Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1761/2023 ~ М-1575/2023 от 27.06.2023

                                                           Дело №2а-1761/2023

УИД 73RS0013-01-2023-002159-4711

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2023 года                                                г.Димитровград

    Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Иреневой М.А., при секретаре Хабло А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Зеленый район» к управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по г.Димитровграду УФССП России по Ульяновской области Мясниковой А. В. об уменьшении размера исполнительного сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ООО «Зеленый район» обратился в суд с указанным административным иском к управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об уменьшении размера исполнительного сбора в обоснование требований указав о том, что (ДАТА) судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Димитровграду УФССП России по Ульяновской области на основании исполнительного листа №* от (ДАТА), выданного Димитровградским городским судом по делу №*, возбуждено исполнительное производство №*. (ДАТА) вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 19266,83 руб. Полагает, что данный сбор может быть уменьшен, принимая во внимание положение общества. Просит уменьшить размер исполнительского сбора на 50%.

Поскольку ОСП по г. Димитровграду УФССП России по Ульяновской области не является самостоятельным юридическим лицом, При подготовке дела к судебному разбирательству судом заменен ответчик ОСП по г.Димитровграду УФССП России по Ульяновской области на административного ответчика управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области. Также привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика судебный пристав-исполнитель ОСП по г.Димитровграду УФССП России по Ульяновской области Мясникова А.В.; в качестве заинтересованного лица – Видяшова Е.А.

    В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом. Представитель истца просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

    Исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлением судебного пристава-исполнителя.

Согласно ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В силу ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (в редакции на день возбуждения исполнительного производства).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2 ст.112 Закона "Об исполнительном производстве").

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. (ч. 3 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве").

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6 ст.112 Закона "Об исполнительном производстве").

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 7 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве").

     Согласно п.47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) исполнительский сбор, установленный ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.

Вместе с тем, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что, в силу ст. 34 (ч. 1), ст. 35 (чч. 1 - 3) и ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, недопустимо.

Это означает, что взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Судом установлено, что на основании исполнительного листа №* от (ДАТА), выданного Димитровградским городским судом Ульяновской области с общества с ограниченной ответственностью «Зеленый район» в собственников помещений многоквартирного <адрес> взысканы денежные средства в качестве неосновательного обогащения в размере 275 240,52 руб.

На основании указанного исполнительного листа (ДАТА) возбуждено исполнительное производство №*.

Как следует из копии постановления от (ДАТА), должнику был предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.

В связи с неисполнением должниками требований исполнительных документов в срок, установленный для добровольного исполнения, (ДАТА) судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 19266,83 руб.

(ДАТА) исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, согласно которой установленный размер взыскания исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1- 3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.

Согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, должник не совершал умышленных действий по намеренному уклонению от исполнения решения суда, напротив, материалы дела содержат сведения, свидетельствующие о полном погашении долга, хотя бы и не в установленный срок для добровольного исполнения. Не исполнение решения суда в установленный срок вызвано объективными причинами - ООО «Зеленый район» является управляющей организацией по управлению многоквартирными домами. В обязанности управляющей компании входит в том числе предоставление услуг по содержанию общего имущества, уборка придомовой территории, обработка от насекомых, и другие услуги, для оказания которых требуются постоянные финансовые затраты.

Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства дела, степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное положение должника, размер исполнительского сбора, суд полагает возможным уменьшить на 1/4 размер исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №* до 14450,12 руб.

Требование об уменьшении исполнительского сбора на 50% удовлетворению не подлежи, поскольку не основано на законе.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Зеленый район» удовлетворить частично.

    Уменьшить размер подлежащего взысканию с общества с ограниченной ответственностью «Зеленый район» исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Димитровграду УФССП России от (ДАТА) по исполнительному производству №* до 14450 (четырнадцать тысяч четыреста пятьдесят) рублей 12 копеек.

    В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме – 26 июля 2023 года.

Председательствующий судья                               М.А.Иренева

2а-1761/2023 ~ М-1575/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Зеленый район"
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Димитровграду УФССП России по Ульяновской области Мясникова А.В.
УФССП России по Ульяновской области
ОСП по г. Димитровграду УФССП России по Ульяновской области
Другие
Видяшова Е.А.
Казанцева Л.Ю.
Суд
Димитровградский городской суд Ульяновской области
Судья
Иренева М. А.
Дело на сайте суда
dimitrovgradskiy--uln.sudrf.ru
27.06.2023Регистрация административного искового заявления
27.06.2023Передача материалов судье
30.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
30.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2023Судебное заседание
26.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее