РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2013 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондарчук Ю.А. к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» об оспаривании приказа от 12.03.2012 № 34-л о зачислении в распоряжение органа внутренних дел и компенсации морального вреда,
установил:
С ДД.ММ.ГГГГ Бондарчук Ю.А. осуществляет профессиональную служебную деятельность на должностях государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ в должности <...> при УВД по городу Нижний Тагил.
Приказом начальника ММУ МВД России «Нижнетагильское» от ДД.ММ.ГГГГ № Бондарчук Ю.А., находящаяся в распоряжении ММУ МВД России «Нижнетагильское», назначена на должность <...> ММУ МВД России «Нижнетагильское» с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом начальника ММУ МВД России «Нижнетагильское» от ДД.ММ.ГГГГ № Бондарчук Ю.А. зачислена в распоряжение ММУ МВД России «Нижнетагильское» и освобождена от должности <...> ММУ МВД России «Нижнетагильское» с ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 6 части 10 статьи 36 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Приказом начальника ММУ МВД России «Нижнетагильское» от ДД.ММ.ГГГГ № Бондарчук Ю.А., находящейся в распоряжении ММУ МВД России «Нижнетагильское», предоставлен отпуск по уходу за ребенком до <...> лет.
10.05.2012 Бондарчук Ю.А. обратилась в суд с иском к ММУ МВД России «Нижнетагильское» о признании незаконным приказа от 12.03.2012 № 34-л о зачислении в распоряжение и освобождении от должности <...>.
В обоснование своих требований Бондарчук Ю.А. указала, что отсутствовал факт невыполнения ею более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи временной нетрудоспособностью.
Бондарчук Ю.А. полагает, что оспариваемый приказ направлен на создание для истца негативных условий труда с целью последующего увольнения со службы в органах внутренних дел.
В связи с нарушением трудовых прав истец испытывает нравственные страдания, компенсацию которых Бондарчук Ю.А. оценивает в размере <...> рублей.
Определением суда от 17.10.2012 исковое заявление Бондарчук Ю.А. оставлено без рассмотрения ввиду повторной неявки в суд, статья 222 (абзац 8) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 03.12.2012 производство по делу возобновлено.
В судебное заседание истец Бондарчук Ю.А. не явилась.
Представитель истца Афонина А.Н. пояснила, что в настоящее время Бондарчук Ю.А. не оспаривает факт невыполнения более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи временной нетрудоспособностью.
Зачисление в распоряжение органа внутренних дел также не повлекло для истца снижения уровня денежного содержания.
Однако Бондарчук Ю.А. полагает, что по окончанию отпуска по уходу за ребенком ответчик может не предоставить ей для замещения прежнюю должность <...> ММУ МВД России «Нижнетагильское».
Представитель ответчика - юрисконсульт правового отделения ММУ МВД России «Нижнетагильское» Мулыгина А.Ю. иск Бондарчук Ю.А. не признала полностью и пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бондарчук Ю.А. с незначительными перерывами находилась на больничных листах общей продолжительностью <...> календарных дней, т.е. более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев.
Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ издан в соответствии с законом и не преследует цели дисциплинарного наказания истца (л. д. 18-20).
Определением суда от 16.08.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Васильев С.В.
Третье лицо Васильев С.В. полагает иск Бондарчук Ю.А. необоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, третьего лица и исследовав письменные доказательства, суд находит иск Бондарчук Ю.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2012.
В случаях, не урегулированных специальными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (статья 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, статья 3 (часть 2) Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).
В соответствии с нормами Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, подлежащего применении судом при рассмотрении и разрешении настоящего гражданского дела, служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (статья 1).
Должности в органах внутренних дел учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (статья 6).
Сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.
Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел определяется настоящим Федеральным законом и федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в органах внутренних дел (статья 10).
Наличие у Бондарчук Ю.А. правового статуса сотрудника полиции и замещение истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должности <...> ММУ МВД России «Нижнетагильское» подтверждается копией приказа начальника ММУ МВД России «Нижнетагильское» от ДД.ММ.ГГГГ № (л. д. 26).
Согласно статье 36 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в случаях невыполнения сотрудником более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на лечении, в том числе в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными им при выполнении служебных обязанностей), часть 10, пункт 6.
Сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в течение следующего срока:
в течение периода временной нетрудоспособности, но не более одного года - в случае, предусмотренном пунктом 6 части 10 настоящей статьи;
в течение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (часть 11).
Сотрудник органов внутренних дел, зачисленный в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, до назначения на другую должность в органах внутренних дел либо увольнения со службы в органах внутренних дел выполняет поручения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо служебные обязанности по ранее замещаемой должности (часть 12).
На сотрудника органов внутренних дел, зачисленного в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, распространяется режим служебного времени, установленный настоящим Федеральным законом (часть 13).
К сотруднику органов внутренних дел, зачисленному в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, могут применяться меры поощрения, и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Федеральным законом (часть 14).
Время нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения засчитывается в календарном исчислении в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, в выслугу лет для присвоения специального звания (часть 15).
Денежное довольствие сотруднику органов внутренних дел в период нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения выплачивается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 16).
В срок нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения не засчитываются периоды временной нетрудоспособности и нахождения в отпуске, предусмотренные настоящим Федеральным законом (часть 17).
Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 82 настоящего Федерального закона (часть 18).
Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения оформляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя (часть 19).
Порядок зачисления сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения и порядок нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 20).
Вышеуказанные положения Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, в отличие от общих норм трудового законодательства, не предусматривают сохранение за сотрудником полиции места работы (должности) на весь период временной нетрудоспособности независимо от ее общей продолжительности, что обусловлено особенностями прохождения государственной правоохранительной службы.
В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно давал толкование правового положения сотрудников милиции, особенностей прохождения государственной службы в органах внутренних дел и специального порядка правового регулирования служебных отношений, связанных с прохождением государственной правоохранительной службы.
По смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункт «е»), служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним (Постановление от 15.07.2009 № 13-П).
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 32, часть 4) граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
Реализуя право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) путем поступления на государственную службу, гражданин добровольно избирает профессиональную деятельность, занятие которой предполагает наличие определенных ограничений в осуществлении им конституционных прав и свобод, что обусловлено исполнением особых публично-правовых обязанностей, возложенных на государственных служащих сообразно соответствующему виду государственной службы, и, следовательно, требует соблюдения в правовом регулировании государственной службы баланса законных интересов, связанных с ее организацией и эффективным функционированием, и необходимости защиты прав и свобод лиц, находящихся на государственной службе.
Специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет правовой статус государственных служащих, исходя из особенностей которого, обусловленных характером выполняемой ими деятельности и предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, законодатель вправе в рамках своей дискреции определять с помощью специального правового регулирования права и обязанности государственных служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной службой, а также предоставлять им соответствующие гарантии с учетом задач, принципов организации и функционирования того или иного вида государственной службы (Определения от 02.04.2009 № 472-О-О и от 19.01.2011 № 48-О-О).
Специальные нормы, которые регулируют служебные отношения лиц, замещающих должности государственной службы, могут отличаться от норм, регламентирующих отношения, возникающие в процессе реализации права на свободное распоряжение своими способностями к труду в иных формах (в частности, путем заключения трудового договора), что не может рассматриваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, который не препятствует законодателю при осуществлении специального правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям (Постановление от 06.06.1995 № 7-П).
Такие различия, обусловленные специфическими (квалификационными) требованиями, связанными с определенной работой, согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции МОТ № 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий не считаются дискриминацией (Постановление от 30.06.2011 № 14-П).
Из представленных ММУ МВД России «Нижнетагильское» документов следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бондарчук Ю.А. неоднократно освобождалась от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью в общей сложности продолжительностью <...> календарных дней, т.е. более четырех месяцев в течение двенадцати месяцев, что подтверждается листками освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, справками лечебных учреждений (л. д. 29-31, 33) и не оспаривается представителем истца в настоящем судебном заседании.
Приказом начальника ММУ МВД России «Нижнетагильское» от ДД.ММ.ГГГГ № Бондарчук Ю.А. зачислена в распоряжение ММУ МВД России «Нижнетагильское» и освобождена от должности <...> ММУ МВД России «Нижнетагильское» с ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 6 части 10 статьи 36 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (л. д. 25).
Приказ по форме и содержанию соответствует требованиям закона. Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № объявлен Бондарчук Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ. Однако от проставления росписи в приказе Бондарчук Ю.А. отказалась, о чем составлен комиссионный акт ММУ МВД России «Нижнетагильское» (л. д. 84).
Приказом начальника ММУ МВД России «Нижнетагильское» от ДД.ММ.ГГГГ № Бондарчук Ю.А., находящейся в распоряжении ММУ МВД России «Нижнетагильское», предоставлен отпуск по уходу за ребенком до <...> лет (л. д. 85).
Таким образом, представитель нанимателя - ММУ МВД России «Нижнетагильское», в целях замещения временно отсутствующего сотрудника и надлежащей организации работы органа внутренних дел имел законные основания для издания приказа о зачислении Бондарчук Ю.А. в распоряжение ММУ МВД России «Нижнетагильское» на период временной нетрудоспособности и до окончания отпуска по уходу за ребенком, с последующим решением вопросов о назначении Бондарчук Ю.А. на другую должность в органах внутренних дел либо увольнения со службы в органах внутренних дел.
Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (статья 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).
Служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с нравственными принципами:
законности, определяющей признание сотрудником верховенства закона, а также его обязательности к исполнению в служебной деятельности;
объективности, выражающейся в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений;
коллективизма и товарищества, проявляющихся в отношениях, основанных на дружбе, взаимной помощи и поддержке (статья 6 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 24.12.2008 № 1138).
Приведенные Бондарчук Ю.А. доводы об издании ММУ МВД России «Нижнетагильское» оспариваемого приказа с целью создания негативных условий труда и последующего увольнения истца со службы в органах внутренних дел носят характер предположений и не подтверждаются какими-либо допустимыми доказательствами, что обязывает суд при разрешении настоящего спора исходить из установленной законом презумпции соблюдения сотрудниками полиции требований закона и правил служебного поведения.
Таким образом, суд не находит законных оснований для удовлетворения иска Бондарчук Ю.А., включая требования о компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В иске Бондарчук Ю.А. к Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» об оспаривании приказа от 12.03.2012 № 34-л о зачислении в распоряжение органа внутренних дел и компенсации морального вреда отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Соловьев