Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
22 марта 2011 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Васильковой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подгорнова В.А. к Военному комиссариату Свердловской области о признании права на получение компенсации, взыскании денежной суммы за наем жилья и судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Подгорнов В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Свердловской области о признании за истцом права на получение компенсации за наем жилого помещения в связи с невозможностью обеспечить жилым помещением истца, уволенного с военной службы с 2010 года, взыскании с ответчика суммы компенсации, исчисленной за период с 14 мая 2010 г. по февраль 2011 г. в общей сумме <данные изъяты>, и возмещении расходов в связи с составлением искового заявления.
В обоснование заявленного иска Подгорнов В.А. указал, что он является подполковником запаса, пенсионером Министерства Обороны, уволенным из Вооруженных Сил 13 мая 2010 года в связи с организационно-штатными мероприятиями. Истец состоит в очереди на получение жилого помещения с 01 августа 1999 года в ФГКЭУ «Широкореченская КЭЧ района» и на момент предъявления иска истец и члены его семьи жилым помещением не обеспечены, проживают по договору найма в квартире по адресу <адрес>. По основаниям ФЗ «О статусе военнослужащих» истец имеет право на получение денежной компенсации за счет средств федерального бюджета ежемесячно с момента увольнения до предоставления жилья, однако на обращение Подгорнова В.А. Военным комиссариатом Свердловской области истцу отказано в выплате компенсации. Данный отказ истец считает незаконным, что послужило основанием для предъявления иска в суд. Сумма указанной денежной компенсации за период с 14 мая 2010 года (следующий день за днем увольнения из Вооруженных Сил РФ) по февраль 2011 г. (11 февраля 2011 г. – день предъявления иска в суд) составила <данные изъяты> которую и просит взыскать Подгорнов В.А. с ответчика Военного комиссариата Свердловской области, а также судебные расходы по составлению искового заявления в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Подгорнов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что он состоит в очереди на получение жилого помещения как военнослужащий с 2004 года с учетом членов его семьи – супруги и несовершеннолетних детей 2002 и 2007 года рождения. В настоящее время жилое помещение ему не предоставлено, истец с семьей проживает в квартире на условиях коммерческого найма.
В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Свердловской области исковые требования не признал, пояснив, Подгорнов В.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. 13 мая 2010 года Приказом Командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа № 69 истец был уволен с военной службы. Денежные выплаты за наем жилого помещения производились до увольнения истца, и в настоящее время указанная компенсация Подгорнову В.А. не выплачивается. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и Приказа Министра обороны Российской Федерации от 16.06.2005 г. № 235 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 909 установлены основания и порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в отношении лиц названной категории, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, какими являются администрации муниципальных образований. Так как Подгорнов В.А. встал на учет в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района», а не в администрации, выплата денежной компенсации ему не положена. Однако сам размер денежной компенсации, исчисленной истцом, ответчик не оспаривает.
В судебном заседании представитель привлеченных к участию в деле Управления Федерального казначейства по Свердловской области и Министерства Финансов Российской Федерации поддержала доводы представленного в суд отзыва, в соответствии с которым данные финансовые органы не признают себя надлежащими участниками процесса, так как не состоят в спорных правоотношениях ни с кем из сторон. Ни функциями, ни полномочиями Министерства Финансов Российской Федерации не предусмотрено в соответствии с действующим законодательством выплата денежной компенсации категории лиц, к которой отнесен Подгорнов В.А.
В судебном заседании третье лицо Подгорнова С.С. поддержала заявленные Подгорновым В.А. требования, считая их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц – Правительство Свердловской области, Министерство Финансов Свердловской области, Правительство Российской Федерации своих представителей в суд не направили, о причинах неявки суду не сообщили и не просили об отложении слушания дела.
От Министерства финансов Свердловской области поступил отзыв, в котором указано, что п. 4 постановления Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» установлено, финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации осуществляется Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы. Действующими правовыми актами не предусматривается обязанность Министерства финансов Свердловской области финансирования расходов, связанных с выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. На основании этого, Министерство финансов Свердловской области просит отказать в удовлетворении требований истца к данному органу государственной власти.
Учитывая данные обстоятельства, мнение истца и других лиц, явившихся в судебное заседание, суд признал возможным рассмотреть настоящее дело при установленной явке.
Заслушав пояснения истца, возражения представителей Военного комиссариата Свердловской области, Управления Федерального казначейства по Свердловской области и Министерства Финансов Российской Федерации, изучив материалы дела и оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет заявленные требования по следующим основаниям.
Как пояснил Подгорнов В.А., и подтвердил представитель Военного комиссариата Свердловской области, истец проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. На основании Приказа Командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа № 69 от 19.04.2010 г. истец был уволен с военной службы с 13 мая 2010 г. (л.д. 10)
С 01 августа 1999 года Подгорнов В.А. состоит на учете в ФГКЭУ «Широкореченская КЭЧ района» и согласно справке учреждения истец состоит в базе данных учета с 11 января 2008 года с составом семьи 4 человека (л.д. 15).
Судом установлено, что Подгорнов В.А. вместе с членами семьи проживает в <адрес> на основании заключенного с истцом договора аренды жилого помещения (коммерческий найм).
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставляет лицам, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, государственные гарантии и компенсации на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке статьи 15 названного Федерального закона. Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке этой категории граждан, уволенных с военной службы, в частности путем предоставления им за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данная мера социальной поддержки носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые указанные граждане вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилое помещение в период до фактической реализации ими конституционного права на жилище в установленных законом формах.
В соответствии с абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Названное законоположение не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, - иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 1 января 2005 года).
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительством РФ было принято постановление от 31 декабря 2004 г. N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей»
Согласно п.4 Постановления выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы. Более того, указанным Постановлением Министерству обороны Российской Федерации было предписано в месячный срок разработать и согласовать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, единые формы и перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации через уполномоченные ими органы рекомендовано обеспечить выдачу документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления.
Таким образом, суд считает установленным тот факт, что Подгорнов В.А., являющийся уволенным с военной службы и состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 1999 года, имеет право на получение денежной компенсации по основаниям ст. 14 ФЗ «О статусе военнослужащих», размер которой определен п. 2 Постановления от 31.12.2004 г. № 909.
Поскольку Подгорнов В.А. имеет право на получение денежной компенсации с 14 мая 2010 года, то есть со дня увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации, произведенный расчет истца соответствует требованиям закона и не оспаривается ответчиком, и сумма компенсации до 01 февраля 2011 составляет <данные изъяты>, учитывая, что в соответствии со справкой ФЭУ ПУрВО данная компенсация была выплачена истцу по 13 мая 2010 г.
Как следует из письменного ответа Военного комиссариата Свердловской области, истцу Подгорнову В.А. было отказано в выплате денежной компенсации, так как он состоит в очереди на получение жилого помещения в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района», однако ответчик не представил в суд доказательства того, что у данного лица отсутствуют полномочия по составлению и ведению списков военнослужащих на получение жилых помещений. А в связи с тем, что право Подгорнова В.А. состоять на учете в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района» в качестве военнослужащего, никем не оспорено, а поскольку закон определяет в качестве полномочного лица не администрации муниципального района, как это указывает ответчик, а уполномоченные органами исполнительной власти субъектов РФ организации, отказ Военного комиссариата Свердловской области выплатить денежную компенсацию подлежит признанию незаконным. Более того, представитель ответчика в судебном заседании согласился с тем, что основания и порядок постановки на учет в качестве нуждающегося той категории лиц, к которой отнесен истец, в органах муниципальной власти и ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района» не отличаются друг от друга.
Таким образом, суд полагает, что поскольку истец состоит в очереди на получение жилого помещения с 1999 года в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района», и на момент рассмотрения дела по существу он жилым помещением не обеспечен, именно на Военный комиссариат Свердловской области (в силу п.4 Постановления от 31.12.2004 г.) должна быть возложена обязанность по выплате компенсации, которая составляет <данные изъяты>
Взыскивая с ответчика Военного комиссариата Свердловской области денежную компенсацию за наем жилья, образовавшуюся за указанный период, суд не усматривает правовых оснований для судебного признания права истца на получение данной компенсации, уже установленного действующим законодательством. Кроме этого, Подгорнов В.А. не сослался на конкретные нормы закона, которые предусматривали бы право лица на обращение в суд с иском о взыскании денежных средств на будущее время, учитывая, что истец в судебном заседании указал на оформление в настоящее время документов для получения жилого помещения.
Кроме того, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ за счет ответчика подлежат возмещению судебные расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.
Также истцом заявлено о возмещении за счет Военного комиссариата Свердловской области расходов, понесенных им в связи с оплатой Агентству юридических услуг «Аюрус» составления искового заявления в сумме <данные изъяты>., и поскольку по основаниям ст. 94 ГПК РФ суд признает данные расходы судебными издержками, напрямую связанными с реализацией истцом права на обращение в суд, с ответчика в пользу Подгорнова В.А. подлежит взысканию <данные изъяты>.
Иных требований на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст.ст.12,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Подгорнова В.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Подгорнова В.А. денежную сумму в размере <данные изъяты> за наем жилого помещения и в счет возмещения судебных расходов по оплате госпошлины и убытков <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: Лимонова Л.Ф.