Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-886/2022 (2-4973/2021;) ~ М-4610/2021 от 11.11.2021

№ 2-886/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2022 года                                г.Смоленск

Ленинский районный суд города Смоленска

Под председательством судьи Куделиной И.А.

При секретаре Шпак А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Смоленска в защиту интересов несовершеннолетнего Степанова Ивана Данииловича к Департаменту Смоленской области по здравоохранению об обеспечении изделиями медицинского назначения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Смоленска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Степанова И.Д. к Департаменту Смоленской области по здравоохранению об обеспечении изделиями медицинского назначения, указав в обосновании исковых требований следующее.

Степанов И.Д., ДД.ММ.ГГГГрождения, состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Детская клиническая больница» с диагнозом сахарный диабет I типа, относится к категории «ребенок-инвалид». При плановой госпитализации ДД.ММ.ГГГГ ему установлена инсулиновая помпа Medtronic Sure-T. Для непрерывного флеш-мониторирования глюкозы в крови ребенка, рекомендованного лечащим врачом-нефрологом, используется система FreeStyle Libre, требующая замены сенсора один раз в 14 дней. Для диагностики наравне с системой также применяется глюкометр, который требует использования одноразовых ланцетов.

Департаментом Смоленской области по здравоохранению отказано в обеспечении Степанова И.Д. сенсорами для системы мониторинга и ланцетами в рамках программы бесплатного оказания медицинской помощи.

Просит суд обязать Департамент Смоленской области по здравоохранению обеспечивать Степанова И.Д. за счет средств областного бюджета изделиями медицинского назначения: расходными материалами к системе диагностики FreeStyle Libre – сенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы из расчета 27 штук в год до отмены применения по медицинским показаниям, а также ланцетами из расчета 6 штук в день (2190 штук в год).

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Смоленска Шкуратова Т.В., законный представитель Степанова И.Д. Василевская Е.В. поддержали исковые требования. Дополнительно пояснили, что Василевской Е.В. было отказано в проведении врачебной комиссии по вопросу обеспечения ребенка расходными матариалами.

Представитель Департамента Смоленской области по здравоохранению Сидоренкова Я.С. иск не признала. Пояснила суду, что Степанов И.Д. обеспечивается необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в связи с имеющимся у него заболеванием (инсулин, тест-полоски, иглы для шприц-ручек, а также расходными материалами к инсулиновой помпе – инфузионные наборы, резервуары), которые предусмотрены соответствующим перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ. Перечень носит исчерпывающий характер. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Смоленской области на 2022 год не предусматривает обеспечение граждан системами мониторинга глюкозы. Непрерывный мониторинг уровня глюкозы не носит характера жизненно необходимого, используется как дополнение к традиционному самоконтролю гликемии с помощью глюкометра и полностью его не заменяет. Требования прокурора противоречат нормам действующего законодательства.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.

В соответствии с положениями ч.1, ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Судом установлено, что к прокурору Ленинского района г.Смоленска обратилась Василевская Е.В., которая просила обеспечить судебную защиту нарушенных прав несовершеннолетнего Степанова И.Д. путем возложения на Детскую клиническую больницу обязанности выписывать рецепты на бесплатной получение сенсоров Enlite MMT-7008 из расчета 1 сенсор на 6 дней.

Василевская Е.В. является матерью Степанова Ивана, ДД.ММ.ГГГГ.рождения.

ДД.ММ.ГГГГ ребенку поставлен диагноз сахарный диабет I типа, установлена инвалидность, категория «ребенок-инвалид»; ребенок получает инсулинотерапию.

ДД.ММ.ГГГГ ребенку установлена инсулиновая помпа Medtronic ММТ-722 в рамках программы ВМП.

Степанову И.Д. лечащим врачом выписываются рецепты на бесплатное получение за счет средств федерального и областного бюджета лекарственных препаратов, расходных материалов к инсулиновой помпе, тест-полосок.

Самоконтроль гликемии производится постоянно (сенсор Libre). Сканер FreeStyle Libre приобретен по инициативе и за счет Василевской Е.В.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции).

Также государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 года), принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

В соответствии с п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно п.ж ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 1 данного ФЗ).

Основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещённые законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьёй 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с 8 I другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путём фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

В соответствии с положениями п.9 ст.6.1, п.1.ч.1 ст.6.2 ФЗ РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В силу положений п.2 ст.4 Закона Смоленской области от 28.12.2004 № 114-з «О здравоохранении в Смоленской области» уполномоченный орган в сфере здравоохранения в соответствии с федеральным и областным законодательством организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 28.08.2002 N 215, Департамент Смоленской области по здравоохранению является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории Смоленской области. Департамент является специально уполномоченным государственным органом Смоленской области по осуществлению переданных Смоленской области отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации Постановлением 28.12.2021№ 2505 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, которая устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Данный перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении N 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Территориальная программа государственных гарантий в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Администрации Смоленской области от 31.12.2019 N 862 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

В перечень лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно (Приложение № 3) включены Препараты для лечения сахарного диабета (инсулины и их аналоги), а в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу ОМС, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета, - установка средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализацией показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа).

В соответствии с п.4 ч.1 ст.37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Стандартом медицинской помощи больным с инсулиннезависимым сахарным диабетом, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 N 748, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание «диабет», при оказании амбулаторно-клинической помощи лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (тест для определения глюкозы крови к глюкометру, шприц-ручка для введения инсулина, инъекционные иглы к шприц-ручкам).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 N 3053-р утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинское изделия при предоставлении набора социальных услуг, в который включены: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.

Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утвержденный Приказом Минздрава РФ от 22.01.2021 № 22н (зарегистрирован в Минюсте России 18 февраля 2021 N 62543), предусматривает в перечне медицинских услуг для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением лабораторный метод исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования (усредненный показатель кратности применения – 365).

В силу части 15 статьи 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Судом установлено, что Василевская Е.В. подавала заявление в ОГБУЗ «ДКБ» о созыве врачебной комиссии с целью обеспечения ребенка сенсорами Enlite MMT-7008 к системе непрерывного мониторинга инсулиновой помпы Medtronic.

На данное заявление был дан ответ о том, что проведение непрерывного мониторирования глюкозы входит в Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, необходимость назначения НМГ находится в компетенции лечащего врача – детского эндокринолога. В медицинской документации Степанова И.Д. соответствующее назначение лечащего врача отсутствует.

Как следует из ответа, данного детским эндокринологом СОДКБ Лабузовой Ю.В. прокурору, непрерывный мониторинг уровня глюкозы не является жизненно необходимым и неотъемлемым компонентом терапии сахарного диабета 1 типа ни для одного пациента, в том числе и для Степанова И.Д. Однако он дает целостную картину об изменении уровня глюкозы, благодаря чему пациенты и врачи могут лучше контролировать сахарный диабет. Соответственно, его возможно рекомендовать данному пациенту.

Поскольку Степанову И.Д. по программе ОМС в период оказания высокотехнологичной медицинской помощи установлена инсулиновая помпа, выполняющая в том числе функцию суточного мониторирования гликемии, и включенная в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2016 г. № 2229-р (утратило силу в связи с изданием распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018г.№3053-р), на бюджет может быть возложено расходное обязательство по обеспечению ребенка расходными материалами к системе непрерывной диагностики.

Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что требование прокурора в данной части подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, требование прокурора об обеспечении Степанова И.Д. за счет средств бюджета ланцетами не основано на нормах действующего правового регулирования данных правоотношений, а также на каких-либо доказательствах, свидетельствующих о том, что у Степанова И.Д. в отличии от иных пациентов с аналогичным диагнозом имеются индивидуальные медицинское показания для обеспечения его ланцетами за счет средств бюджета.

Нормативное регулирование данного вопроса находится в компетенции соответствующих органов власти.

В силу положений ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Позиция Верховного Суда РФ сводится к тому, что решение является законным в том случае, когда оно принято в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Поскольку в соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, судебные органы не могут подменять собой органы законодательной и исполнительной власти, на которые законом возложены определенные полномочия.

В силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Смоленска в защиту интересов несовершеннолетней Степанова Ивана Данииловича удовлетворить частично.

Обязать Департамент Смоленской области по здравоохранению обеспечивать Степанова Ивана Данииловича за счет средств областного бюджета изделиями медицинского назначения: расходными материалами к системе диагностики FreeStyle Libre – сенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы из расчета 27 штук в год до отмены применения по медицинским показаниям.

В удовлетворении иных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                   Судья                                          И.А.Куделина

Мотивированное решение изготовлено 31 января 2022.

    <данные изъяты>

2-886/2022 (2-4973/2021;) ~ М-4610/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Смоленска
Информация скрыта
Василевская Елена Владимировна
Ответчики
Департамент Смоленской области по здравоохранению
Другие
ОГБУЗ "Смоленская областная детская клиническая больница"
ТФОМС Смоленской области
ОГБУЗ "Детская клиническая больница"
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Куделина И.А.
Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
11.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2021Передача материалов судье
15.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.12.2021Предварительное судебное заседание
12.01.2022Судебное заседание
26.01.2022Судебное заседание
31.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее