Дело № 2а-467/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 июля 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд в составе:
председательствующего судьи Залуниной Н.Г.,
при секретаре Кузьминой В.В.,
с участием представителя административного истца администрации Благовещенского района Амурской области Рачко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Благовещенского района Амурской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Специализированному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, судебному приставу-исполнителю УФССП России по Амурской области Коноваловой Н.Ф. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
администрация Благовещенского района Амурской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Специализированному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании исполнительного документа, выданного Благовещенским районным судом <адрес> по делу <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию Благовещенского района Амурской области возложена обязанность предоставить Маленко Е.Г. по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Благовещенского района Амурской области поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в связи с тем, что требования исполнительного документам не были исполнены административным истцом в установленный срок.
Исходя из положений действующего законодательства, исполнение административным истцом решения суда возможно за счёт средств на реализацию передаваемых полномочий, переданных в виде субвенции в составе фонда компенсации областного бюджета.
Администрация Благовещенского района Амурской области неоднократно обращалась к главному распорядителю бюджетных средств с просьбой о дополнительном выделении средств на приобретение квартир. Полагает, что в связи с указанными обстоятельствами вина должника в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует, что позволяет освободить его от уплаты исполнительского сбора.
На основании просит суд освободить администрацию Благовещенского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца администрации Благовещенского района Амурской области Рачко О.С. заявленные требования поддержала в полном объёме, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ был осуществлён выезд представителя Администрации Благовещенского района и Маленко Е.Г. в <адрес>, по результатам которого между сторонами подписан акт осмотра жилого помещения и получено согласие Маленко Е.Г. на его предоставление.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик судебный пристав-исполнитель Специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Коновалова Н.Ф. просила в удовлетворении административного иска отказать на том основании, что административным истцом не представлено доказательств принятия администрацией Благовещенского района Амурской области мер к исполнению решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, равно как и доказательств наличия непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, не позволивших должнику исполнить решение суда в установленный срок.
В судебное заседание не явились: представители административных ответчиков: УФССП России по Амурской области, Специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, судебный пристав-исполнитель УФССП России по Амурской области Коновалова Н.Ф., заинтересованные лица прокурор Благовещенского района Амурской области, Маленко Е.Г. - извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом. В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив доводы административного иска, материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора Благовещенского района Амурской области в интересах Маленко Е.Г. к администрации Благовещенского района Амурской области о возложении на администрацию Благовещенского района Амурской области обязанности обеспечить приобретение благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв.м., из специализированного жилищного фонда для Маленко Е.Г. на территории Благовещенского района Амурской области с последующей его передачей на баланс Благовещенского района Амурской области с целью предоставления его по договору найма специализированных жилых помещений Маленко Е.Г.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем УФССП России по Амурской области возбуждено исполнительное производство <номер>-ИП, копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником ДД.ММ.ГГГГ.
В п. 2 и 3 постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления и разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в указанный срок и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Указанный срок был установлен в порядке ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве. Данное постановление не оспорено, не признано в установленном законом порядке незаконным, является действующим, администрация Благовещенского района Амурской области в силу данного постановления обязана была исполнить решение суда добровольно, то есть в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства поступила в администрацию Благовещенского района Амурской области ДД.ММ.ГГГГ, с этой даты должнику достоверно известно об обязанности исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом определениями Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ должнику предоставлялась отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В указанный срок должником требования исполнительного документа добровольно не исполнены и ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
Административный истец заявил требование о его освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на принятие мер к надлежащему исполнению требований исполнительного документа.
В силу ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в п. 75 Постановления № 50 от 17 ноября 2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, установленного законом для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области № 472-ОЗ от 11 апреля 2005 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
В соответствии с п. 17 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утверждённого Постановлением Правительства Амурской области от 08 апреля 2013 года № 144, органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В данном случае административным истцом представлены суду доказательства, подтверждающие принятие всех необходимых и возможных мер для своевременного исполнения решения суда.
Как видно из материалов административного дела, в 2019 году из областного бюджета бюджету Благовещенского района на приобретение квартир для предоставления детям-сиротам были выделены денежные средства в размере 6 910 200 рублей из расчета приобретения 5 квартир, которые были приобретены администрацией и предоставлены гражданам в рамках исполнения судебных решений.
В судебном заседании представитель административного истца пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ с заинтересованным лицом Маленко Е.Г. было достигнуто соглашение о предоставлении ей жилого помещения, расположенного в <адрес>.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что административным истцом в рамках возложенных на него полномочий предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение решения Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора, в связи с чем, администрацию Благовещенского района Амурской области следует освободить от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Коноваловой Н.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ <номер> в размере 50 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.177-179 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░