Дело № 2а-190/2020
УИД: 28RS0№-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2020 г. с. Ромны
Ромненский районный суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Ходкевич А.Б.,
при секретаре Кузнецовой А.Ю.,
с участием помощника прокурора Ромненского района Амурской области Самойленко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Ромненского района Амурской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ромненского сельсовета Ромненского района Амурской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по выполнению требований пожарной безопасности и возложении обязанности устранить нарушения,
установил:
И.о.прокурора Ромненского района Амурской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации Ромненского сельсовета Ромненского района Амурской области.
В обоснование административных исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что при подготовке к осеннему пожароопасному периоду 2020 г. органом местного самоуправления составлен план мероприятий по очистке населенных пунктов от сухой растительности, созданию минерализованных полос, предупреждающих распространение огня при природных пожарах, составлен карты схемы, на которых указано месторасположение данных участков. Так, в ходе проверки, проведенной в сентябре 2020г. установлено, что органом местного самоуправления не принято достаточных мер по уборке участков от сухой растительности путем отжига, выкашивания, созданию минерализованных полос. По результатам проверки прокуратурой района 23.09.2020 главе сельсовета внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности. Из представленного ответа следует, что меры к устранению указанных в представлении нарушений приняты. Работы по противопожарной безопасности продолжаются. В ходе проверки в порядке контроля установлено, что согласно Плана проведения профилактических мероприятий и карты схемы противопожарной защиты в населенных пунктах, не выполнены следующие мероприятия: на территории с. Ромны: на участках № 7 и № 8 по не выполнению мероприятий по созданию минерализованной полосы; на участке № 21 по ул. Партизанская возле строений №№ 46-54, на участке № 23 по ул. Партизанская возле строений №№ 22-24 по не выполнению мероприятий по уборке сухой растительности путем выкашивания. На территории с. Калиновка: на участках № 1 и № 2 по не выполнению мероприятий по профилактическому отжигу сухой растительности; на участке № 5 по не выполнению мероприятий по созданию минерализованной полосы. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие по непринятию мер по выполнению требований пожарной безопасности и обязать администрацию Ромненского сельсовета Ромненского района Амурской области в срок до 01 мая 2021 года выполнить требования пожарной безопасности: на территории с. Ромны: на участках № 7 и № 8 выполнить мероприятия по созданию минерализованной полосы; на участке № 21 по ул. Партизанская возле строений №№ 46-54, на участке № 23 по ул. Партизанская возле строений №№ 22-24 выполнить мероприятия по уборке сухой растительности путем выкашивания. На территории с. Калиновка: на участках № 1 и № 2 выполнить мероприятия по профилактическому отжигу сухой растительности либо выкашиванию сухой растительности; на участке № 5 выполнить мероприятия по созданию минерализованной полосы.
К участию в деле привлечен в качестве заинтересованного лица – отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Ромненскому и Серышевскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Государственное учреждение министерства чрезвычайных ситуаций России по Амурской области (ОНПР по Ромненскому и Серышевскому районам УНПР ГУ МЧС России по Амурской области) определением Ромненского районного суда Амурской области от 15.12.2020.
В судебном заседании помощник прокурора Ромненского района Самойленко А.С. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть без его участия.
Представитель заинтересованного лица – отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Ромненскому и Серышевскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Государственное учреждение министерства чрезвычайных ситуаций России по Амурской области (ОНПР по Ромненскому и Серышевскому районам УНПР ГУ МЧС России по Амурской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено судом в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ при данной явке.
Заинтересованным лицом позиция относительно заявленных административных исковых требований не выражена.
Представитель административного ответчика – и.о. главы Ромненского сельсовета Малышков В.А. исковые требования не признал, в письменном заявлении указал, что из 100% запланированных мероприятий, утвержденных 24.07.2020 на осенне-весенний период, в осенний период выполнено 87%, на весенний период осталось выполнить 13%.
Выслушав помощника прокурора района Самойленко А.С., исследовав материалы дела, суд считает требования обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу положений части 3 и пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно положениям Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (ст. 1). Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2). Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 3).
Статьей 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (ч. 1). Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона (ч. 4).
Согласно ст. 63 указанного Федерального закона, первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определены полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности с границах сельских населенных пунктов: создание условии для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пункта и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения н подразделении Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятии по обеспечению пожарном безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии с пунктом 72 (3) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В силу п. 77 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Согласно пункту 78 указанных Правил, на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
Как следует материалов дела, при подготовке к осеннему пожароопасному периоду 2020г. органом местного самоуправления составлен план мероприятий по очистке населенных пунктов от сухой растительности, созданию минерализованных полос, предупреждающих распространение огня при природных пожарах, составлены карты-схемы, на которых указано месторасположение данных участков.
Однако органом местного самоуправления не принято достаточных мер по уборке участков от сухой растительности путем отжига, выкашивания, созданию минерализованных полос.
Согласно Плана проведения профилактических мероприятий и карты схемы противопожарной защиты в населенных пунктах не выполнены следующие мероприятия: на территории с. Ромны: на участках № 7 и № 8 не выполнены мероприятия по созданию минерализованной полосы; на участке № 21 по ул. Партизанская возле строений №№ 46-54, на участке № 23 по ул. Партизанская возле строений №№ 22-24 не выполнены мероприятия по уборке сухой растительности путем выкашивания. На территории с. Калиновка: на участках № 1 и № 2 не выполнены мероприятия по профилактическому отжигу сухой растительности; на участке № 5 не выполнены мероприятия по созданию минерализованной полосы.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требовании или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного крута лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими действий (бездействия).
Административным ответчиком администрацией Ромненского сельсовета факт наличия установленных в ходе прокурорской проверки нарушений в сфере пожарной безопасности не оспаривался, доказательств законности оспариваемых прокурором бездействий по неустранению данных нарушений к моменту его обращения в суд с административным иском не представлено.
Доказательств устранения на момент рассмотрения судом настоящего дела по существу нарушений в сфере пожарной безопасности, администрацией Ромненского сельсовета административным ответчиком суду не представлено.
Довод административного ответчика о том, что из 100% запланированных мероприятий, утвержденных 24.07.2020 на осенне-весенний период, в осенний период выполнено 87%, на весенний период осталось выполнить 13%., не может быть принят судом во внимание, поскольку доказательств принятия всех возможных мер по выполнению требований пожарной безопасности не представлено.
Срок обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, прокурором не был нарушен, поскольку с момента выявления в ходе проведенной в сентябре 2020 года проверки вышеназванных нарушений до обращения исполняющего обязанности прокурора района в суд с административным иском (26.11.2020 года) прошло менее 3-х месяцев.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Учитывая, что к моменту предъявления административного иска в суд имели место указанные в нем нарушения требований законодательства о пожарной безопасности на территории Ромненского сельсовета, суд приходит к выводу, что имело место незаконное бездействие администрации Ромненского сельсовета Ромненского района Амурской области, в результате которого были допущены выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Бездействие администрации Ромненского сельсовета приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности неопределенного круга лиц, пребывающих на территории поселения, влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья.
При таких обстоятельствах, требование административного истца о признании незаконным бездействие администрации Ромненского сельсовета Ромненского района Амурской области по обеспечению противопожарной безопасности является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Административный истец просит обязать администрацию Ромненского сельсовета Ромненского района Амурской области в срок до 01 мая 2021 года выполнить требования пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с требованием и.о. прокурора района, так как данное требование соответствует требованиям закона.
В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ администрации Ромненского сельсовета Ромненского района Амурской области в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения надлежит сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Ромненский районный суд Амурской области и прокурору Ромненского района Амурской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление и.о.прокурора Ромненского района Амурской области, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ромненского сельсовета Ромненского района Амурской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по выполнению требований пожарной безопасности и возложении обязанности устранить нарушения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ромненского сельсовета Ромненского района Амурской области по непринятию мер по выполнению требований пожарной безопасности:
- на территории с. Ромны:
- на участках № 7 и № 8 по не выполнению мероприятий по созданию минерализованной полосы;
- на участке № 21 по ул. Партизанская возле строений №№ 46-54, на участке № 23 по ул. Партизанская возле строений №№ 22-24 по не выполнению мероприятий по уборке сухой растительности путем выкашивания.
На территории с. Калиновка:
- на участках № 1 и № 2 по не выполнению мероприятий по профилактическому отжигу сухой растительности;
- на участке № 5 по не выполнению мероприятий по созданию минерализованной полосы.
Обязать администрацию Ромненского сельсовета Ромненского района Амурской области в срок до 01 мая 2021 года выполнить требования пожарной безопасности:
- на территории с. Ромны:
- на участках № 7 и № 8 выполнить мероприятия по созданию минерализованной полосы;
- на участке № 21 по ул. Партизанская возле строений №№ 46-54, на участке № 23 по ул. Партизанская возле строений №№ 22-24 выполнить мероприятия по уборке сухой растительности путем выкашивания.
На территории с. Калиновка:
- на участках № 1 и № 2 выполнить мероприятия по профилактическому отжигу сухой растительности либо выкашиванию сухой растительности;
- на участке № 5 выполнить мероприятия по созданию минерализованной полосы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 30.12.2020.
Судья А.Б. Ходкевич