Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-213/2016 ~ М-34/2016 от 21.01.2016

Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2016 года.

Дело № 2-213/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар 14 апреля 2016 года

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,

при секретаре Васильевой А.И.,

с участием прокурора Стеля В.А.,

представителей ответчика Зеляниной Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей, администрации Муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о возложении обязанности обеспечить очистку сточных вод при эксплуатации очистных сооружений на выпуске в водный объект реку Печора до нормативных показателей,

У С Т А Н О В И Л:

первый заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации с иском к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей о понуждении обеспечить очистку сточных вод при эксплуатации очистных сооружений на выпуске в водный объект – реку Печора до показателей, установленных нормативами предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для водных объектов.

Требования мотивирует тем, что предприятие осуществляет деятельность по водоотведению и переработке сточных вод, эксплуатации наружных и внутренних инженерных сетей и в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении водного объекта в пользование, осуществляет сброс сточных вод в реку Печора из очистных сооружений Бондарные (выпуск ). Также предприятию в соответствии со ст.22,23 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.35,44,56,60 Водного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» были установлены нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Проведенной Управлением Росприроднадзора НАО проверкой установлено, что в нарушение указанных норм, предприятие осуществляет сброс сточных вод в водный объект с превышением нормативов допустимых сбросов. Данные нарушения являются недопустимыми, поскольку не обеспечивают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Просит обязать Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС обеспечить очистку сточных вод при эксплуатации очистных сооружений на выпуске в водный реку Печора до показателей, установленных нормативами предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для водных объектов.

К участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация муниципального образования «Городской округ « Город Нарьян-Мар».

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, принятым к производству суда, прокурором требования были изменены, просит обязать администрацию МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС обеспечить соответствие сбрасываемых сточных вод в водный объект реку Печора из очистных сооружений Бондарные (выпуск ), расположенных в <адрес>, нормативам допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект.

В судебном заседании прокурор Стеля В.А. поддержала исковые требования с учетом изменения по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснила, что Нарьян-Марскому МУ ПОК и ТС Администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» были переданы в хозяйственное ведение очистные сооружения. Предприятие в соответствии с Уставом осуществляет водоотведение, ему был предоставлен в пользование водный объект. Хозяйственная деятельность предприятия, которая оказывает воздействие на окружающую среду, должна обеспечивать благоприятную окружающую среду. Нарьян-Марскому МУ ПОК И ТС установлены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект. При проведении плановой проверки было установлено, что предприятие осуществляет сброс стоков с превышением вышеуказанных нормативов. Факт превышения нормативов подтверждается ежеквартальными результатами лабораторных исследований, полученных лабораторией предприятия. Администрация города является собственником очистных сооружений и обязана соблюдать нормы природоохранного законодательства, но до настоящего времени ею мероприятия по реконструкции очистных сооружений не выполнены.

Представитель ответчика администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Зелянина Л.Ю. требования прокурора не признала, суду пояснила, что отбор проб воды при проверке был проведен не в соответствии с требованиями ГОСТа Р 51592-2000 «Вода. Общие требования к отбору проб» и ПНД Ф « Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод». Доказательств нарушения нормативов допустимого сброса прокурором не представлено. Полагает, что администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика Нарьян-Марского МУ ПОК И ТС в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Нарьян-Марского МУ ПОК И ТС.

Заслушав прокурора, представителя ответчика администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с
заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,
неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Частью 1 ст. 44 Водного кодекса РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным Кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно пунктам 1 - 4 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу ст. 39 Водного кодекса РФ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе путем обезвреживания сбросов загрязняющих веществ.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч. 6 ст. 56 ВК РФ), поэтому в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Кодекса при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади относятся к негативным воздействиям на окружающую среду.

Частью 1 статьи 22 указанного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Судом установлено, что в соответствии с п.3.5 Устава Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС одним из основных видов деятельности является водоотведение и переработка сточных вод, эксплуатация наружных и внутренних инженерных сетей( тепловые, водопровод, канализация).

Пунктом 2.10 Устава Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС установлено, что предприятие обеспечивает надлежащее выполнение мероприятий по экологической безопасности и защите окружающей среды.

Также судом установлено, что муниципальное образование «Городской округ «Город Нарьян-Мар» является собственником объекта ВКХ-ОС, расположенного по адресу: г.Нарьян-Мар, ул.Бондарная, в районе ОАО «Мясопродукты», которое на основании постановления администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 05.06.2013 №1032 передано в хозяйственное ведение Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС.

Решением Агентства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ.002-Р-РСВХ-С-2014-01626/00 для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод Нарьян-Марскому МУ ПОК и ТС предоставлен в пользование водный объект <адрес> <адрес>. Срок водопользования установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с данным решением максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных водах не должно превышать следующих значений показателей: установлены на уровне ПДК для водного объекта высшей категории рыбохозяйственного значения и фоновых концентраций загрязняющих вещества ФГБУ «Северное УГМС», в том числе (г/м3): взвешенные вещества -8,26, БПКп-3, фосфат-ион -0,2.

Письмом Двинско-Печорского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ Нарьян-Марскому МУ ПОК и ТС был утвержден проект нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект, в том числе по выпуску , при этом допустимые концентрации по БПК полн., ионам аммония, нитрит-ионам, нитрат-ионам, фосфатам установлены по ПДК веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения, по взвешенным веществам определены на уровне его фактического значения.

Согласно проекту нормативов допустимого сброса, утверждена в том числе следующая допустимая концентрация загрязняющих веществ в пределах норматива допустимого сброса (мг/ дм3) : взвешенные вещества -8,01+0,25, БПКп-3, фосфат-ион -0,2.

Приказом Управления Росприроднадзора по Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ Нарьян-Марскому МУ ПОК и ТС выдано разрешение на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, в том числе по выпуску в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данным разрешением установлена вышеуказанная концентрация загрязняющих веществ на выпуске сточных и (или) дренажных вод в пределах норматива допустимого сброса.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Ненецкому автономному округу была проведена плановая выездная проверка в отношении Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС, по результатам которой составлен акт проверки.

Как следует из акта проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора по Ненецкому автономному округу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, были отобраны пробы сточных вод на выходе из бака после вторичного смешивания Центральных очистных сооружений, по результатам количественного химического анализа которых зафиксировано превышение нормативов загрязняющих веществ в сточных водах, в том числе количество загрязняющих веществ составило (мг/ дм3): взвешенные вещества – 75+8; БПКп- 45+6; ион аммония >4 (54) ; фосфат ион – 17,1+2,0.

Таким образом, в ходе было зафиксировано значительное превышение норм загрязняющих веществ на очистных сооружениях <адрес> (Выпуск ).

Данные акты забора проб, результаты ее исследования, а также результаты проверки Нарьян-Марским МУ ПОК и ТС оспорены не были.

По результатам проверки Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС было привлечено к административной ответственности по ст. 8.13 ч.4 КоАП РФ, в том числе за превышение установленных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в сточных водах, что является нарушением условий разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Росприроднадзора по Ненецкому автономному округу.

Как следует из отчетов формы -ТП Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС, предприятием в указанные периоды было допущено превышение вышеназванных нормативов допустимого сброса по ряду позиций.

Согласно представляемым Нарьян-Марским МУ ПОК и ТС в Двинско-Печорское БВУ ежеквартальным сведениям, полученным в результате учета качества сточных вод и(или) дренажных вод за 2014-2015 годы, ежеквартальным протоколам результатов количественного химического анализа воды, составленным ведомственной лабораторией КОС Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС также установлено, что в указанный период предприятием систематически допускалось превышение утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект – реку Печора (Выпуск ) (по взвешенным веществам, БПК, фосфатам), что приводит к ухудшению качества воды водного объекта.

Таким образом, предприятием не обеспечивается нормативная очистка сточных вод, в результате чего в реку Печора поступают недостаточно очищенные сточные воды с превышением нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ.

Факт нарушения предприятием установленных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в указанный водный объект, подтверждается также письмом Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес прокуратуры <адрес>, из которого следует, что с 2014 года в связи с ужесточением нормативов на городских канализационных очистных сооружениях наблюдается превышение показателей сбрасываемых сточных вод по взвешенным веществам, биологическому потреблению кислорода, ионам аммония и нитритам.

Таким образом, принимая во внимание, что Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС являясь водопользователем и организацией, эксплуатирующей очистные сооружения, осуществляющей водоотведение и переработку сточных вод, систематически допускает превышение нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект - реку Печора, что является нарушением вышеназванных норм закона, вследствие которого также нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования заместителя прокурора и возложении на предприятие обязанности по обеспечению соответствия сбрасываемых сточных вод в водный объект реку Печора при эксплуатации очистных сооружений Бондарные (выпуск ), установленным нормативам допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект.

Доводы представителей ответчика о недоказанности прокурором превышения предприятием нормативов допустимого сброса не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела, опровергаются исследованными судом доказательствами. Ответчиком в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено суду доказательств, подтверждающих соблюдение им указанных нормативов в период с 2014 года и по настоящее время.

Факт отбора проб воды не на выпуске , а в баке, также не является основанием для отказа заместителю прокурора в иске, поскольку как акт отбора проб, так и результаты проверки предприятием не оспаривались, отбор проб и их исследование были проведены компетентными органами, при отборе проб участвовали представителя предприятия, от которых каких-либо замечаний не поступило, кроме того превышение нормативов допустимого сброса в указанном квартале 2015 года подтверждается протоколом КХА воды, представленным предприятием в Двинско-Печорское БВУ. Доказательств соответствия качества воды в указанный момент нормативам им также не представлено.

В соответствии со ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация в границах городского округа водоснабжение населения, водоотведения, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», являясь собственником вышеназванных очистных сооружений, не предпринимает надлежащих мер, направленных на предотвращение негативного воздействия сточных вод на окружающую среду и организацию мероприятий по охране окружающей среды, в частности не поддерживает в надлежащем состоянии очистные сооружения и расположенные на водном объекте иные сооружения, вследствие чего существующая система очистки сточных вод не обеспечивает очистку этих вод до установленных нормативов.

При этом, факт передачи имущества - очистных сооружений в хозяйственное ведение Нарьян-Марскому МУ ПОК и ТС не освобождает администрацию МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от исполнения указанных обязанностей.

Из представленных доказательств следует, что соблюдение указанных нормативов будет возможно при проведении реконструкции очистных сооружений, при этом ее выполнение отнесено к компетенции Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар». В свою очередь, Нарьян-Марское МУ ПОК и ТС не вправе самостоятельно произвести реконструкцию очистных сооружений.

До настоящего времени Администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» реконструкция очистных сооружений не проведена.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что на Администрацию МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» также следует возложить обязанность по обеспечению соответствия сбрасываемых сточных вод в реке Печора при эксплуатации очистных сооружений Бондарные (выпуск ), установленным нормативам допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика Нарьян-Марского МУ ПОК и ТС подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей в доход МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей, администрации Муниципального образования «Городской округ «<адрес>» о возложении обязанности обеспечить очистку сточных вод при эксплуатации очистных сооружений на выпуске в водный объект реку Печора до нормативных показателей удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», Нарьян-Марское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей обеспечить соответствие сбрасываемых сточных вод в водный объект реку Печора из очистных сооружений Бондарные (выпуск ), расположенных <адрес>, нормативам допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект.

Взыскать с Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей государственную пошлину в доход муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в размере 150 рублей (Сто пятьдесят рублей) 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий подпись В.В.Распопин

Копия верна, судья В.В.Распопин

2-213/2016 ~ М-34/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура РФ
Ответчики
МУ ПОК и ТС
администрация МО Городской округ "Город Нарьян-Мар"
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Распопин Виталий Владимирович
Дело на странице суда
nariyanmarsky--nao.sudrf.ru
21.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2016Передача материалов судье
25.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2016Судебное заседание
23.03.2016Судебное заседание
14.04.2016Судебное заседание
19.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2016Дело оформлено
28.03.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее