Материал № 13-106/12 (дело № 2-324/09)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Мишариной И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
10 апреля 2012 года заявление администрации МР «Прилузский» о предоставлении отсрочки исполнения решения Прилузского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым администрация МО МР «Прилузский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана организовать утилизацию (размещение) и переработку бытовых отходов на полигоне ТБО в п.с.т. <адрес> в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов; получить положительное заключение экологической экспертизы на полигон, ввести полигон в эксплуатацию в установленном законом порядке
установил:
Администрация МР «Прилузский» обратилась в суд с ходатайством о предоставлении отсрочки в исполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым администрация МО МР «Прилузский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана организовать утилизацию (размещение) и переработку бытовых отходов на полигоне ТБО в п.с.т. <адрес>, в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов; получить положительное заключение экологической экспертизы на полигон, ввести полигон в эксплуатацию в установленном законом порядке на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В заявлении должник указывает, что администрация муниципального района «Прилузский» неоднократно выходила с ходатайством на заместителей Главы Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми, Министерство природных курсов и охраны окружающей среды Республики Коми о выделении финансовой помощи для проведения необходимых работ по организации полигона для утилизации ТБО (письма за № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Республики Коми принята долгосрочная республиканская целевая программа «Обращение с отходами производства и потребления в <адрес> (2012 – 2016 годы). Программными мероприятиями предусмотрено предоставление из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджету муниципального образования муниципального района «Прилузский» строительство полигонов твердых бытовых отходов.
В целях получения субсидий из республиканского бюджета Республики Коми в 2012 году постановлением администрации муниципального района «Прилузский» от ДД.ММ.ГГГГ № внесены измения в постановление администрации муниципального района «Прилузский» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении целевой муниципальной программы «Чистое Прилузье» на 2010-2014 годы». В раздел 8 Программы включены по приведению в нормативное состояние существующих объектов размещения отходов с финансированием из бюджета муниципального образования муниципального района «Прилузский» и республиканского бюджета Республики Коми в рамках реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в <адрес> (2012-2016 годы)».
В бюджете муниципального образования муниципального района «Прилузский» на 2012 год предусмотрены денежные средства на реализацию целевой программы «Чистое Прилузье на 2010 — 2014 годы» в сумме № рублей.
В дальнейшем планируется организовать утилизацию (размещение) бытовых и промышленных отходов в п.с.т.<адрес> на построенной в 2013 году межпоселенческой свалке в <адрес>. Существующий полигон ТБО в п.с.т.<адрес> будет ликвидирован, а земли рекультивированы.
Для исполнения решения Прилузского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ по делу № необходимо заключить соглашение с Министерством природных ресурсов и окружающей среды Республики Коми на получение субсидии из республиканского бюджета Республики Коми, провести проектно - изыскательные работы, осуществить обустройство межпоселенческой свалки <адрес>, провести аукцион на выбор подрядной организации, которая будет осуществлять рекультивации земель на полигоне ТБО в п.с.т.<адрес>, провести мероприятия по рекультивации земель и получить акт приемки рекультивированных земель постоянно действующей комиссии по вопросам рекультивации земель.При таких обстоятельствах, заявителем принимаются необходимые меры для надлежащего исполнения решения суда, но исполнить решение суда в указанный срок не имеет возможности.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, не присутствуют, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще.
От представителя должника, администрации МР «Прилузский», поступило заявление о рассмотрении дела без их участия, при этом на предоставлении отсрочки должник настаивает.
Представителем взыскателя, помощником прокурора <адрес>, также направлено заявление о рассмотрении ходатайства в их отсутствие, при этом в предоставлении отсрочки просит отказать.
Представитель АМО СП «Лойма» направлено заявление о рассмотрении материала в их отсутствие, при этом какой-либо позиции по спору не высказал.
Представитель Прилузского районного комитета по охране окружающей среды представила заявление о рассмотрении ходатайства в ее отсутствие. При этом, согласно имеющегося в материалах дела письменного отзыва, полагает возможным предоставить отсрочку на срок, истребуемый должником.
Из письменного отзыва представителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РК в Койгородском районе следует, что представленные администрацией муниципального района «Прилузский» доказательства о принятых мерах по исполнению решения Прилузского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ по делу № свидетельствуют о проведении определенной работы по организации утилизации (размещения) бытовых и промышленных отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства. Однако, затягивание сроков по решению указанной проблемы создает угрозу загрязнению окружающей среды, здоровью граждан; в связи с чем в предоставлении отсрочки просит отказать.
Суд считает возможным рассмотреть заявление по представленным письменным доказательствам, поскольку, в силу положения ст.203 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению поставленного перед судом вопроса.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев исполнительное производство №, суд приходит к следующему.
Согласно ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Установлено, что решением Прилузского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО МР «Прилузский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана организовать утилизацию (размещение) и переработку бытовых отходов на полигоне ТБО в п.с.т. <адрес>, в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов; получить положительное заключение экологической экспертизы на полигон, ввести полигон в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Решение суда сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Исполнительный лист направлен прокурору <адрес> РК.
Судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по <адрес> УФССП России по РК 07декабря ДД.ММ.ГГГГ годапри получении исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Прилузским районным судом, возбуждено исполнительное производство №.
Определением Прилузского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО МР «Прилузский» была предоставлена отсрочка в исполнении решения Прилузского районного суда сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Прилузского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО МР «Прилузский» была предоставлена отсрочка в исполнении решения Прилузского районного суда сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, исполнение судебного решения рассматривается как элемент судебной защиты, а государство должно принимать необходимые меры по обеспечению его реализации. Исполнительный документ, предъявленный к исполнению в установленный законодательством срок, подлежит исполнению в предусмотренных законом процедурах до его полного исполнения либо до окончания исполнительного производства по иным основаниям.
В то же время, на основании ст.434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения. Такие заявления сторон рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 203 ГПК РФ.
Согласно ст.203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить исполнение решения суда.
Конституция, в соответствии с частью 1 статьи 15 имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Положения Конституции, закрепляющие конкретные права должны толковаться судами согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Длительное неисполнение судебных решений Европейский суд по правам человека также рассматривает как нарушение права на справедливое судебное разбирательство, подчеркивая, что по смыслу ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения – это составная часть судебного разбирательства.
В то же время, порядок взыскания по исполнительным документам должен осуществляться на стабильной правовой основе сбалансированного регулирования прав и законных интересов всех участников исполнительного производства с установлением пределов возможного взыскания, не затрагивающих основное содержание прав должника и одновременно отвечающих интересам защиты прав кредитора (охватывающих его право требования).
При таких обстоятельствах, рассматривая заявление должника, суд исходит из следующего.
В обоснование заявления должником в суд представлены:
- копия письма Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК главам администраций муниципальных образований, городских округов и муниципальных районов РК о направлении копии приказов;
- копия приказа ДД.ММ.ГГГГ № о создании рабочей группы по реализации долгосрочной республиканской программы «Обращение с отходами производства и потребления в РК (2012-2016 годы);
- копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении Плана-графика по реализации мероприятий долгосрочной республиканской программы «Обращение с отходами производства и потребления в РК (2012-2016 годы), которым предусмотрено, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ между Минприроды РК и АМО МР «Прилузский» должно быть заключено соглашение на получение субсидий из республиканского бюджета бюджету района на приведение в нормативное состояние существующих объектов размещения отходов;
- копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О долгосрочной республиканской целевой программе «Обращение с отходами производства и потребления в РК (2012-2016 годы)», из которой следует, что на обустройство межпоселенческой свалки в <адрес>, в т.ч. проектно-изыскательские работы, из республиканского бюджета бюджету АМО МР «Прилузский в 2012-2013 годах планируется выделить №.руб., в т.ч. в 2012 году – №.руб., в 2013 – №.руб. Этой же программой предусмотрено выделение МР «Прилузский» на ликвидацию и рекультивацию несанкционированных свалок в <адрес> в 2012-2013 годах №.руб,. в т.ч. в 2012 году – №.руб, в 2013 году – №.руб. Выделение денежных средств из республиканского бюджета бюджету МР «Прилузский» на выполнение работ по ликвидации, рекультивации несанкционированных свалок на территории района на 2014-2016 годы не предусмотрено;
- копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района «Прилузский» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении целевой муниципальной программы «Чистое Прилузье на 2010-2014 годы», согласно которой предусмотрено выделение денежных средств на обустройство межпоселенческой свалки в <адрес>, в т.ч. проектно-изыскательские работы в 2012-2013 годах в размере №.руб., в т.ч. №.руб. - республиканский бюджет и №.руб. – районный бюджет. Этим же постановлением на ликвидацию и рекультивацию несанкционированных свалок в д. <адрес> СП «<адрес>» на 2012-2013 годы выделено №руб., в т.ч. №.руб. – республиканский бюджет, №.руб. – районный бюджет. Выделения денежных средств на ликвидацию и рекультивацию иных объектов размещения отходов на территории района, в т.ч. в п.с.т. Коржинский, данной целевой программой не предусмотрено, как не предусмотрено и выделения денежных средств на указанные цели в 2014 году;
- копия решения Совета МР «Прилузский» от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования муниципального района «Прилузский» на 2012 год», которым в бюджете муниципального района на 2012 год предусмотрено выделение денежных средств на реализацию адресной программы «Чистое Прилузье на 2010-2014 годы» в размере №.руб.
Таким образом, как следует из представленных суду доказательств, каких-либо конкретных мер, направленных на выполнение вступившего в законную силу судебного постановления, а именно организацию утилизации (размещения) бытовых и промышленных отходов на полигоне ТБО п.с.т. <адрес> в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; либо мер, направленных на организацию работ по ликвидации и рекультивации свалки в п.с.т. Коржинский, должником суду не представлено. Более того, все предусмотренные в республиканской целевой программе денежные средства на ликвидацию и рекультивацию несанкционированных свалок в <адрес> в размере №.руб, включены в муниципальную целевую программу на ликвидацию и рекультивацию несанкционированных свалок в д. <адрес> СП «<адрес>»; что позволяет суду сделать вывод о том, что на выполнение работ по рекультивации свалки, расположенной в п.с.т. Коржинский денежные средства у должника по – прежнему отсутствуют.
Не представлено суду и соглашение между Минприроды РК и АМО МР «Прилузский» на получение субсидий из республиканского бюджета бюджету района на приведение в нормативное состояние существующих объектов размещения отходов, которое должно быть заключено в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, как неоднократно указывалось судом в ранее вынесенных судебных постановлениях, в т.ч. и при принятии настоящего решения, о предоставлении отсрочки исполнения которого ходатайствует должник, отсутствие в бюджете района финансовых средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов, их утилизацию и переработку не освобождает должника от решения вопросов местного значения, отнесенных законом к его компетенции. Более того, изложенные обстоятельства послужили основанием и для частичного удовлетворения предыдущего ходатайства должника о предоставлении отсрочки на срок до ДД.ММ.ГГГГ (в ходатайстве просили до 2013 года). При этом в определении суда должнику было прямо указано, что постоянное предоставление отсрочек исполнения решения суда невозможно, судебное решение должно быть исполнено и отсутствие денежных средств не является уважительной причиной, в связи с чем, при неисполнении решения суда в установленный срок судебные приставы имеют достаточно много рычагов для принудительного исполнения решения суда, в т.ч. наложение штрафов.
Кроме того, при вынесении настоящего определения судом учитывается, что с момента вынесения решения судом прошел значительный промежуток времени, в течение которого никаких мер, кроме написания писем и запросов в различные инстанции о выделении денежных средств в рамках настоящего дела должником не предпринималось. В то же время, неправильная утилизация отходов приводит к накоплению в воздушной среде бактерий, эндотоксинов, несовершенные свалки являются питательной средой для мух, комаров, тараканов, мышей и крыс, способных переносить бактерии, вирусы, яйца гельминтов. Особую озабоченность вызывают несанкционированные свалки в лесных массивах, парковых зонах, в населенных пунктах, где размножаются грызуны.
В марте текущего года было зарегистрировано 6 случаев гемморагической лихорадки с почечным синдромом на территории <адрес>. Единственным источником передачи инфекционного заболевания являются мышевидные грызуны. Основным комплексом истребительных дератизационных мероприятий является ликвидация самопроизвольных свалок, организация планомерной очистки населенных пунктов и близ лежащих территорий от мусора и своевременный вывоз мусора на полигоны (свалки) с последующей утилизацией в соответствии с санитарными требованиями.
При таких обстоятельствах, поскольку доказательства, свидетельствующие о принятии администрацией МР «Прилузский» мер, направленных на исполнение вступившего в законную силу судебного постановления по настоящему делу (организация утилизации (размещения) бытовых и промышленных отходов на полигоне ТБО п.с.т.<адрес> в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; либо мер, направленных на выполнение работ по ликвидации и рекультивации свалки в п.с.т. <адрес>), должником не представлены; данные о том, что заявитель исчерпал все возможные средства, чтобы обеспечить исполнение судебного постановления в разумный срок, в материалах дела отсутствуют; в то время как затягивание сроков по решению указанной проблемы создает угрозу загрязнения окружающей среды, жизни и здоровья граждан; суд, соглашаясь с позицией прокурора, приходит к выводу о том, что заявление администрации МР «Прилузский» надлежит оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.434, 203 ГПК РФ, ст.37 ФЗ «Об исполнительном производстве», суд
определил:
Заявление администрации МР «Прилузский» о предоставлении отсрочки исполнения решения Прилузского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ,которым администрация МО МР «Прилузский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана организовать утилизацию (размещение) и переработку бытовых отходов на полигоне ТБО в п.с.т. <адрес>, в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов; получить положительное заключение экологической экспертизы на полигон, ввести полигон в эксплуатацию в установленном законом порядке, - оставить без удовлетворения.
На определение может быть подана частная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 15 дней.
Судья Т.Л.Шишелова