Дело № 2а-113/2019
УИД: 10RS0009-01-2019-000080-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2019 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Каськовича И.В., при секретаре Хлебаевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Карелия к Баринкову Ю.В. о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Карелия (далее – МИ ФНС № 2 по РК, административный истец, налоговый орган) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Баринкову Ю.В. (далее – административный ответчик, налогоплательщик) по тем основаниям, что согласно ст. 357 НК РФ Баринков Ю.В. является плательщиком транспортного налога, т.к. имеет в собственности транспортные средства: легковой автомобиль <1>, 107 л.с., рег. №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ; грузовой автомобиль <2>, 99 л.с., рег. №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ; легковой автомобиль <4>, 78,9 л.с., рег. №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ; легковой автомобиль <6>, 115,6 л.с., рег. №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ; легковой автомобиль <3>, 197 л.с., рег. №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ; грузовой автомобиль <5>, 520 л.с., рег. №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п.2 ст.362 НК РФ). Сумма транспортного налога за 2016 год составила 63 676 руб., а именно для легкового автомобиля <1> – 3 210 руб. (30 руб.*107 л.с.*12/12), для грузового автомобиля <2> – 2 475 руб. (25 руб.*99 л.с.*12/12), для легкового автомобиля <4> – 473 руб. (6 руб.*78,9 л.с.*12/12), для легкового автомобиля <6> – 3 468 руб. (30 руб.*115,6 л.с.*12/12), для легкового автомобиля <3> – 9 850 руб. (50 руб.*197 л.с.*12/12), для грузового автомобиля <5> – 44 200 руб. (85 руб.*520 л.с.*12/12). В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога налогоплательщику начислены пени. В соответствии со ст.69 НК РФ налогоплательщику направлено требование об уплате налога, пени от № от ДД.ММ.ГГГГ. Данным требованием налогоплательщику при наличии разногласий было предложено провести сверку расчетов. Разногласий в МИ ФНС России №2 по Республике Карелия не поступило. Требование до настоящего времени не исполнено. 05.10.2018 мировым судьей судебного участка Муезерского района выдан судебный приказ о взыскании с Баринкова Ю.В. транспортного налога за 2016 год и пени. 18.10.2019 судебный приказ отменен на основании заявления налогоплательщика. Задолженность до настоящего времени не погашена.
На основании изложенного и руководствуясь ст.286 КАС РФ, ст.48 НК РФ, административный истец просит суд: Взыскать с Баринкова Ю.В. 64 005,52 руб., в том числе, транспортный налог за 2016 год в сумме 63 676 руб.; пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 329,52 руб.
В соответствии с требованиями ч.7 ст.125 КАС РФ административное исковое заявление вручено административному ответчику, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Копия определения о принятии административного искового заявления к производству суда направлена лицам, участвующим в деле в соответствии с требованиями ч.3 ст.127 КАС РФ. Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения против удовлетворения административного иска. В обоснование возражений указывает, что срок уплаты транспортного налога истек 05.11.2017. При этом грузовой автомобиль <5> ДД.ММ.ГГГГ был арестован судебным приставом-исполнителем. 22.12.2015 указанный автомобиль передан судебным приставом-исполнителем на реализацию. 03.03.2016 между ООО <данные изъяты> (реализатор арестованного имущества) и ООО <данные изъяты> (покупатель) был заключен договор купли-продажи указанного автомобиля. Таким образом, полагает, что, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ он не являлся собственником автомобиля <5>, у него отсутствует обязанность по уплате транспортного налога за 2016 год. Посредством телефонограммы дополнительно пояснил, что начисление транспортного налога на легковой автомобиль <1>, грузовой автомобиль <2>, легковой автомобиль <4>, легковой автомобиль <6>, легковой автомобиль <3> не оспаривает, так как они не изымались, не реализовывались и находятся в его пользовании. Представлена копия квитанции от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога на сумму <данные изъяты> руб. Посредством телефонограммы пояснил, что уплату транспортного налога на указанную сумму от его имени производила бухгалтер, поясняла кассиру о налоговом период 2016 и 2017 годы, однако при осуществлении платежа кассир данную информацию в платежный документ не внесла. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административным истцом представлен отзыв на возражения административного ответчика. В отзыве МИ ФНС России №2 по РК указывает, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога на основании ст.ст.357, 358 НК РФ. В соответствии с налоговым законодательством наличие обязанности по уплате транспортного налога связывается с фактом регистрации транспортного средства за конкретным лицом. Налоговые органы, определяя налоговую базу, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах. Риск наступления неблагоприятных последствий несовершения действий по обращению в регистрирующие органы лежит на налогоплательщике. В связи с тем, что согласно сведениям ГИБДД датой прекращения владения административным ответчиком автомобилем <5> является ДД.ММ.ГГГГ, полагают подлежащими удовлетворению исковые требования о взыскании с Баринкова Ю.В. транспортного налога за 2016 год.
В судебном заседании представитель административного истца МИ ФНС России №2 по Республике Карелия Курицына М.С., действующая на основании доверенности, пояснила, что от административного ответчика Баринкова Ю.В. поступили денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. в счет уплаты транспортного налога за 2016 год, в связи с тем, что при оплате налогоплательщиком не указан налоговый период, за который произведена оплата, налоговым органом данный платеж зачислен в счет частичной уплаты транспортного налога за 2016 год.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ и ч.1 ст.3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Частью 4 ст.57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с ч.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с ч.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со ст.69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога - извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 КАС РФ, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам. Требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом, в этом случае оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней. Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога и пеней превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим п.2 ст.48 НК РФ. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п.1 ст.359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определена как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. П.1 ст.361 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.
На территории Республики Карелия транспортный налог введен Законом Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» от 30.12.1999 №384-ЗРК, установлены ставки налога.
Согласно ст.6 указанного Закона ставка транспортного налога зависит от типа транспортного средства: для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. – 6 руб. за каждую лошадиную силу; для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. – 30 руб. за каждую лошадиную силу; для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. – 50 руб. за каждую лошадиную силу; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. – 25 руб. за каждую лошадиную силу; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. – 85 руб. за каждую лошадиную силу.
В соответствии с ч.3 ст.362 НК РФ (в ред. Федерального закона от 20.10.2005 №131-ФЗ) в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
В соответствии с п.3 ст.362 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 №396-ФЗ) в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в данном пункте.
В соответствии с положениями ч.6 ст.289 КАС РФ суд проверяет правильность осуществленного расчета транспортного налога за 2016 год.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что за административным ответчиком Баринковым Ю.В. в 2016 году были зарегистрированы следующие транспортные средства:
Легковой автомобиль <1>, 107 л.с., рег. №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям ОГИБДД мощность указанного автомобиля составляет 107 л.с. Сумма транспортного налога за 2016 год для данного автомобиля составляет 3 210 руб. (30 руб.*107 л.с.*12/12), что соответствует расчету административного истца.
Грузовой автомобиль <2>, 99 л.с., рег. №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям ОГИБДД мощность указанного автомобиля составляет 99 л.с. Сумма транспортного налога за 2016 год для данного автомобиля составляет 2 475 руб. (25 руб.*99 л.с.*12/12), что соответствует расчету административного истца.
Легковой автомобиль <4>, 78,9 л.с., рег. №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям ОГИБДД мощность указанного автомобиля составляет 79 л.с. Сумма транспортного налога за 2016 год для данного автомобиля составляет 474 руб. (6 руб.*79 л.с.*12/12). В расчете истца сумма транспортного налога для автомобиля <4> за 2016 год указана 473 руб., что меньше суммы налога по расчету суда.
В соответствии со ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных указанным кодексом. На основании ч.1 ст.290 КАС РФ решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 КАС РФ.
Таким образом, судом принимается расчет транспортного налога, представленный административным истцом.
Легковой автомобиль <6>, 115,6 л.с., рег. №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям ОГИБДД мощность указанного автомобиля составляет 116 л.с. Сумма транспортного налога за 2016 год для данного автомобиля составляет 3 480 руб. (30 руб.*116 л.с.*12/12). В расчете истца сумма транспортного налога для автомобиля <6> за 2016 год указана 3 468 руб., что меньше суммы налога по расчету суда, в связи с чем в соответствии со ст. 178 КАС РФ судом принимается расчет транспортного налога, представленный административным истцом.
Легковой автомобиль <3>, 197 л.с., рег. № №, дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям ОГИБДД мощность указанного автомобиля составляет 197 л.с. Сумма транспортного налога за 2016 год для данного автомобиля составляет 9 850 руб. (50 руб.*197 л.с.*12/12), что соответствует расчету административного истца.
Грузовой автомобиль <5>, 520 л.с., рег. №, дата возникновения собственности 22.08.2008, дата прекращения собственности 04.10.2018. Согласно сведениям ОГИБДД мощность указанного автомобиля составляет 520 л.с. Сумма транспортного налога за 2016 год для данного автомобиля составляет 44 200 руб. (85 руб.*520 л.с.*12/12), что соответствует расчету административного истца.
Административный ответчик оспаривает начисление транспортного налога за 2016 год за грузовой автомобиль <5>, в связи с его передачей судебным приставом-исполнителем на реализацию 22.12.2015, реализацией 03.03.2016. В подтверждение своей позиции административным ответчиком представлена копия договора купли-продажи № от 03.03.2016, заключенного между продавцом ООО <данные изъяты> в лице директора О., действующего на основании Устава, от имени ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия в рамках исполнения договора № от ДД.ММ.ГГГГ по поручению на оказание услуг по реализации имущества от ДД.ММ.ГГГГ № и в соответствии с уведомлением о готовности к реализации арестованного имущества № от 23.12.2015 УФССП по Республике Карелия, и покупателем ООО <данные изъяты> в лице Генерального директора И., действующего на основании Устава. Согласно данному договору грузовой автомобиль <5> VIN № <данные изъяты>, продан на основании акта о наложении ареста от ДД.ММ.ГГГГ, постановления судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на реализацию от ДД.ММ.ГГГГ, акта передачи арестованного имущества на реализацию от ДД.ММ.ГГГГ, поручения на реализацию арестованного № от ДД.ММ.ГГГГ; передача имущества покупателю осуществляется по акту приема-передачи после выполнения покупателем обязательств по оплате имущества. Цена автомобиля определена в сумме <данные изъяты> руб. К договору имеется акт приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с имеющейся в деле копией карточки учета транспортного средства <5> г.р.з. №, представленной ОГИБДД ОМВД России по Муезерскому району, спорный автомобиль был зарегистрирован на имя административного ответчика Баринкова Ю.В. 22.08.2008 года, 04.10.2018 снят с регистрационного учета по договору купли-продажи № от 03.03.2016 и акту приема-передачи от 14.03.2016.
Ч.2 ст.218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. На правоотношения, возникающие из договоров купли-продажи транспортных средств, распространяются общие положения ГК РФ о купле-продаже. Согласно п.1 ст.454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). П.3 ст.454 ГК РФ предусмотрена возможность установления особенностей купли и продажи товаров отдельных видов в случаях, предусмотренных Кодексом или иным законом.
Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи (п.1 ст.456 ГК РФ). Согласно п.1 ст.425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения Договор в письменной форме может быть заключен путём составления одного документа, подписанного сторонами (п.2 ст.434 ГК РФ). Моментом исполнения обязанности передать товар (в данном случае транспортное средство) является момент предоставления товара в распоряжение покупателя (п.1 ст.458 ГК РФ).
П.1 ст.223 ГК РФ предусмотрено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п.2 ст.223 ГК РФ).
В силу п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2012 №1156, действовавшей период реализации транспортного средства) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Указанный нормативный документ в ныне действующей редакции (Постановления Правительства РФ от 06.10.2017 №1215) содержит те же сроки постановки транспортного средства на учет в случае смены их собственника.
В соответствии с п.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Пунктами 4 и 6 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 №1001, действовавших в период реализации спорного транспортного средства, установлено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника.
В соответствии с пунктами 6-8 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 26.06.2018 №399, владелец транспортного средства обязан в установленном указанными Правилами порядке зарегистрировать транспортное средство или внести изменения в регистрационные данные транспортного средства в течение 10 суток после его приобретения. Прекращение регистрации транспортного средства в подразделении Госавтоинспекции осуществляется по заявлению владельца транспортного средства либо по инициативе регистрационного подразделения Госавтоинспекции. Регистрация транспортного средства прекращается по заявлению владельца случае утраты или хищения транспортного средства; прекращения права собственности на транспортное средство. Прекращение регистрации в отношении отчужденного транспортного средства осуществляется на основании заявления его прежнего владельца и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем.
Постановлением Муезерского районного суда Республики Карелия от 23.10.2014 удовлетворено ходатайство руководителя СО по г. Костомукша СУ СК России по Республике Карелия о наложении ареста на имущества обвиняемого Баринкова Ю.В., в том числе, на автомобиль <5>, <данные изъяты> г.в., г.р.з. №. Постановление суда вступило в законную силу 06.11.2014.
Приговором Муезерского районного суда Республики Карелия от 13.11.2015, постановленным в отношении Баринкова Ю.В., автомобиль <5>, <данные изъяты> г.в., г.р.з. №, обращен в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением. Приговор вступил в законную силу 24.11.2015.
В архиве Муезерского районного суда Республики Карелия имеется материал № по заявлению судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Муезерскому району УФССП России по Республике Карелия о снятии ареста имущества Баринкова Ю.В. Согласно данному заявлению 23.10.2014 Муезерский районный суд Республики Карелия вынес постановление о наложении ареста на имущество должника Баринкова Ю.В., в том числе, на автомобиль <5>, <данные изъяты> г.в., г.р.з. №. Протоколом от 20.11.2014 Следственным отделом по г. Костомукша СУ СК России по Республике Карелия был наложен арест на данный автомобиль. Приговором Муезерского районного суда Республики Карелия от 13.11.2015 данный автомобиль обращен в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением. ДД.ММ.ГГГГ денежные средства от реализации автомобиля перечислены Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия. В обоснование заявления судебным приставом-исполнителем представлены заверенные копии следующих документов: протокола наложения ареста на имущество от 20.11.2014; постановления судебного пристава-исполнителя от 17.03.2016 о возбуждении исполнительного производства № в отношении Баринкова Ю.В., в пользу взыскателя Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия; постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о распределении денежных средств в сумме <данные изъяты> руб. по исполнительному производству № в счет погашения долга взыскателю Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия; отчета о реализации арестованного имущества по договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Муезерского районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ отменен арест автомобиля <5>, <данные изъяты> г.в., г.р.з. №. Постановление суда вступило в законную силу 21.02.2016.
Предусмотренная указанными выше нормативными актами Правительства Российской Федерации регистрация транспортных средств является не государственной регистрацией перехода права собственности, установленной п.2 ст.223 ГК РФ, а государственной регистрацией самого транспортного средства, имеющей учетный характер. В данном случае государственная регистрация автотранспортного средства имеет своей целью подтверждение владение лицом транспортным средством в целях государственного учета.
После продажи спорного автомобиля покупателем ООО «Ви-дизель» перерегистрация сведений о собственнике автомобиля в органах ГИБДД, как того требуют нормативные документы, не осуществлялась.
При этом фактически грузовой автомобиль <5>, <данные изъяты> г.в., г.р.з. №, выбыл из владения административного ответчика Баринкова Ю.В. 20.11.2014, когда Следственным отделом по г. Костомукша СУ СК России по Республике Карелия был наложен арест на данный автомобиль на основании постановления Муезерский районный суд Республики Карелия от 23.10.2014 о наложении ареста на имущество должника Баринкова Ю.В., поскольку как собственник Баринков Ю.В. фактически был лишен права владения, пользования и распоряжения этим автомобилем.
В связи с этим суд полагает не подлежащими удовлетворению исковые требования в части взыскания транспортного налога за 2016 год в сумме 44200 руб., начисленного на транспортное средство грузовой автомобиль Вольво FH16, а как следствие из этого – не подлежащими удовлетворению требования о взыскании пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу на данный автомобиль.
Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Согласно Указанию Банка России от 13.09.2012 №2873-У с 14.09.2012 ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации составляет 8,25 %. Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 №1340 «О применении с 01.01.2016 ключевой ставки Банка России» установлено, что к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 01.01.2016 вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с Указанием Банка России от 11.12.2015 №3894-У «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» с 01.01.2016 не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России, значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. Согласно информации Банка России ключевая ставка Банка России в период с 30.10.2017 по 17.12.2017 – 8,25%, в период с 18.12.2017 по 11.02.2018 – 7,75%.
Согласно представленному административным истцом расчету на недоимку по транспортному налогу за 2016 год административному ответчику начислены пени за период с 02.12.2017 по 20.12.2017.
Согласно расчету суда пени на сумму подлежащего взысканию с Баринкова Ю.В. транспортного налога за 2016 год в размере 19 476 руб. составляют:
- за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> (16 дней): 19 476*8,25%:300*16=85,69 руб.
- за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> (3 дня): 19 476*7,75%:300*3=15,09 руб.
По расчету суда всего за период с 02.12.2017 по 20.12.2017 пени на недоимку по транспортному налогу за 2016 год составляют 85,69+15,09 руб.=100,78 руб., в связи с чем исковые требования в части взыскания с Баринкова Ю.В. пеней являются обоснованными.
Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об обязанности уплатить транспортный налог за 2016 год в сумме 63 676 руб. направлено налогоплательщику заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ, указан срок уплаты налога до 01.12.2017 (л.д.№). Затем в соответствии со ст.69 НК РФ налогоплательщику было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в сумме 63 676 руб. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 329,52 руб. (на общую сумму 64 005,52 руб.) также заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16), установлен срок исполнения требования – до 15.04.2018. Таким образом, налоговый орган в установленном законом порядке известил налогоплательщика о том, что у него имеется обязанность (а затем задолженность) по уплате налога.
18.10.2018 мировым судьей судебного участка Муезерского района Республики Карелия отменен судебный приказ № о взыскании с Баринкова Ю.В. задолженности по транспортному налогу в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
Согласно конверту настоящее административное исковое заявление направлено административным истцом в суд 16.04.2019, подано налоговым органом в установленный законом шестимесячный срок.
В связи с изложенным, суд полагает обоснованным требование налогового органа о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2016 год в части начисления данного налога на автомобили: легковой автомобиль <1> в сумме 3 210 руб., грузовой автомобиль <2> в сумме 2 475 руб., легковой автомобиль <4> в сумме 473 руб., легковой автомобиль <6> в сумме 3 468 руб., легковой автомобиль <3>, в сумме 9 850 руб., всего на сумму 19 476 руб.
Вместе с тем, с учетом уплаты административным ответчиком транспортного налога в сумме <данные изъяты>, пояснений представителя административного истца о том, что наиболее ранняя задолженность по уплате транспортного налога у Баринкова Ю.В. имеется за 2016 год, пояснений административного ответчика, что данная сумма внесена в счет уплаты транспортного налога за 2016 и 2017 годы, суд полагает исполненным обязательство налогоплательщика Баринкова Ю.В. по уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 19 476 руб. и пени в сумме 100,78 руб.
Исследовав и оценив в совокупности представленные письменные доказательства, пояснения представителя административного истца суд считает заявленные исковые требования о взыскании с Баринкова Ю.В. 64 005,52 руб., в том числе, транспортного налога за 2016 год в сумме 63 676 руб.; пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 329,52 руб. не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина с административного ответчика не взыскивается.
Руководствуясь ст.ст.180, 286-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Карелия к Баринкову Юрию Витальевичу о взыскании пени по транспортному налогу - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в порядке ч.2 ст.177 КАС РФ составлено 31.05.2019.
Судья И. В. Каськович