Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-19/2017 ~ М-4/2017 от 09.01.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 марта 2017 года г. Завитинск

Завитинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи                         Васильченко А.В.,

при секретаре                                  Гончарук И.А.,

с участием:

истца помощника прокурора Завитинского района Гулянова Д.Н.,

лица, в интересах которого подан иск Моргунова В.А.,

представителя ответчика – администрации Завитинского района

Амурской области Степановой Ю.С.,

представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела образования администрации Завитинского района Амурской области Бондаревой Г.Т.,

представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Завитинского района Амурской области в интересах лица из числа детей-сирот – Моргунова В.А. к администрации Завитинского района Амурской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Завитинского района Амурской области в интересах Моргунова В.А. обратился в Завитинский районный суд Амурской области с указанными исковыми требованиями к ответчику, в обоснование указав, что прокуратурой при проведении проверки по обращению Моргунова В.А. по фактам нарушения его жилищных прав, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Моргунов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать – ФИО1. и его отец – ФИО2 были лишены родительских прав по решению Завитинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с постановлением главы администрации Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ , в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего Моргунова В.А. (на тот период времени) и в соответствии со ст.ст. 121-123 СК РФ, он был направлен в детское государственное учреждение. Согласно справке ФКУ ИК-8 от ДД.ММ.ГГГГ, Моргунов В.А. осужден ДД.ММ.ГГГГ Райчихинским городским судом Амурской области по <***> УК РФ к ДД.ММ.ГГГГ лишения свободы и освобожден по отбытию срока наказания ДД.ММ.ГГГГ. Находясь в местах лишения свободы, в ДД.ММ.ГГГГ года Моргунов В.А. закончил обучение «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания», получил диплом об основном общем образовании. 10.10.2016 года Моргунов В.А. обратился в администрацию Завитинского района Амурской области с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма. Исходя из ответа администрации Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, Моргунову В.А. отказано в предоставлении указанного жилого помещения в связи с тем, что он обратился с данным заявлением в возрасте старше 23 лет, следовательно, утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время Моргунов В.А. в собственности по договору социального найма жилого помещения не имеет, в связи с этим нуждается в предоставлении жилого помещения, соответствующего техническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 15, 50, 92, 109.1 ЖК РФ, ст.ст. 4, 5, 5.1 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор Завитинского района Амурской области просит обязать администрацию Завитинского района Амурской области предоставить Моргунову В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, т.е. общей площадью не менее 42 кв.м. на семью их двух человек.

В судебном заседании истец - помощник прокурора Завитинского района Гулянов Д.Н. уточнил исковые требования, обратился с письменным заявлением, в котором просит изменить предмет искового заявления в части площади предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть общей площадью не менее 33 кв.м.

Лицо, в интересах которого подан иск, Моргунов В.А. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, настаивал на их удовлетворении с учетом их уточнения.

Представитель ответчика – администрации Завитинского района Амурской области Степанова Ю.С. не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований о предоставлении лицу, в интересах которого подан иск, Моргунову В.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть общей площадью не менее 33 кв.м.

Представитель третьего лица – отдела образования администрации Завитинского района Амурской области Бондарева Г.Т. не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований о предоставлении лицу, в интересах которого подан иск, Моргунову В.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть общей площадью не менее 33 кв.м.

Представитель третьего лица – администрации г. Райчихинска Амурской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, в котором со ссылкой на ст. 8 ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указывает на то, что в законе четко определен порядок, согласно которому происходит обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан, – по достижении 18-тилетнего возраста дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должны обратиться в администрацию с соответствующим заявлением в письменной форме. Как следует из искового заявления прокурора Завитинского района Амурской области Моргунов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать и отец были лишены родительских прав. В соответствии с постановлением главы города Завитинска от ДД.ММ.ГГГГ , несовершеннолетний Моргунов В.А. поставлен на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по достижению совершеннолетия. Моргунову В.А. 18 лет исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, но в администрацию Завитинского района Амурской области с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма он обратился, лишь 10.10.2016 года. Согласно справке ФКУ ИК-8 от ДД.ММ.ГГГГ, Моргунов В.А. отбывал наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Моргунов В.А. был осужден в ДД.ММ.ГГГГ году, а право на обращение с заявлением о предоставлении жилого помещения возникло у него с ДД.ММ.ГГГГ года, но он этим правом не воспользовался. Доказательств, подтверждающих, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года Моргунов В.А. обращался в администрацию Завитинского района Амурской области или другие органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учет, с заявлением о постановке на учет, а также доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий к такому обращению, Моргуновым В.А. не представлено в нарушение ст. 56 ГПК РФ. Поскольку Моргунов В.А. свое право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет, то есть в тот период, когда в силу закона мог быть отнесен к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовал, то данное право после достижения им 23 лет сохранено быть не может. На основании вышеизложенного считает, что предъявляемые исковые требования незаконны и удовлетворению не подлежат. Дополнительно сообщил, что Моргунов В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на учете в управлении образования администрации города Райчихинска, как лицо, оставшееся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилого помещения, не состоит.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица – Министерства социальной защиты населения Амурской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

При таких обстоятельствах, суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Огласив исковое заявление, а также уточнённые исковые требования, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

При данных обстоятельствах, поскольку настоящий иск предъявлен прокурором Завитинского района Амурской области в защиту нарушенных прав истца на обеспечение жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах, суд приходит к выводу, что в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов истца с указанными требованиями, независимо от наличия у истца возможности самостоятельно обратиться в суд с указанными требованиями.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 24.06.1998 года N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации – реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10.10.2002 года №258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ в той же редакции жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статьей 1 названного Федерального закона к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей: лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке, а к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п.п. 1, 3, 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, Федерального закона от 02.07.2013 года N 185-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 указанного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 данного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 указанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее список) в соответствии с п.1 данной статьи.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно п. 8 ст. 8 указанного Федерального закона в той же редакции дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 10 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.

Уполномоченный орган формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 1 указанной статьи в порядке, установленном ст. 4.1 настоящего Закона.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ч.ч. 1, 4-6 ст. 4.1 указанного Закона Амурской области формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 1 ст. 4 настоящего Закона, осуществляется уполномоченным органом по форме согласно приложению №3 к настоящему Закону.

Органы местного самоуправления с момента вступления в силу настоящего Закона осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона.

Органы местного самоуправления ежеквартально представляют в уполномоченный орган информацию о детях-сиротах, указанных в ч. 4 ст.4.1, которая включается уполномоченным органом в список не позднее 10 рабочих дней с даты ее поступления.

Формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года. Если дата принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления совпадает у нескольких детей-сирот, очередность между ними формируется в алфавитном порядке (по фамилии, имени, отчеству).

При этом из положений ст. 1 Закона Амурской области от 11.04.2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что государственные полномочия по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные статьей 4 настоящего Закона, до 01.01.2015 года осуществлялись исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции управления в сфере образования (Министерством образования и науки Амурской области), с 01.01.2015 года – исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции управления в сфере социальной защиты населения области (Министерством социальной защиты населения Амурской области).

Согласно п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 5 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок, в том числе, государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.

Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, государственные полномочия по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения вышеприведенным Законом Амурской области возложены на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае на администрацию Завитинского района Амурской области.

Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Как следует из повторного свидетельства о рождении I-ОТ , выданного ДД.ММ.ГГГГ отделением ЗАГС Завитинского района Амурской области, Моргунов В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Родителями Моргунова В.А. являются ФИО2 и ФИО1 (л.д. 9).

Решением Завитинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении сына – Моргунова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 20-21).

Таким образом, судом установлено, что Моргунов В.А. в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей в связи с тем, что оба его родителя были в установленном законом порядке лишены в отношении него родительских прав, а, следовательно, приобрел права на льготы и дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Из материалов гражданского дела усматривается, что постановлением главы города Завитинска от ДД.ММ.ГГГГ Моргунов В.А. как ребенок, оставшийся без попечения родителей и не имеющий за собой закрепленного жилого помещения, был поставлен на учет на внеочередное предоставление жилого помещения. Что также подтверждается предоставленными справками (л.д. 14-16, 18).

На основании постановления главы администрации Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, Моргунов В.А. был направлен в детское учреждение (л.д. 19).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что до достижения Моргуновым В.А. возраста 23 лет с соблюдением установленного действующим законодательством порядка он был принят на учет на внеочередное получение жилья, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду признания непригодным для постоянного проживания ранее закрепленного за ним жилого помещения.

Согласно ответу Министерства социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, в областном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сведения о Моргунове В.А. отсутствуют. Однако, в связи с установлением обстоятельств постановки Моргунова В.А. на учет на внеочередное предоставление жилого помещения на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время решается вопрос о включении его в указанный список (л.д. 43-45).

В соответствии с повторным ответом Министерства социальной защиты населения Амурской области, гражданин Моргунов В.А. включен в областной список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 140)

Из представленной копии справки об освобождении следует, что Моргунов В.А. ДД.ММ.ГГГГ освобожден из ФКУ ИК-8 по отбытию наказания, назначенного ему приговором Райчихинского городского суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в виде ДД.ММ.ГГГГ лишения свободы (л.д. 12-13).

Кроме того, согласно копии аттестата об основном общем образовании от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году Моргунов В.А. окончил Государственное образовательное казенное учреждение Амурской области «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» (л.д. 17).

10 октября 2016 года Моргунов В.А. обратился с заявлением на имя главы Завитинского района Амурской области, в котором просил предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обоснование указывая, что ранее не имел возможности обратиться с подобным заявлением так как отбывал наказание в местах лишения свободы (л.д. 8).

Факт отсутствия в собственности у Моргунова В.А. какого-либо жилого помещения подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о правах отдельного лица – Моргунова В.А., на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (л.д. 143, 145).

Судом установлено, что с момента постановки на учет и до настоящего времени у Моргунова В.А. отсутствует какое-либо жилое помещение, как в пользовании у нанимателя жилого помещения по договору социального найма или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так и собственное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания и закрепленное за ним, в связи с чем он обосновано признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения и постановлен на учет на внеочередное получение жилья.

Из пояснений истца Моргунова В.А. следует, и не оспаривалось другими лицами, участвующими в деле, что Моргуновым В.А. соблюден заявительный порядок постановки на учет. При этом постановление главы города Завитинска от ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном законодательством, никем не оспорено, не отменялось, недействительным не признано.

Пояснениями представителя третьего лица – отдела образования администрации Завитинского района Амурской области Бондаревой Г.Т. подтверждается, что будучи поставленным на учёт на внеочередное получение жилья, Моргунов В.А. был включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в отделе образования администрации Завитинского района, исполняющего обязанности по реализации государственных полномочий в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, однако с соответствующим заявлением обратился уже после достижения им 23 летнего возраста.

Об этом же свидетельствуют сведения, предоставленные Министерством социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что в областном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сведения о Моргунове В.А. отсутствуют. Однако в связи с установлением обстоятельств постановки Моргунова В.А. на учет на внеочередное предоставление жилого помещения на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время Моргунов В.А. уже включен в указанный список.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что до достижения Моргуновым В.А. возраста 23 лет с соблюдением установленного действующим законодательством порядка он был принят на учёт на внеочередное получение жилья, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду отсутствия какого-либо пригодного для проживания жилья, закреплённого за ним на праве найма либо в собственности, включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в отделе образования администрации Завитинского района.

Судом установлено, что до рассмотрения дела в суде Моргунов В.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, жильём обеспечен не был.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) предусматривает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанных категорий детей, не имеющих закреплённого жилья, на обеспечение жильём по месту жительства указанных лиц.

В силу п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом из содержания ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Обязательным помимо прочих условием предоставления жилья является нахождение места жительства лица на территории органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счёт которого предоставляется жильё, т.е. в данном случае на территории Амурской области.

На основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, судом установлено, и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что после освобождения из мест лишения свободы и получения основного общего образования, до достижения 23-летнего возраста Моргунов В.А. в качестве постоянного места жительства избирал г. Завитинск Амурской области.

При таких обстоятельствах, предоставление жилого помещения осуществляется за счёт средств областного бюджета лицам, включённым в единый областной список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, исходя из того, что, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ввиду отсутствия пригодного для постоянного проживания жилого помещения, Моргунов В.А. в порядке, установленном действующим законодательством был поставлен на учёт на внеочередное получение жилья, включен в списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако, до настоящего времени жилым помещением обеспечен не был, вместе с тем, реализуя предоставленное ему право на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации избрал местом жительства в пределах Амурской области <адрес>, в связи с чем выразил волеизъявление на реализацию своего права на обеспечение жилым помещением, которым ранее по не зависящим от него обстоятельствам обеспечен не был. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Моргунов В.А., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленным в установленном законом порядке на учёт на внеочередное предоставление жилого помещения, будучи не обеспеченный жилым помещением, выразил волеизъявление о реализации имеющегося у него права по избранному им месту жительства на территории <адрес> получить жилье по договору найма специализированного жилого помещения, однако, в результате недостаточности финансирования на приобретение жилых помещений для вышеуказанной категории граждан был лишен возможности своевременной реализации своего права на обеспечение жильем во внесудебном порядке.

Поскольку согласно статье 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры), которыми согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ признаются изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом и пригодные для постоянного проживания граждан (отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учётом положений федерального законодательства, принимая во внимание закреплённое в статье ст. 50 ЖК РФ понятие нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма как минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и учитывая, что согласно пункту 3.2.2 Положения «О распоряжении муниципальным жилищным фондом на территории городского поселения «Город Завитинск», утверждённому решением Завитинского городского Совета народных депутатов №163 от 21.02.2008, норма предоставления проживающих граждан для одиноко проживающих составляет 33 кв.м. (л.д. 37), суд находит требования прокурора Завитинского района в этой части подлежащими частичному удовлетворению ввиду следующего.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данный Закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 8 (абз. 2 п. 1) указанного Федерального закона установлено, что указанная категория граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. №1203 предусматривалось предоставление и распределение из федерального бюджета таких субсидий только для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством).

Таким образом, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке является льготой, которая носит адресный характер и направлена на обеспечение органом исполнительной власти жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц.

Учитывая, что федеральным законодательством не предусматривается распространение льготы по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма на членов семей указанных категорий граждан, при предоставлении жилого помещения этим гражданам члены их семей учету не подлежат. Законодательством субъекта Российской Федерации – Амурской области также не предусмотрено предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом членов их семей.

Принимая во внимание, что отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению уточнённые исковые требования прокурора Завитинского района Амурской области в интересах Моргунова В.А. о возложении на администрацию Завитинского района Амурской области обязанности предоставить Моргунову В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированого жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, не менее 33 кв.м. на одиноко проживающего гражданина.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Завитинского района Амурской области в интересах лица из числа детей-сирот - Моргунова В.А. к администрации Завитинского района Амурской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать администрацию Завитинского района Амурской области предоставить лицу из числа детей-сирот - Моргунову В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть общей площадью не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий              А.В. Васильченко

Решение суда в окончательной форме составлено 6 марта 2017 года

    

2-19/2017 ~ М-4/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Завитинского района
Ответчики
Администрация Завитинского района
Другие
Орган опеки и попечительства администрации Завитинского района
Суд
Завитинский районный суд Амурской области
Судья
Васильченко Алексей Викторович
Дело на странице суда
zavitnskiy--amr.sudrf.ru
09.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2017Передача материалов судье
11.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2017Судебное заседание
27.02.2017Судебное заседание
06.03.2017Судебное заседание
06.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее