РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО4 к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, администрации г.о. Самара, третьи лица ФИО1, ФИО2, ФИО3, общественная организация федерации профсоюзов <адрес>, ООО «Красная Горка» о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и администрации г.о. Самара о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что она и члены её семьи - мать ФИО3, дочери - ФИО1 и ФИО2, на основании договора социального найма, до 2006 года проживали в комнате площадью 15,9 кв. м, в двухкомнатной коммунальной квартире, находящейся по адресу: <адрес>, ул. <адрес>. Дом, в котором располагалась данная квартира, находился в хозяйственном ведении федерации профсоюзов <адрес>.
На основании Постановления Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № данный дом принят в муниципальную собственность.
ДД.ММ.ГГГГ федерация профсоюзов направила обращение № в Администрацию <адрес> об отселении жильцов дома и о его сносе. ДД.ММ.ГГГГ Глава Администрации <адрес> рассмотрев данное обращение, вынес распоряжение №-р, в котором разрешил федерации профсоюзов <адрес> произвести в установленном порядке отселение граждан из жилых домов № и № по <адрес>у в <адрес> и их снос за счёт средств федерации профсоюзов.
После сноса указанных жилых домов, являющихся муниципальной собственностью, Глава обязал представить Комитету по управлению имуществом <адрес> документы, необходимые для исключения их из реестра муниципального имущества. Контроль за выполнением данного распоряжения возложен на заместителя главы администрации города.
С момента вынесения распоряжения и до декабря 2006 года федерация профсоюзов <адрес> смогла отселить большую часть жильцов дома, но не смогла разрешить вопрос об отселении их семьи из занимаемого жилья. В указанном доме к этому моменту уже было отключено отопление и другие коммуникации, поэтому дальнейшее проживание в данном жилье было невозможно.
Во исполнение указанного распоряжения №-р, ДД.ММ.ГГГГ между общественной организацией «федерацией профсоюзов <адрес>» и её семьёй заключён договор об отселении нанимателей из жилого помещения и предоставлении другого жилого помещения в собственность. Предметом данного договора являлось соглашение сторон об отселении их семьи из принадлежащей им на праве социального найма комнаты по выше указанному адресу и предоставлении в собственность другого жилого помещения - комнаты, площадью 15,6 кв. м в двухкомнатной коммунальной квартире, находящейся по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 1.2 и 2.1.1., 2.2.2. указанного договора данная квартира должна была приобретаться за счёт средств Федерации профсоюзов <адрес> на их – истицы и членов её семьи имя.
Расселением их семьи, по поручению федерации профсоюзов <адрес> занимался ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ указанная комната им выкуплена у прежних собственников на его имя. Им – истице и членам её семьи предложено выселиться из комнаты по <адрес>у <адрес> приобретенную ФИО6 комнату, при этом выдать доверенность, на указанное ФИО6 лицо, для оформления дальнейшей приватизации их жилья.
Согласно п.2.2.1, 2.2.3 договора, оформив право собственности на их квартиру в порядке приватизации, они должны были продать её третьему лицу, указанному федерацией профсоюзов. Они всей семьёй по договору безвозмездного пользования переселились в комнату, принадлежащую ФИО6, рассчитывая на то, что в последующем она будет передана им в собственность во исполнение договора от ДД.ММ.ГГГГ. В этой комнате, принадлежащей ФИО6, они фактически проживают до настоящего времени, однако никаких прав, предусмотренных жилищным законодательством на неё не имеют.
Их <адрес>у ДД.ММ.ГГГГ была приватизирована и она получила свидетельство о праве собственности в регистрационной службе <адрес>. Однако, в последующем, в оформлении какой-либо сделки по передачи нам квартиры по адресу: <адрес>, взамен приватизированной ими квартиры, федерацией профсоюзов им было отказано. Таким образом, с одной стороны, она приватизировала жильё, находящееся в аварийном состоянии, не пригодное для проживания в настоящее время и не может использовать его по прямому назначению, с другой стороны не приобрела никаких прав на то жилище, в котором проживает со своей семьей.
Следовательно, распоряжение Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в части отселения её и её семьи из подлежащего сносу <адрес>у <адрес>, не исполнено.
В соответствии с п.1 ст. 7 Устава г.о. Самара, принятого Решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения г.о. Самара относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности г.о. Самара; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в г.о. Самара и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно п.1 ст.22 Устава г.о. Самара в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входят: Администрация г.о. Самара - исполнительно-распорядительный орган г.о. самара, возглавляемый Главой г.о. Самара; Департамент управления имуществом г.о. Самара.
При этом Администрация г.о. Самара является исполнительно - распорядительным органом г.о. Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г.о. Самара федеральными законами и законами <адрес>, о чём говорит п.1 статьи 25 Устава, а Департамент управления имуществом г.о. Самара является органом местного самоуправления г.о. Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом г.о. Самара. Департамент является органом местного самоуправления г.о. Самара, уполномоченным на осуществление муниципального контроля в рамках полномочий, установленных действующим законодательством РФ, законодательством <адрес>, настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами г.о. Самара, что предусмотрено п.1 ст.27 Устава г.о. Самара.
По её мнению, её жилищные права и жилищные права членов семьи нарушены неисполнением распоряжения Главы администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р и отсутствием контроля за его исполнением со стороны муниципальных органов - Департамента управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара.
В силу п.68 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>», утверждённых Постановлением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № в действующей редакции, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу в связи с отводом земельного участка для государственных и общественных нужд, либо дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой, выселяемым из него гражданам предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельные участок или подлежащее переоборудованию жилое помещение. В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из этого дома, предоставляется другое жилое помещение предприятием, учреждением, организацией, которым принадлежит дом, либо исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Ей и её семье жилое помещение вместо снесённого на праве социального найма, либо собственности не предоставлено.
Согласно п.2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Ни она, ни члены её семьи не могут самостоятельно приобрести для себя жильё, что подтверждается соответствующими документами, поэтому она считает, что муниципальные органы, отвечающие за предоставление жилых помещений - ответчики по делу, обязаны предоставить ей и её семье жильё по норме предоставления, указанной в пункте 1 Постановления Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе Самара» в размере по 14 кв. м общей площади на каждого из них.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара и Администрацию г.о. Самара предоставить ей и членам её семьи - ФИО1, ФИО2 и ФИО3 вне очереди в муниципальном жилом фонде г.о. Самара благоустроенное изолированное жилое помещение по норме предоставления в размере по 14 кв. м общей площади на каждого члена семьи.
В судебном заседании представители истицы заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель администрации г.о. Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара, против удовлетворения заявленных требований возражали, просили в иске отказать.
Представители общественной организации федерации профсоюзов <адрес> и ООО «Красная Горка», оставили разрешение вопроса по существу, на усмотрение суда.
Дополнительно представитель федерации профсоюзов пояснил, что жилой <адрес> по Берёзовому проезду передан в муниципальную собственность. Приказом Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, как муниципальное имущество, закреплён на праве оперативного управления за КЖКХ и ОН <адрес> и переданы ему федерацией профсоюзов, в лице санатория «Красная Глинка», по актам приёма-передачи.
В связи тем, что санаторий не функционировал, обеспечение коммунальными услугами жилого <адрес>у от инженерных сооружений санатория было затруднительным. Также не представлялось возможным переподключить указанные дома к муниципальным инженерным сооружениям. При таких обстоятельствах принято решение о расселении домов, которое была обязана осуществить федерация профсоюзов.
Недвижимое имущество нефункционирующего санатория, включая инженерные сооружения и земельный участок, на котором санаторий располагался, площадью 169101,3 кв. м, постановлением совета федерации профсоюзов от ДД.ММ.ГГГГ № передано в уставный капитал созданного федерацией, как единственным участником, ООО «Красная Горка» по акту приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем федерация продала свою долю в уставном капитале в этой организации и не является более участником ООО «Красная Горка».
В связи с нахождением всего комплекса недвижимого имущества у ООО «Красная Горка», последнее занималось проведением практических мероприятий по расселению жителей жилого <адрес>у и выкупу их квартир в свою собственность. В настоящее время все жилые помещения, за исключением двух квартир и одной комнаты в коммунальной квартире, принадлежащей истице, находятся в собственности ООО «Красная Горка».
Расселение ООО «Красная Горка» последних жителей, в частности, <адрес>у, осуществлялось в соответствии с агентским договором, заключенным с ООО «Континент-Девелопмент», как агентом.
Большинство жителей <адрес>у отселено, за исключением ФИО9 и членов ее семьи, поскольку, она считала, что ей и проживающим с ней гражданам за комнату в коммунальной квартире должны быть предоставлены три квартиры.
В осенне-зимний перио<адрес> года подача тепла в <адрес>у не осуществлялась, связи с чем, ФИО9 согласилась на предложенные условия об отселении нанимателей из жилого помещения и предоставлении им другого жилого помещения в собственность.
Согласно условиям договора ФИО9 и проживающие с ней граждане были обязаны приватизировать занимаемую ими комнату и произвести её обмен на комнату в <адрес> ФИО9 условия данного договора не были исполнены в разумный срок, что не позволило своевременно приватизировать её жилое помещение. Для проведения приватизации, согласно п. 2.2.1. договора, ФИО9 выдала ДД.ММ.ГГГГ представителю федерации доверенность, однако спустя 6 месяцев отозвала её. Новую доверенность ФИО9 выдала представителю федерации только ДД.ММ.ГГГГ.
Отказавшись от приватизации, ФИО9 в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора, так как условием передачи ей в собственность комнаты в <адрес> была передача ею своего приватизированного помещения.
В последующем, когда ФИО9 приватизировала своё жилое помещение в доме по <адрес>у, оказалось, что по её просьбе право собственности было оформлено только на неё, в то время как по условиям договора должно быть оформлено на всех проживающих и комната в <адрес> должна была перейти в собственность всех членов семьи ФИО9.
В сложившейся ситуации федерация, независимо от ООО «Красная Горка», предприняла все меры к тому, чтобы жилищные права ФИО9 и проживавших с ней лиц были сохранены. Вопросами расселения занимался, в частности, ФИО6, который выкупил комнату в <адрес>, предназначавшуюся ФИО9, и передал её последней и членам её семьи в безвозмездное пользование.
ООО «Красная Горка» является собственником всего имущества бывшего санатория, включая инженерные сооружения, предназначенные, в том числе, для обеспечения жителей жилого <адрес>у коммунальными услугами. В соответствии с положением ст. 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя его содержания. Следовательно, надлежащее содержание инженерных сооружений для обеспечения коммунальными услугами жителей жилых домов №№, 5 по <адрес>у в силу закона возложено на ООО «Красная Горка».
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что требования ФИО4 являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилой <адрес>у принят в муниципальную собственность. Жилое помещение - <адрес> (квартира истицы и её семьи) состояла в реестре муниципального имущества до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации <адрес> принято распоряжение №-р об отселении и сносе жилых домов №№ и 5 по Берёзовому проезду в посёлке <адрес>.
Пунктом 1 распоряжения федерации профсоюзов самарской области разрешено в установленном порядке произвести отселение граждан из жилых домов №№ и 5 по Берёзовому проезду в посёлке <адрес> и их снос за счёт средств федерации профсоюзов <адрес>.
Пунктом 2 распоряжения предписано после сноса указанных жилых домов, являющихся муниципальной собственностью, представить комитету по управлению имуществом <адрес> документы, необходимые для исключения их из реестра муниципального имущества.
Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложен на заместителя главы администрации города ФИО7
Установлено, что на основании договора передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ №, заключённого между Департаментом управления имуществом г.о. Самара и ФИО4 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ серия 63-АЕ №), указанная квартира исключена из реестра муниципального имущества.
Установлено также, что между федерацией профсоюзов <адрес>, с одной стороны, и истицей, с членами её семьи, с другой стороны, ДД.ММ.ГГГГ заключён договор об отселении нанимателей из жилого помещения и предоставлении им другого жилого помещения в собственность.
Согласно пункту 2.1.1 договора федерация профсоюзов обязалась приобрести за счёт собственных средств в собственность на имя отселяемых комнату по адресу: <адрес> / Красногвардейская, <адрес>.
Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что обязательства сторон считаются выполненными при получении правоустанавливающих документов: федерацией - на комнату отселяемых, отселяемыми - на предоставленное жилое помещение.
Судом установлено, что обязательства федерации профсоюзов до настоящего момента не исполнены, поскольку, истице до настоящего времени не переданы правоустанавливающие документы на вышеуказанную комнату.
Ответчики по делу - Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара не являются сторонами договора.
В соответствии с положениями статей 49 Жилищного кодекса РФ и частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт.
Судом установлено, что ни истица, ни члены её семьи на учёте нуждающихся в жилых помещениях не состоят. Соответствующие документы о постановке на учёт отсутствуют.
В силу статьи 57 Жилищного кодекса РФ право на внеочередное получение жилых помещений предоставляется, в частности: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанными в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне.
Судом установлено, что <адрес>у в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу не признавался.
С учётом изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание то,чтоответчики по делу - Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара не являются сторонами договора от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>у в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу не признавался, суд приходит к выводу о том, что заявленные истицей требования не основаны на законе, в связи с чем, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ФИО4 к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, администрации г.о. Самара о предоставлении жилого помещения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья