Дело № 2-1240/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 октября 2017 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Кухтиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Губаха гражданское дело по иску Р.Е., О.Т., С.Н. к Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
установил:
Р.Е.., О.Т. С.Н.. обратились в суд с иском к Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, мотивируя тем, что они согласно договору купли-продажи жилого помещения от 28.11.1994 проживают и с 21.07.1997 зарегистрированы по адресу: <адрес>. Согласно заключению ВНИМИ от 07.08.2017 дом <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ ликвидированной шахты «Ключевская» ОАО «Кизелуголь», в результате чего здание деформировано по величине более допустимых показателей и пришло в непригодное для проживания состояние по критериям безопасности в результате горных работ. При обращении в Администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края истцам рекомендовано обратиться в суд. Другого жилья истцы не имеют.
Стороны в судебное заседание не явились.
Представитель Администрации городского округа «Город Губаха» Иконников А.В. в письменном отзыве иск не признал.
Исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
27.06.1996 вступил в действие Федеральный закон РФ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности».
В соответствии с положениями статьи 5 названного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение указанного Федерального закона утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в число которых входят мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, включая снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критерию безопасности.
В свою очередь, Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - Правила).
В силу пунктов 2, 3 и 5 Правил, межбюджетные трансферты предоставляются Министерством энергетики Российской Федерации местным бюджетам шахтерских городов и поселков и направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Пунктом 8 Правил установлено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 № 976 в пункт 8 Правил внесены дополнения, устанавливающие исчерпывающий перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, а именно 1) рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; 2) государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; 3) снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
В судебном заседании установлено следующее. Р.Е. с 21.07.1997 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. По указанному адресу с 21.02.1997 также зарегистрированы и проживают О.Т. и С.Н. Собственником указанной квартиры с 28.11.1994 является супруг Р.Е. – Р.Е. Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от 07.08.2017 жилой дом по адресу <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Ключевская», в результате чего здание деформировано по величине более допустимых показателей и пришло в непригодное для проживания состояние по критериям безопасности в результате ведения горных работ. 13.04.2016 заключением межведомственной комиссии многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Иного жилья Р.Е.., О.Т.., С.Н. не имеют.
Изложенные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами:
договором купли-продажи жилого помещения от 28.11.1994 по адресу: <адрес>;
копией паспорта Р.Е.., в котором указано, что она зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>;
копией паспорта О.Т.., в котором указано, что она зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>;
копией паспорта С.Н.., в котором указано, что она зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>;
справкой ОАО «КРЦ-Прикамье» от 27.02.2017, согласно которой в квартире по адресу: <адрес>-11зарегистрированы Р.Е. – с 21.07.1997, О.Т.. и С.Н. – с 21.02.1997;
свидетельством о заключении брака от 26.04.2016 между Р.Е. и Г.Е.., после заключения брака жене присвоена фамилия Р.Е.;
свидетельством о рождении, в котором указано, что Г.Т.. родилась 08.08.1986, матерью указана Г.Е.
свидетельством о рождении, в котором указано, что Р.Е.. родилась 27.02.1996, матерью указана Р.Е.
свидетельством о заключении брака, в котором указано, что 05.08.2011 заключен брак между О.А. и Г.Т.., после заключения брака жене присвоена фамилия О.;
свидетельством о заключении брака, в котором указано, что 23.11.2012 заключен брак между С.В.. и Р.Н.., после заключения брака жене присвоена фамилия С.;
выпиской из приказа ОАО «Кизелуголь» от 07.10.1996 № 155 согласно которой в соответствии с решением собрания акционеров от 04.10.1996 шахта «Ключевская» подлежит ликвидации;
заключением Уральского филиала АО «ВНИМИ» от 07.08.2017, согласно которому жилой дом <адрес>, 1959 года постройки, имеет на 21.12.2015 общий процент износа 73%, был подвержен вредному влиянию подземных горных пород бывшей шахты «Ключевская», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в непригодность для проживания по критериями безопасности в результате ведения горных работ;
заключением межведомственной комиссии от 13.04.2016 № 101, согласно которому многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу;
заявлением Р.Е.., О.Т.., С.Н.. в Администрацию г. Губахи Пермского края от 22.08.2017 о включении их в список граждан на предоставление социальной выплаты.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из совокупности перечисленных выше норм законодательства следует, что Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем оказания содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Предоставление социальных выплат в данном случае является способом зашиты прав граждан, проживавших в указанных домах, порядок и условия предоставления которых регулируются специальным нормами закона и принятых во их исполнение иных нормативно-правовых актов. Эти нормы действуют и имеют распространение лишь на конкретных субъектов, указанных в этих актах.
Следовательно, для рассмотрения настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являются: включение гражданина в список лиц, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, составленном на момент принятия решения о ликвидации шахты, а также признание жилого помещения непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом предприятии угольной промышленности именно на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Между тем, вопреки положениям статьи 56 истцами не представлено доказательств того, что они были включены в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Ключевская» ОАО «Кизелуголь» на момент принятия решения о ликвидации шахты (на 07.10.1996), также как не представлено и доказательств того, что жилой дом № 4 по ул. Нахимова п. Углеуральский г. Губаха был признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте именно на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Представленное истцами заключение Уральского филиала «ВНИМИ» эти обстоятельства с очевидностью не подтверждает, поскольку в данном заключении содержатся выводы о непригодности дома для проживания по состоянию на 21.12.2015 год как с учетом процента физического износа здания 73%, так и с учетом деформаций под влиянием горных работ за весь срок его службы, то есть с 1959 года (год постройки). Фактически данным заключением подтверждается техническое состояние многоквартирного дома на момент изготовления указанного заключения, выводы которого основаны в значительной степени на процентном износе дома исходя из года возведения данного объекта жилого фонда, поскольку доказательств того, что повреждение конструктивных элементов здания вызвано именно осуществлением шахтных работ в горно-добывающей деятельности, в том числе на момент ликвидации шахты, суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не выявлено.
Кроме того, в силу положений п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в редакции постановления Правительства РФ от 28.09.2016 № 976, перечень оснований для уточнения ранее составленных списков, является исчерпывающим. Таким образом, в силу действующего на момент разрешения спора законодательства, уточнение (корректировка) возможна только списков, составленных на день принятия решения о ликвидации шахты, и только в случаях, прямо предусмотренных пунктом 8 Правил. Фактически названные Правила содержат только одно основание для включения новых лиц в качестве участников данной программы - внесение в списки новорожденных детей после включения в число участников их родителей. Как следует из материалов дела, ранее истцы не признавались участниками специализированной программы предоставления жилого помещения в связи с повреждением объекта их проживания в результате деятельности ликвидированной шахты, поэтому новых обстоятельств для включения их в число участников данной программы в данном случае не усматривается.
С учетом изложенного, законных оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поэтому Р.Е.., О.Т.., С.Н. в удовлетворении иска к Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края следует отказать в полном объеме.
Вместе с тем, учитывая заключение межведомственной комиссии 13.04.2016, которым указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, суд отмечает, что настоящий отказ Р.Е.., О.Т.., С.Н. в иске не препятствует защите их жилищных прав в судебном порядке по иным основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Отказать Р.Е., О.Т., С.Н. в иске к Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края об обязании включить в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты на семью из трех человек для приобретения благоустроенного жилого помещения для их переселения, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: