Дело № 2-195/2020 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2020 года п.Октябрьский Пермского края
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Савченко С.Ю.,
при секретаре Мухаметовой З.А.,
с участием зам. прокурора Октябрьского района Пермского края Трушкова П.В.,
ответчика - представителя администрации Октябрьского городского округа Пермского края Дульцевой Н.В.,
третьего лица МКУ «Аварийно-спасательное формирование Октябрьского городского округа Пермского края Перевозчикова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского городского округа об устранении нарушений пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края об устранении нарушений пожарной безопасности. В обоснование требований указал, что прокуратурой Октябрьского района по информации ФГКУ «22 отряд ФСП по Пермскому краю» в марте 2020 года проведена проверка исполнения администрацией Октябрьского городского округа законодательства о пожарной безопасности, организации противопожарном режима на территории округа, в ходе которой установлено следующее: на территории Октябрьского городского округа расположено 25 населенных пунктов с численностью жителей более 2 000 человек, которые находятся за пределами нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны, которое не должно превышать 10 минут. Согласно информации 25 Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Уинскому и Октябрьскому муниципальным районам УНДПР ГУ МЧС России по <адрес> за пределами нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны расположены <адрес> (время прибытия 12 минут), <адрес> (время прибытия 21 минута), <адрес> (время прибытия 13 минут), <адрес> (время прибытия 12 минут), <адрес> (время прибытия 15 минут), <адрес> (время прибытия 12 минут), <адрес> (время прибытия 15 минут), д. <адрес> (время прибытия 12 минут), <адрес> (время прибытия 18 минут), <адрес> (время прибытия 13 минут), <адрес> (время прибытия 11 минут), <адрес> (время прибытия 17 минут), <адрес> (время прибытия 17 минут), <адрес> (время прибытия 15 минут), <адрес> (время прибытия 13 минут), <адрес> (время прибытия 13 минут), <адрес> № (время прибытия 13 минут), д. <адрес> № (время прибытия 17 минут), <адрес> (время прибытия 16 минут), <адрес> (время прибытия 16 минут), <адрес> (время прибытия 13 минут), <адрес> (время прибытия 16 минут), <адрес> (время прибытия 12 минут), д. <адрес> (время прибытия 13 минут), <адрес> (время прибытия 12 минут).
Администрация Октябрьского городского округа как муниципальный орган является собственником муниципального имущества и обязана обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах своего округа. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления возложенной на них обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а также препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
С учетом уточненных исковых требований просит обязать Муниципальное образование «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа <адрес> обеспечить время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в <адрес>, <адрес> не более 10 минут, путем создания дополнительных постов пожарной охраны, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Октябрьского районного суда Пермского края от 12.05.2020 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено МКУ «Аварийно-спасательное формирование Октябрьского городского округа» (л.д. 41).
В судебном заседании зам.прокурора Трушков П.В. на требованиях настаивал, по существу изложил доводы, содержащиеся в иске, просил требования удовлетворить согласно уточненных требований.
Ответчик – представитель администрации Октябрьского городского округа Пермского края Дульцева Н.В. с иском прокурора согласилась частично, пояснила, что Постановлением администрации Октябрьского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Дорожной карты по прикрытию территории Октябрьского городского округа подразделениями пожарной охраны» утверждена дорожная карта прикрытия территории Октябрьского городского округа подразделениями пожарной охраны в период с 2020 года по 2025 гг. Согласно Дорожной карты в период с 2021 по 2025 годы запланировано создание 11 постов пожарной охраны. Считает, что времени до ДД.ММ.ГГГГ не достаточно для создания дополнительных постов пожарной охраны, поскольку Октябрьский городской округ является дотационным и просила установить срок до 31.12.2025. В деле имеется письменный отзыв (л.д.46).
Представитель третьего лица МКУ «Аварийно-спасательное формирование Октябрьского городского округа» Перевозчиков С.В. также с иском прокурора согласился частично, пояснив, что времени до 31.12.2022 года не достаточно для создания дополнительных постов пожарной охраны.
Допрошенный в качестве специалиста Стариков А.М. заместитель начальника ПЧ 91 пояснил, что в Октябрьском городском округе 25 населенных пунктов не прикрытых временем прибытия 10 минут. Расчет производился по формуле. Считает, что нарушение возможно устранить следующими способами: либо созданием дополнительных постов пожарной охраны, либо улучшение качества дорог путем строительства дороги.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ст. 45 ГПК РФ, п.4 ст. 27, п.3 ст.35 Закона «О прокуратуре», прокурор по собственной инициативе вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушаемых законных прав и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу ч.1 ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу закона Пермского края от 25.03.2019 № 372-ПК «Об образовании нового муниципального образования Октябрьский городской округ» муниципальные образования Октябрьского муниципального района, в том числе городские и сельские поселения преобразованы в новое муниципальное образование «Октябрьский городской округ». В данный момент функции исполнительного органа муниципального образования «Октябрьский городской округ» осуществляет администрация Октябрьского городского округа.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность -состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В силу ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ к первичным мерам пожарной безопасности, обеспечение которых возложено на органы местного самоуправления, относит, в том числе включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) первичные меры безопасности включают в себя, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
В соответствии со ст.76 Федерального закона № 123-ФЗ дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут.
Судом установлено и следует из материалов дела:
На основании решения прокурора <адрес> о проведении проверки нарушений требований противопожарного режима на территории округа от ДД.ММ.ГГГГ, получена информация от 25 Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Уинскому и Октябрьскому муниципальным районам УНДПР ГУ МЧС России по <адрес> о том, что за пределами нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны на территории Октябрьского городского округа расположено 25 населенных пунктов с числом жителей более 2700 человек, а именно: <адрес> (время прибытия 12 минут), <адрес> (время прибытия 21 минута), <адрес> (время прибытия 13 минут), <адрес> (время прибытия 12 минут), <адрес> (время прибытия 15 минут), <адрес> (время прибытия 12 минут), <адрес> (время прибытия 15 минут<адрес> (время прибытия 12 минут), <адрес> (время прибытия 18 минут), <адрес> (время прибытия 13 минут), <адрес> (время прибытия 11 минут), д<адрес> (время прибытия 17 минут), д. <адрес> (время прибытия 17 минут), <адрес>время прибытия 15 минут), <адрес> (время прибытия 13 минут<адрес> (время прибытия 13 минут<адрес> № (время прибытия 13 минут), д. <адрес> № (время прибытия 17 минут), <адрес> (время прибытия 16 минут), <адрес> (время прибытия 16 минут), <адрес> (время прибытия 13 минут), д. <адрес>время прибытия 16 минут), <адрес> (время прибытия 12 минут), <адрес> (время прибытия 13 минут), <адрес> (время прибытия 12 минут) Октябрьского городского округа <адрес> (л.д. 5,6-7).
Администрацией Октябрьского городского округа Пермского края от 04.03.2020 прокурору Октябрьского района предоставлены: перечень подразделений пожарной охраны Октябрьского городского округа с указанием мест дислокации (л.д. 14-оборот), проект дорожной карты прикрытия Октябрьского городского округа подразделениями пожарной охраны (л.д. 15-17), перечень населенных пунктов округа, расположенных за пределами нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны (л.д. 18,18-оборот), проект создания дополнительных постов пожарной охраны на территории Октябрьского городского округа (л.д. 19-21).
Постановлением администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Дорожная карта по прикрытию территории Октябрьского городского округа подразделениями пожарной охраны в период с 2020 по 2025 г. (л.д.47,47оборот-49).
Согласно п.п.14 п.1 ст.8 Устава Октябрьского городского округа Пермского края к вопросам местного значения Октябрьского городского округа относится: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (л.д. 27-31).
На основании решения Думы Октябрьского городского округа Пермского края от 06.12.2019 № 90 «Об учреждении Администрации Октябрьского городского округа Пермского края» функции и полномочия исполнительно-распорядительного органа осуществляет администрация Октябрьского городского округа Пермского края (л.д.53).
Таким образом, полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах территории Октябрьского городского округа Пермского края осуществляет администрация Октябрьского городского округа Пермского края.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления возложенной на них обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а также препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Поскольку нормативными правовыми актами конкретный перечень мер по локализации пожара и спасению людей и имущества, не установлен, то к полномочиям и, соответственно, обязанностям органов местного самоуправления относится разработка и принятие конкретного перечня мер, направленных на локализацию пожара и спасение людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора о возложении обязанности, так как судом установлено и подтверждается материалами дела недостаточность постов пожарной охраны, в следствие чего время прибытия к 25 населенным пунктам с численностью жителей более 2 000 человек, находятся за пределами нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос об установлении срока для исполнения указанных обязанностей, суд принимает во внимание значимость обеспечения первичных мер пожарной безопасности, возможное наступление неблагоприятных последствий в виде увеличения времени ликвидации пожаров и причинение в связи с этим вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, в связи с чем считает заявленный прокурором срок исполнения решения суда до 31.12.2022 разумным и учитывающим баланс интересов органов местного самоуправления и населения.
Доводы представителей ответчика и третьего лица о неисполнимости решения суда в указанный исковом заявлении срок не могут быть приняты во внимание в связи с вышеуказанным, кроме того, при наличии объективных препятствий к исполнению решения суда в указанный срок ответчик не лишен возможности обратиться в суд за отсрочкой его исполнения.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Октябрьского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского городского округа об устранении нарушений о пожарной безопасности – удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование «Октябрьский городской округ» в лице Администрации Октябрьского городского округа Пермского края обеспечить время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в <адрес>, <адрес> не более 10 минут, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, путем создания дополнительных постов пожарной охраны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 01 июня 2020 года.
Председательствующий подпись С.Ю.Савченко
Копия верна.
Судья
Секретарь судебного заседания
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-195/2020