Дело № 2-2301/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 мая 2018 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Мироновой Т.В.
при секретаре Лопухове А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Любовь Константиновны к Администрации Одинцовского района, КУМИ Администрации Одинцовского района о признании отказа незаконным, обязании заключить договор купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
Васильева Л.К. обратился в суд с иском к Администрации Одинцовского муниципального района Московский области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, с учетом уточнений, и просит признать незаконным отказ КУМИ администрации Одинцовского муниципального района МО от 16.11.2017г. № о перераспределении земель и об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 197 кв.м по адресу: АДРЕС обязании ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка.
Свои требования мотивировала тем, что является собственником земельного участка с кадастровым №, общей площадью 100 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС расположенном на нем жилым домом. Земельный участок площадью 97 кв.м входит в состав границ земельного участка площадью 100 кв.м с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов. Для приобретения земельного участка в собственность в октябре 2017 г. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 97 кв.м под занимаемым домом в собственность за плату. Письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 16.11.2017г. № отказано в перераспределении земель и об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на том основании, что размер испрашиваемого земельного участка в результате перераспределения земель меньше предельно минимального размера земельного участка, установленного для ИЖС, в связи с чем, обратилась в суд.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом. Представитель истца в судебное заседание явилась, на уточненных заявленных требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики – представитель Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и комитета по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района Московской области в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал.
Третье лицо – Министерство имущественных отношений Московской области, представителя в судебное заседание не направил. Судом принимались меры о надлежащем уведомлении третьего лица.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Васильева Л.К. является собственником земельного участка для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 100 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС, на основании договора дарения недвижимого имущества от 24.04.2008г.
Решением Одинцовского горсуда от 15.03.2016г. за Васильевой Л.К. признано право собственности на жилой дом, состоящий из помещений лит. Б, общей площадью 99,8 кв.м, расположенный по адресу: АДРЕС
Жилой дом располагается на земельном участке площадью 97 кв.м, который входит в состав границ земельного участка площадью 100 кв.м.
Согласно ст. 1 ЗК РФ земельное законодательство основывается на принципах единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
На основании ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 2.2 ст. 3 ФЗ «О введение в действие ЗК РФ» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Васильева Л.К. обратилась в КУМИ администрации Одинцовского муниципального района МО с заявлением о перераспределении земель и об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 197 кв.м (в том числе площадью 97 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, и земельный участок площадью 100 кв.м, находящий в собственности), расположенного в границах АДРЕС.
Письмом КУМИ администрации Одинцовского муниципального района МО от 16.11.2017г. № отказано в перераспределении земель и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на том основании, что размер испрашиваемого земельного участка в результате перераспределения земель меньше предельно минимального размера земельного участка, установленного для ИЖС.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ч.13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Отказывая Васильевой Л.К. в согласовании схемы расположения земельного участка, КУМИ Администрации Одинцовского муниципального района указывает на то, что испрашиваемая площадь земельного участка меньше предельно установленного минимума.
Согласно п. 1 ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, земельный участок при жилом доме по адресу: АДРЕС имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с Законом Московской области от 17.06.2003 г. №63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» установлены минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения: крестьянского (фермерского) хозяйства - 2,0 га; садоводства - 0,06 га; огородничества - 0,04 га; дачного строительства - 0,06 га.
В соответствии со ст.3 названного Закона, он применяется в случаях, если федеральными законами или законами Московской области не установлены иные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность. В случае если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона, ниже предельного минимального размера либо превышает предельный максимальный размер, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.
В соответствии с подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, к числу которых, в числе прочего, относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Положениями подп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, предусматривающего, что перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Условия о том, что образуемый в результате перераспределения земельный участок при этом не должен быть менее установленного предельного минимального размера земельных участков, приведенная статья не содержит.
Таким образом, учитывая, что обстоятельства, положенные в основу оспариваемого отказа, в ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения и не могут служить основанием для отказа в перераспределении земельных участков, суд приходит к выводу, что требования истца о признании незаконным отказа являются правомерными и подлежат удовлетворению.
В тоже время, требование истца об обязании заключить с ней договор купли-продажи земельного участка площадью 97 кв.м, являются преждевременными и удовлетворению в настоящем деле не подлежит.
В силу п.1 ст.39.1 ЗК РФ Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с п.1 ст.37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Таким образом, оснований для обязания ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 97 кв.м, в настоящее время не имеется.
Руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Васильевой Любовь Константиновны к Администрации Одинцовского района, КУМИ Администрации Одинцовского района о признании отказа незаконным, обязании заключить договор купли-продажи – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 16 ноября 2017 года № о перераспределении земель и утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 197 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС
Исковые требования Васильевой Любовь Константиновны к Администрации Одинцовского района обязании заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 97 кв.м. - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.В. Миронова