Дело № 5-374/16
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 сентября 2016 года г. Владивосток
Судья Советского районного суда г. Владивосток Шульга Е.А. рассмотрев представление заместителя прокурора Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры о привлечении к административной ответственности временно исполняющего обязанности директора Департамента лесного хозяйства Приморского края Иванова В.В. о привлечении его к административной ответственности по ст. 17.7 КРФоАП,
УСТАНОВИЛ:
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области лесных отношений в деятельности Департамента лесного хозяйства Приморского края (далее – Департамент» в ходе, которой установлен факт нарушения законодательства при предоставлении лесного участка.
По результатам проведенных проверок в адрес и.о. директора Департамента Иванова В.В. внесены представления об устранении требований законодательства в сфере лесных отношений от № <номер> от <дата>; № <номер> от <дата>; №<номер> от <дата>.
Иванову В.В. как должностному лицу вменяется в вину неисполнение требований, изложенных в представлениях Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры, образующим состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ,
Помощник прокурора Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры С.Н.Ю. в судебном заседании поддержала все доводы, изложенные в представлении. Просит суд привлечь к административной ответственности директора Департамента лесного хозяйства Приморского края Иванова В.В., полагала возможным назначить наказание в виде штрафа.
В судебном заседании, представитель Иванова В.В. - Ш.А.В. пояснил, что согласен только с нарушением срока реагирования по представлению прокурора №<номер> от <дата>., поскольку по остальным представлениям доказательств совершения Ивановым В.В. административного правонарушения не установлено. В материалах дела отсутствует решение на которое ссылается прокурор при вынесении представления от <дата>. Отсутствует акт по результатам проверки. Не имеется надлежащих доказательств того, что сроки рассмотрения заявки ООО»СПГП «ТОР» были нарушены. Сроки подготовки договора аренды земельного участка были соблюдены. На момент рассмотрения заявки ООО «Транснефть – Дальний Восток» отказ был обоснован отсутствием надлежащим образом заверенных документов, как это было предусмотрено приказом Лесхоза от <дата> г №<номер> Департамент на законных основаниях требовал предоставления копии документов. Надлежащих доказательств свидетельствующих о нарушении срока исполнения заявки не представлено. Что касается срока исполнения представления от 06.05.206 г., то срок был нарушен на два дня, что можно отнести к малозначительному нарушению.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора является, в том числе соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п. 1).
Статьей 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 22 указанного Закона, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в ст. 21 данного Федерального закона, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Как установлено судом, по результатам проведённых, Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проверок, и.о. директору Департамента лесного хозяйства Приморского края внесены представления об устранении требований законодательства в сфере лесных отношений от № <номер> от <дата>; № <номер> от <дата> №<номер> от <дата>.
Из вышеуказанных представлений следует, что данные постановления содержали требования прокурора, а именно:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление; 2) Принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению, причин и условий способствовавши совершению нарушений закона, недопущению подобного впредь, в том числе направить материалы для проведения служебной проверки.3) Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц совершивших указанные в представлениях нарушения закона. Копию приказа о принятии мер дисциплинарного характера ко всем лицам, допустившим правонарушения закона, направить прокурору. 4).В установленный законом месячный срок о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме.5) О дате и времени рассмотрения настоящего представления уведомить природоохранного прокурора для участия в его рассмотрении.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из материалов дела усматривается, что <дата> внесено представление № <номер>, полученное адресатом <дата>
Вышеуказанное представление прокурора рассмотрено Департаментом <дата> в связи с этим по результатам рассмотрения в приморскую межрайонную природоохранную прокуратуру предоставлен ответ от <дата>, из которого следует, что мер к устранению причин условий, способствовавших совершению нарушений закона, недопущению подобного впредь Департаментом не принято.
Так в названном представлении указано на нарушение нормативно правового акта, принятого на основании ч. 10 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно – нарушение установленного законодательством срока на принятие решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду для целей заготовки древесины, принятии соответствующего решения без указания, послуживших основанием для его принятия
Из ответа на представление следует, что указанные доводы представления департаментом фактически не рассмотрены, а изложены обстоятельства передачи ООО «СПП» «TOР» договора аренды лесного участка из состава земель лесного фонда для выполнения работ по геологическому изучению недр, вместо договора аренды лесного участка из состава земель лесного фонда для выполнения работ по геологическому изучению недр и заготовки древесины, заявление о предоставлении которого было направлено ООО» СППП» «ТОР» в Департамент.
Представление № <номер> от <дата>, получено адресатом <дата>
Вышеуказанное представление прокурора так же рассмотрено Департаментом <дата> и по результатам рассмотрения в Приморскую межрайонную природоохранную прокуратуру предоставлен ответ от <дата>, из которого следует, что меры к устранению причин и условий причин и условий, способствовавших совершению нарушений закона, недопущению подобного впредь, Департаментом приняты не по всем фактам изложенных в представлении нарушений закона.
Так, в названном представлении указано на нарушение п. 21 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Рослесхоза от <дата> № <номер> поскольку к заявителям предъявлялись требования о заверении документов, которые должны быть получены органом государственной власти межведомственного взаимодействия
Из ответа на представление Департамент настаивает на законности своих действий, тем самым не приняв никаких мер к устранению причин и условий способствовавших совершению нарушений закона
Аналогично Департамент настаивает на законности отказа в предоставлении лесных участков по основаниям не указанным в исчерпывающем перечне таких оснований, предусмотренном п. 23 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утверждённого приказом Рослесхоза от <дата> № <номер> и мер к устранению причин и условий способствовавших совершению нарушений закона, не принято.
<дата> вынесено представление прокурора №<номер> от <дата>
Данное представление рассмотрено департаментом <дата> по результатам рассмотрения в Приморскую природоохранную прокуратуру представлен ответ от <дата>, из которого следует, что мер к устранению причин и условий, способствовавших нарушений закона, недопущению подобного впредь департаментом не принято.
Прокурор в своём представлении указал на несоответствие ч.ч..1,2 ст. 89 лесного кодекса Российской федерации п.п. 9,10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, утверждённого приказом Рослесхоза от <дата> № <номер> п.п. 31,33 Состава проектов освоения лесов и порядка, утверждённого приказом Рослесхоза от <дата> № <номер> при признании положительным и утверждении заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов лесов.
При этом Департамент признав факты действий указанных в представлении прокурора, отрицает их несоответствие с законодательству, мер к устранению причин и условий способствовавших совершению нарушения закона, недопущению подобного впредь не принято.
Как следует из материалов данного дела, в установленном законом порядке указанные представления прокурора Департаментом обжалованы не были
Данные требования прокурора предъявлены в соответствии с законом, а именно части 3 статьи 7 ФЗ «О прокуратуре РФ», согласно которой прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов государственными органами, коммерческим и некоммерческими организациями.
На основании статьи 2.4 КРФоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей, на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 рублей.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Указанным Федеральным законом в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, совершенное Ивановым В.В. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 26.2 КРФоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.4-10),объяснением Иванова В.В. (л.д.11-13); пояснительной запиской (л.д.14); представлениями об устранении нарушений требований законодательства в сфере лесных отношений: № <номер> от <дата> (л.д. 25-27); № <номер> (л.д.60-63) и № <номер> от <дата> (л.д.94-97); копией обращения о принятии мер прокурорского реагирования (л.д.68-70); копий письма о результатах рассмотрения представления (л.д. 87); сведения о проведении служебной проверки (л.д.92-93); сведения о рассмотрении представления об устранении нарушений требований законодательства в сфере лесных отношений (л.д. 100-106).
В соответствии со ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания должностному лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд полагает возможным назначить должностному лицу, временно исполняющему обязанности директора Департамента лесного хозяйства Приморского края Иванову В.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КРФоАП, суд,
ПОСТАНОВИЛ
Исполняющего обязанности директора Департамента лесного хозяйства Приморского края Иванова В.В., признать виновным в совершении административного правонарушения по ст. 17.7 КРФоАП с назначением ему наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Настоящее постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Приморский краевой через Советский районный суд г. Владивостока.
Судья Е.А. Шульга
Реквизиты для перечисления штрафа:
Наименование получателя: УФК по Приморскому краю (Прокуратура Приморского края л/с 04201455560, ИНН 2536042415, КПП 253601001, банк получателя:Дальневосточное ГУ Банка России р/счет 40101810900000010002, БИК 040507001 ОКТМО Владивостокский городской округ 05701000, КБК 415 1 16 90010 01 6000 140 «Прочие поступления (штрафы) от денежных взысканий в возмещение ущерба на основании вступивших в законную силу решений судебных органов»