граждан, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц.

    Открытое акционерное общество «Елань-Коленовский сахарный завод» в соответствии со ст. 10 ГК РФ должно осуществлять свои права разумно и добросовестно, не злоупотреблять правом, не допускать действий с намерением причинить вред другому лицу.

          Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Приведенные доказательства свидетельствуют суду о том, что ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» является предприятием пищевой промышленности и осуществляет свеклосахарное производство. На данном предприятии в ходе производственной деятельности непосредственно эксплуатируются стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферы. Производственная деятельность ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» оказывает воздействие на окружающую среду, относится к объекту, являющимся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, в связи с чем на указанном предприятии в обязательном порядке устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона. ООО «АПК-Консалт» только лишь осуществляет права и исполняет обязанности единоличного исполнительного органа ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» и осуществляет деятельность по управлению финансово- промышленными группами.

    При таких обстоятельствах на ООО «АПК-Консалт» не лежит обязанность по установлению санитарно-защитной зоне, оно не относится к объекту, являющимся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поэтому в иске Воронежского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» о понуждении устранения нарушения природоохранного законодательства, следует отказать ввиду необоснованности.

       Суд, исследовав и оценив доказательства по делу, приходит к выводу о том, что исковое заявление Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Елань-Коленовский сахарный завод» о понуждении устранения нарушения природоохранного законодательства подлежит удовлетворению, поскольку оно обоснованное и не противоречит закону.

        Суд, исходя из способа защиты гражданских прав - восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, исходя из принципа справедливости, считает необходимым обязать открытое акционерное общество «Елань-Коленовский сахарный завод» разработать и утвердить проект обоснования санитарно-защитной зоны предприятия с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха с учетом фона и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, а также обязать организовать санитарно-защитную зону предприятия в соответствии с проектом обоснования санитарно-защитной зоны.

Суд считает необходимым увеличить срок исполнения решения суда по разработке и утверждения проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия до 12 месяцев и увеличить срок исполнения решения суда по организации санитарно-защитной зоны предприятия в соответствии с проектом обоснования санитарно-защитной зоны до 6 месяцев со дня утверждения проекта.

     В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика – открытого акционерного общества «Елань-Коленовский сахарный завод» следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 12 ГК РФ, ст.ст. 45, 56, 68, 103, 194-198, 206 ГПК РФ, суд

                                                                РЕШИЛ:

      Исковое заявление Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Елань-Коленовский сахарный завод» о понуждении устранения нарушения природоохранного законодательства удовлетворить.

      Обязать ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» Новохоперского района Воронежской области разработать и утвердить проект обоснования санитарно-защитной зоны предприятия с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха с учетом фона и уровней физического воздействия на атмосферный воздух в течение 12-ти месяцев со дня вступления в законную силу данного решения суда, то есть до 17 февраля 2015 года.

    Обязать ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» Новохоперского района Воронежской области организовать санитарно-защитную зону предприятия в соответствии проектом обоснования санитарно-защитной зоны в течение 6-ти месяцев со дня утверждения соответствующего проекта, то есть до 17 августа 2015 года.

       Взыскать с открытого акционерного общества «Елань-Коленовский сахарный завод» Новохоперского района Воронежской области государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 рублей.

      Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда с подачей апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.

              Судья                                                                                     А.И. Петрушенко

Дело № 2-21/ 2014 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новохоперск                                                                                                   16 января 2014 года

Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи             Петрушенко А.И.

при секретаре                                           Светловой С.Н.

с участием:

прокурора                                                 Кучеровой С.Е.

представителя ответчика - открытого акционерного общества «Елань-Коленовский сахарный завод»                                           ИТВ и СЕВ

представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт»

                                                                    ГЕА

представителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области

ЯАВ

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Елань-Коленовский сахарный завод» и Обществу с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» о понуждении устранения нарушения природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Елань-Коленовский сахарный завод» и Обществу с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» о понуждении устранения нарушения природоохранного законодательства по тем основаниям, что

Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод».

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» передало полномочия исполнительного органа Общества управляющей компании - ООО «АПК-Консалт».     Согласно п.3.1 данного договора ООО «АПК-Консалт» осуществляет права и исполняет обязанности единоличного исполнительного органа ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод».

    При проведении проверки установлено, что ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» осуществляет производственную деятельность с нарушениями требований законодательства, не имея надлежащим образом утвержденного проекта санитарно - защитной зоны.      Предприятием в ходе производственной деятельности эксплуатируются стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферы.       ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» является предприятием пищевой промышленности и осуществляет свеклосахарное производство.

     Предприятием осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе их количество и наименование, определены в проекте предельно допустимых выбросов и разрешении на выброс названных веществ от ДД.ММ.ГГГГ года, выданном управлением Росприроднадзора по Воронежской области.

     Так, в атмосферный воздух осуществляется выброс следующих загрязняющих веществ: диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, кальций оксид, аммиак, углерод.

Протоколы химического анализа атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ года, произведенные предприятием в рамках производственного контроля, подтверждают выброс загрязняющих веществ, в том числе углерод оксиды, азота диоксида, сероводорода, аммиака.

     В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

      Реализация указанного конституционного принципа отражена в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с принципами соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

     В силу ст. 11 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны (ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).

      Статья 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает установление санитарно-защитных зон в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения. Размеры санитарно-защитных зон определяются на основе рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

      В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года №74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов 1-3 классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

     В соответствии с п. 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

     Пунктом 2.3 данного СанПиН установлено, что критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

      Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства, размеры, границы санитарно-защитной зоны и их обоснование определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

       Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производства устанавливаются на основании классификации, расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.) по разработанным в установленном порядке методикам с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств 1 и 2 классов опасности (п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

     Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств 1 и 2 класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (п.4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.120.0-03). Решение принимается на основании предварительного заключения управления Роспотребнадзора по субъекту РФ.

      Согласно п.7.1.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» относится ко 2 классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 500 метров.

     Разделом 5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

      Из представленных предприятием документов следует, что ближайшая жилая застройка попадает расчетную санитарно-защитную зону предприятия. Таким образом, в ходе производственной деятельности предприятия на жителей названных домов оказывается негативное воздействие.

       Согласно п.2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для предприятий 2 класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом РФ или его заместителем.

         Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен в определенных случаях, в том числе:

    при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий 1 и 2 класса опасности;

    при подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;

    при уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности;

    при внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.

     Осуществляя производственную деятельность в отсутствие утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

    Тем самым, ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

     В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

     Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

      Понуждение ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением.

    Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

     В судебном заседании помощник прокурора Новохоперского района Воронежской области Кучерова С.Е. поддержала исковое заявление, просила суд иск удовлетворить, и обязать ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» разработать проект обоснования санитарно-защитной зоны предприятия с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха с учетом фона и уровней физического воздействия на атмосферный воздух в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда, а также обязать ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» организовать санитарно-защитную зону предприятия в соответствии проектом обоснования санитарно-защитной зоны в течение 2 месяцев со дня утверждения соответствующего проекта.

Представитель ответчика - общества с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» ГЕА суду пояснила, что общество с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» согласно ч. 2 ст. 40 ГПК РФ не может быть надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку является только лишь единоличным исполнительным органом ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» на основании договора. Основная деятельность общества с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» - это деятельность по управлению финансово-промышленными группами. Общество с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» не является предприятием пищевой промышленности и не отнесено в соответствии с действующим законодательством к организациям, предприятиям обязанным создавать защитные и охранные зоны, в том числе санитарно- защитные зоны. В связи с этим в иске Воронежского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» следует отказать, так как указанное общество является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу и подлежит исключению из числа ответчиков.

    Представитель ответчика ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» ИТВ иск признала, суду пояснила, что ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» является предприятием пищевой промышленности и осуществляет свеклосахарное производство. С требованием Воронежского межрайонного природоохранного прокурора о необходимости разработать проект обоснования санитарно-защитной зоны предприятия с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха с учетом фона и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, а также организовать санитарно-защитную зону предприятия в соответствии проектом обоснования санитарно-защитной зоны, согласны. По заключению Минэкономразвития России от 17.01.2013 "Об экспертизе Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» - установление санитарно-защитной зоны требует значительных временных затрат, особенно для предприятий I, II классов. На практике разработка и согласование санитарно-защитной зоны требует не менее 3-х лет и проводится в 3 этапа:

1-й этап - разработка проекта расчетной санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха с учетом фона и уровней физического воздействия на атмосферный воздух; 2-й этап - оценка риска для здоровья населения; 3-й этап - проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами для объективного доказательства достижения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух по ПДК (ПДУ).

    ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» на протяжении нескольких лет ведет разработку и согласование проектов установления санитарно-защитной зоны. Но ввиду сезонного характера работ выполнить подготовку и согласование проекта в кратчайшие сроки не представляется возможным.      В настоящее время подготовлены документы для получения экспертного заключения на утверждение окончательной санитарно-защитной зоны предприятия ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» и передан в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».

    Таким образом, для согласования документации и утверждения необходимо временные сроки, которые не зависят от ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод».    В связи с этим ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» просит суд увеличить сроки по разработке проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха с учетом фона и уровней физического воздействия на атмосферный воздух на срок до 12 месяцев.    Срок непосредственно на организацию санитарно-защитной зоны предприятия в соответствии с проектом обоснования санитарно-защитной зоны просит увеличить до 6 (шести) месяцев со дня утверждения соответствующего проекта.

       Представитель ответчика ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» СЕВ иск признала, суду пояснила, что на предприятии ведется работа по разработке и согласованию проектов установления санитарно-защитной зоны. Просила суд увеличить сроки по разработке проекта обоснования санитарно-защитной зоны и сроки на организацию санитарно-защитной зоны предприятия.

       Представитель третьего лица -Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области ЯАВ полагает, что иск прокурора подлежит удовлетворению. Несоблюдение ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» требований санитарного законодательства при осуществлении производственной деятельности оказывает негативное воздействие на среду жизнедеятельности и здоровье населения. В связи с этим в обязательном порядке следует разработать проект обоснования санитарно-защитной зоны предприятия - ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод», а также непосредственно организовать санитарно-защитную зону данного предприятия. Сроки проведения данных мероприятий составляют более двух лет, поэтому сроки по разработке проекта обоснования санитарно-защитной зоны и сроки по организации санитарно-защитной зоны предприятия следует увеличить и считает, что требование представителя ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» по увеличению этих сроков обоснованное.

Суд, выслушав помощника прокурора Новохоперского района Воронежской области Кучерову С.Е., представителя ответчика - ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» ИТВ и СЕВ, представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» ГЕА, представителя третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области ЯАВ, изучив материалы дела, приходит к следующему:

           В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

      Свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии <данные изъяты>, выданного инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по <адрес> подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» в единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о создании юридического лица –Открытого акционерного общества «Елань-Коленовский Сахарный завод» за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты>

    ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод», поставлено на учет в налоговом органе –<адрес> <адрес>) и ему присвоен ИНН/КПП <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии <данные изъяты>

    Согласно Устава ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод», утвержденного решением единственного акционера ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» является предприятием пищевой промышленности и осуществляет свеклосахарное производство. Основной целью деятельности является извлечение прибыли.

       Предприятием в ходе производственной деятельности эксплуатируются стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферы.

    Предприятием осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

    В проекте предельно допустимых выбросов и разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ, выданном управлением Росприроднадзора по Воронежской области указаны нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе их количество и наименование.

     ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» осуществляет выброс в атмосферный воздух следующих загрязняющих веществ: диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, кальций оксид, аммиак, углерод, что подтверждается протоколами химического анализа атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ, произведенные предприятием в рамках производственного контроля.

       В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

      Реализация указанного конституционного принципа отражена в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с принципами соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

     В силу ст. 11 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

     Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны (ч.2 ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).

      Статья 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает установление санитарно-защитных зон в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения. Размеры санитарно-защитных зон определяются на основе рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

      В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года №74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно п.7.1.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» относится ко 2 классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 500 метров.

     Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов 1-3 классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

     В соответствии с п. 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

     Пунктом 2.3 данного СанПиН установлено, что критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

      Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства, размеры, границы санитарно-защитной зоны и их обоснование определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

       Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производства устанавливаются на основании классификации, расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.) по разработанным в установленном порядке методикам с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств 1 и 2 классов опасности (п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

     Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств 1 и 2 класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (п.4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.120.0-03). Решение принимается на основании предварительного заключения управления Роспотребнадзора по субъекту РФ.

            Разделом 5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

По данным администрации Елань-Коленовского городского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» находятся 184 жилых дома (преимущественно частные, одноэтажные).

    Таким образом, в ходе производственной деятельности предприятия на жителей названных домов оказывается негативное воздействие.

       Согласно п.2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для предприятий 2 класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом РФ или его заместителем.

         Размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен в определенных случаях, в том числе:

    при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий 1 и 2 класса опасности;

    при подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;

    при уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности;

    при внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.

    Приведенные обстоятельства свидетельствуют суду о том, что осуществляя производственную деятельность в отсутствие утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения, в результате чего ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».         Понуждение ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопроса осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

     Действия открытого акционерного общества «Елань-Коленовский сахарный завод» по осуществлению своей производственной деятельности в отсутствие надлежащим образом утвержденного проекта санитарно - защитной зоны, свидетельствуют о грубом и явном нарушении требований в области охраны окружающей среды, поскольку создают угрозу жизни и здоровью граждан, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц.

    Открытое акционерное общество «Елань-Коленовский сахарный завод» в соответствии со ст. 10 ГК РФ должно осуществлять свои права разумно и добросовестно, не злоупотреблять правом, не допускать действий с намерением причинить вред другому лицу.

          Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Приведенные доказательства свидетельствуют суду о том, что ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» является предприятием пищевой промышленности и осуществляет свеклосахарное производство. На данном предприятии в ходе производственной деятельности непосредственно эксплуатируются стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферы. Производственная деятельность ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» оказывает воздействие на окружающую среду, относится к объекту, являющимся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, в связи с чем на указанном предприятии в обязательном порядке устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона. ООО «АПК-Консалт» только лишь осуществляет права и исполняет обязанности единоличного исполнительного органа ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» и осуществляет деятельность по управлению финансово- промышленными группами.

    При таких обстоятельствах на ООО «АПК-Консалт» не лежит обязанность по установлению санитарно-защитной зоне, оно не относится к объекту, являющимся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поэтому в иске Воронежского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «АПК-Консалт» о понуждении устранения нарушения природоохранного законодательства, следует отказать ввиду необоснованности.

       Суд, исследовав и оценив доказательства по делу, приходит к выводу о том, что исковое заявление Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Елань-Коленовский сахарный завод» о понуждении устранения нарушения природоохранного законодательства подлежит удовлетворению, поскольку оно обоснованное и не противоречит закону.

        Суд, исходя из способа защиты гражданских прав - восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, исходя из принципа справедливости, считает необходимым обязать открытое акционерное общество «Елань-Коленовский сахарный завод» разработать и утвердить проект обоснования санитарно-защитной зоны предприятия с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха с учетом фона и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, а также обязать организовать санитарно-защитную зону предприятия в соответствии с проектом обоснования санитарно-защитной зоны.

Суд считает необходимым увеличить срок исполнения решения суда по разработке и утверждения проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия до 12 месяцев и увеличить срок исполнения решения суда по организации санитарно-защитной зоны предприятия в соответствии с проектом обоснования санитарно-защитной зоны до 6 месяцев со дня утверждения проекта.

     В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика – открытого акционерного общества «Елань-Коленовский сахарный завод» следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 12 ГК РФ, ст.ст. 45, 56, 68, 103, 194-198, 206 ГПК РФ, суд

                                                                РЕШИЛ:

      Исковое заявление Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Елань-Коленовский сахарный завод» о понуждении устранения нарушения природоохранного законодательства удовлетворить.

      Обязать ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» Новохоперского района Воронежской области разработать и утвердить проект обоснования санитарно-защитной зоны предприятия с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха с учетом фона и уровней физического воздействия на атмосферный воздух в течение 12-ти месяцев со дня вступления в законную силу данного решения суда, то есть до 17 февраля 2015 года.

    Обязать ОАО «Елань-Коленовский сахарный завод» Новохоперского района Воронежской области организовать санитарно-защитную зону предприятия в соответствии проектом обоснования санитарно-защитной зоны в течение 6-ти месяцев со дня утверждения соответствующего проекта, то есть до 17 августа 2015 года.

       Взыскать с открытого акционерного общества «Елань-Коленовский сахарный завод» Новохоперского района Воронежской области государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 рублей.

      Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда с подачей апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.

              Судья                                                                                     А.И. Петрушенко

1версия для печати

2-21/2014 (2-554/2013;) ~ М-533/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воронежский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ОАО "Елань-Коленовский сахарный завод"
ООО "АПК-Консалт"
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области
Суд
Новохоперский районный суд Воронежской области
Судья
Петрушенко Алексей Иванович
Дело на сайте суда
novohopersky--vrn.sudrf.ru
19.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2013Передача материалов судье
19.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2014Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее