Дело № 3а-1369/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Казакова Д.А.,
секретарь Хлебникова А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Гончарова Сергея Викторовича об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,
установил:
Гончаров С.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 7 988 +/- 31 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <Адрес...>, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020г., в размере 10 546 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 10 813 +/- 36 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <Адрес...>, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020г., в размере 13 312 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 13 589 +/- 41 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <Адрес...>, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020г., в размере 16 120 000 рублей.
Административный истец мотивирует свои требования тем, что оплачивает налог на имущество, рассчитываемый из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению налогов.
В судебном заседании представитель Гончарова С.В. по доверенности Боровых А.О. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание Гончаров С.В., представители департамента имущественных отношений Краснодарского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ», Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, администрация муниципального образования г. Горячий Ключ, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ.
От представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Юртаевой С.А. поступил отзыв, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
От представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Лаврентьевой И.А. поступил отзыв на административный иск, в котором указывает, что уменьшение кадастровой стоимости земельных участков приведет к уменьшению налоговых платежей, что в свою очередь повлияет на наполняемость бюджета. Просит вынести законное и обоснованное решение.
Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю по доверенности Демченко К.В. в возражениях на административный иск рассмотрение спора в части установления кадастровой стоимости земельных участков в размере равном рыночной стоимости оставила на усмотрение суда. Просила рассмотреть дело в их отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.
Суд, исследовав представленные доказательства и материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении в части административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
С учетом положений, закрепленных в частях 1, 3 статьи 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», Постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 318 от 27 апреля 2017 года, а также принимая во внимания, дату определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (01 января 2020 года), правоотношения, связанные с пересмотром кадастровой стоимости такого объекта, подлежат регулированию в соответствии с нормами Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федеральный закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Из материалов дела следует, что Гончаров С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 7 988 +/- 31 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <Адрес...>; земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 10 813 +/- 36 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <Адрес...>; земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 13 589 +/- 41 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <Адрес...>, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости.
Согласно данным Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость данных объектов недвижимости, определена по состоянию на 01 января 2020 года, и составляет:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> – 14 840 106,4 рублей;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> – 18 247 910,67 рублей;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> – 20 809 379,26 рублей.В соответствии с отчетом об оценке №051721.02-НИ от 17.05.2021г., подготовленным ООО «Бюро оценки» оценщиком <ФИО>9, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на дату определения кадастровой стоимости (01.01.2020г.) определена в размере 10 546 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером <№...> - в размере 13 312 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером <№...> – в размере 16 120 000 рублей.
Оценщик, составивший отчет о рыночной стоимости, отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Оснований не доверять представленному отчету у суда не имеется, поскольку он является допустимым по делу доказательством, содержит подробное описание проведенных исследований и с учетом этого исследования даны ответы на поставленные вопросы.
При подготовке отчета оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона «Об оценочной деятельности» и федеральных стандартов оценки.
Отчет об оценке содержит всю необходимую информацию, предусмотренную Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», а именно, сведения об оценке, дате проведения и характере экспертизы, о задании на оценку, о списке использованной литературы. Также оценщиком подробно описан объект оценки, проанализирован и правильно определен сегмент рынка, к которому относится объект недвижимости, детально описано проведенное исследование, с учетом которого дан ответ на поставленный вопрос.
При оценке объектов недвижимости был применены сравнительный подход (невозможность применения иных подходов при оценке экспертом обоснованна), проведено исследование рынка объектов недвижимости, и проанализирована информация о выставленных на продажу объектах, сопоставимых с оцениваемыми земельными участками.
Применяемые в отчете корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости каждого объекта от ряда актуальных факторов.
В отчете оценщиком принята скидка на торг, произведена корректировка на площадь, приведены обоснования отсутствия необходимости применения иных корректировок.
Кроме того, в материалы дела представлено положительное заключение <№...> от 04.06.2021г., подготовленное Саморегулируемой организацией «Региональная ассоциация оценщиков», согласно которому отчет об оценке <№...> от 17.05.2021г., подготовленный ООО «Бюро оценки» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности. Итоговая величина стоимости отраженная в отчете (стоимость объекта оценки) подтверждается.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив представленный отчет по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на 01.01.2020г. составляет 10 546 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на 01.01.2020г. составляет 13 312 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на 01.01.2020г. составляет 16 120 000 рублей.
Доказательств того, что рыночная стоимость указанных объектов недвижимости является иной, чем отражено в отчете об оценке, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении судебной оценочной экспертизы не просили.
Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости земельных участков рыночной стоимости, кадастровая стоимость превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данных объектов недвижимости.
Расхождение кадастровой стоимости с рыночной укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной оценки диапазон отклонений.
При таких обстоятельствах суд считает административный иск подлежащим удовлетворению и установлении кадастровой стоимости спорного объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной согласно отчета об оценке <№...> от 17.05.2021г., подготовленного ООО «Бюро оценки».
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 22 июня 2021 года, сведений об обращении в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в материалах дела не содержится. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 22 июня 2021 года.
При вышеизложенных обстоятельствах суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административные исковые требования Гончарова Сергея Викторовича об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной удовлетворить.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 7 988 +/- 31 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2020 года в размере 10 546 000 рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 10 813 +/- 36 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2020 года в размере 13 312 000 рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 13 589 +/- 41 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2020 года в размере 16 120 000 рублей.
Решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номерами <№...>.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номерами <№...> считать 22 июня 2021 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд.
Судья:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.08.2021г.