Судья Шекшуева О.Н. Дело №33-1434/2016
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
10 мая 2016 года г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Герасимовой Л.Н., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Ноздрачёвой Я.В.,
РІ открытом судебном заседании РІ Рі. Орле рассмотрела гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Р•.Р®.Р. Рє администрации Орловского района Орловской области, администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области Рѕ предоставлении жилого помещения, РїРѕ апелляционной жалобе администрации Орловского района Орловской области РЅР° решение Орловского районного СЃСѓРґР° Орловской области РѕС‚ <дата>, которым постановлено:
«Заявление Р•.Р®.Р. удовлетворить частично.
Обязать администрацию Орловского района Орловской области предоставить Р•.Р®.Р. благоустроенное жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РЅР° состав семьи РґРІР° человека, общей площадью РЅР° РґРІСѓС… человек РЅРµ менее РЅРѕСЂРјС‹ предоставления, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, РІ границах Орловского района Орловской области, СЃ учетом наличия права РЅР° дополнительную площадь.
В удовлетворении требований к администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного и дорожного хозяйства Орловской области, Департаменту финансов <адрес> отказать».
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Герасимовой Р›.Рќ., изучив РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации Орловского района Орловской области Серёгина Р”.Р’., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения РЅР° жалобу Р•.Р®.Р. Рё её представителя РЎ.Рњ.Рћ., судебная коллегия РїРѕ гражданским делам Орловского областного СЃСѓРґР°
установила:
Р•.Р®.Р. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє администрации Орловского района Орловской области, администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области Рѕ предоставлении жилого помещения.
Р’ обоснование РёСЃРєР° указала, что РѕРЅР° вместе СЃРѕ СЃРІРѕРёРј малолетним сыном Р•.Р”,Р., <дата> РіРѕРґР° рождения, зарегистрирована Рё проживает РїРѕ адресу: <адрес>. Р•.Р”,Р. является <...>, страдает <...> Вышеуказанная квартира принадлежит РЅР° праве собственности её матери Р¤.Рќ.Р’., РІ ней зарегистрированы <...> человек, фактически проживают <...> семьи. Рстец, её сын Р•.Р”,Р. Рё РјСѓР¶ Р•.Р.Р•. РІ собственности жилья РЅРµ имеют.
Согласно постановлению администрации Платоновского сельского поселения РѕС‚ <дата> Р•.Р®.Р. Рё её сын Р•.Р”,Р. признаны нуждающимися РІ улучшении жилищных условий Рё поставлены РІ очередь РЅР° получение жилья СЃ <дата>.
РџРѕ изложенным основаниям Р•.Р®.Р. просила СЃСѓРґ обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение РЅР° состав семьи РёР· РґРІСѓС… человек СЃ учётом права РЅР° дополнительную жилую площадь.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Орловского района Орловской области Серёгин Д.В. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Р’ обоснование жалобы указывает, что СЃСѓРґ неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Семья Р•. Рё ребенок <...> Р•.Р”,Р. РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ качестве малоимущих признаны РЅРµ были. РЎСѓРґ первой инстанции РІ отсутствие правовых оснований возложил РЅР° администрацию района обязанность РїРѕ обеспечению жильём <...>, РЅРµ признанного малоимущим, что противоречит нормам Жилищного кодекса Р Р¤. Ссылается РЅР° то, что обеспечение жильём <...>, вставших РЅР° учёт после 01.01.2005 подлежит финансированию Р·Р° счёт субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° применительно Рє РїРѕСЂСЏРґРєСѓ представления жилых помещений РЅР° условиях социального найма - Р·Р° счёт жилищного фонда субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п.п. 1,3 ч. 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
РР· содержания СЃС‚. 17 Федерального закона РѕС‚ 24.11.1995 в„–181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» следует, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма общей площадью, превышающей РЅРѕСЂРјСѓ предоставления РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ человека (РЅРѕ РЅРµ более чем РІ РґРІР° раза), РїСЂРё условии, если РѕРЅРё страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации федеральным органом исполнительной власти.
РР· материалов дела следует, что Р•.Р®.Р. Рё её малолетний ребенок Р•.Р”,Р. зарегистрированы Рё проживают РїРѕ адресу: <адрес>
Жилых помещений РІ собственности Р•.Р®.Р., её сын Р•.Р”,Р. РјСѓР¶ Р•.Р.Р•. РЅРµ имеют.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м принадлежит на праве собственности Ф.Н.В., что следует из выписки похозяйственной книги №.
Р’ указанной квартире РїРѕРјРёРјРѕ Р•.Р®.Р. Рё Р•.Р”,Р. также проживают Рё зарегистрированы: Р¤.Рќ.Р’., Р¤.Рђ.Рђ., Р¤.Рђ.Рќ., Рў.Р“.Р’., Р“.Рђ.Рђ., Р‘.Рђ.Р.
Сын истца Р•.Р®.Р. - Р•.Р”,Р., <дата> является ребёнком<...>, страдает <...> РїСЂРё которых невозможно совместное проживание граждан РІ РѕРґРЅРѕР№ квартире Рё дающих право РЅР° дополнительную жилую площадь РІ силу Постановления Правительства Р Р¤ в„– РѕС‚ <дата>. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой <...>
<дата> Р•.Р®.Р. Рё её сын Р•.Р”,Р. признаны нуждающимися РІ улучшении жилищных условий постановлением администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области Рё поставлены РЅР° учёт.
Разрешая заявленные требования, СЃСѓРґ первой инстанции пришёл Рє выводу РѕР± удовлетворении РёСЃРєР° Р•.Р®.Р. РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· того, что РѕРЅР° Рё её малолетний сын Р•.Р”,Р. признаны нуждающимися РІ улучшении жилищных условий, Р° Р•.Р”,Р. имеет право РЅР° внеочередное предоставление жилого помещения <...> СЃ учетом права РЅР° дополнительную жилую площадь.
Указанное решение СЃСѓРґР° судебная коллегия находит законным Рё обоснованным, так как РІ силу вышеприведенных правовых РЅРѕСЂРј Рё установления СЃСѓРґРѕРј тех обстоятельств, что Р•.Р®.Р. Рё Р•.Р”,Р. <дата> были поставлены РЅР° учет граждан, имеющих право РЅР° внеочередное предоставление жилых помещений, Р•.Р”,Р. является ребёнком-<...> Рё страдает <...>, Сѓ органа местного самоуправления РІ силу требований С‡.2 СЃС‚. 57 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РІРѕ внеочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно возложил на ответчика обязанность по предоставлению ребенку<...> жилого помещения, поскольку последнее должно быть предоставлено за счет субъекта РФ, является несостоятельным, а потому основанием для отмены решения суда не является.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Рнвалиды Рё семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся РІ улучшении жилищных условий, вставшие РЅР° учет после <дата>, обеспечиваются жилым помещением РІ соответствии СЃ жилищным законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (С‡. 3 СЃС‚. 17 указанного Закона)
Положениями Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. ст. 14, 50), а также положениями ЖК РФ (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Таким образом, в силу вышеупомянутых норм ЖК РФ, обязанность по реализации жилищных прав граждан возложена именно на орган местного самоуправления.
Согласно ст. 1 Закона Орловской области от 24 февраля 2012 г. № 1322-03 «О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем в том числе: в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Порядок обеспечения жилым помещением инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 г., законодательством Орловской области не предусмотрен.
При этом отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан, не может лишить данных граждан права на получение жилья во внеочередном порядке, поэтому к данным правоотношениям с учетом положений ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ должны применяться нормы п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, регулирующие предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона № 131-ФЗ).
Следовательно, финансирование обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г. за счет субъектов РФ, не освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставить жилые помещения гражданам, упомянутым в ст. 57 ЖК РФ,
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Поскольку Р•.Р®.Р. Рё Р•.Р”,Р. были признаны РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ нуждающимися РІ жилом помещении (СЃС‚. 51 Р–Рљ Р Р¤) Рё это право никем РЅРµ оспорено, вывод СЃСѓРґР° Рѕ возложении обязанности РїРѕ предоставлению семье Р•. жилого помещения РЅР° ответчика является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что семья Е. малоимущей не признавалась, нельзя признать обоснованным, поскольку статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ не связывает право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с их материальным положением.
Разрешая РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ реализации жилищных прав малолетнего Р•.Р”,Р. Рё обеспечении его жилым помещением РІРѕ внеочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, СЃСѓРґ РІ полной мере учел требования, установленные РІ С‡. 5 СЃС‚. 17 Федерального закона РѕС‚ 24 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1995 Рі. в„– 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Р° именно: состояние Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё РґСЂСѓРіРёРµ заслуживающие внимание обстоятельства, Рє которым относится, РІ том числе, малолетний возраст Р•.Р”,Р., РІ силу которого РѕРЅ РЅРµ может проживать РѕРґРёРЅ.
В остальном, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также не могут являться основанием к отмене правильного судебного решения, поскольку не содержит новых обстоятельств, которые не являлись бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, а повторяют позицию ответчика, выраженную его представителем в суде первой инстанции, которая была исследована судом и нашла свое верное отражение и правильную оценку в обжалуемом решении.
Фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, и основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем, основанием для отмены решения суда не являются.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований для отмены вынесенного решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 16 марта 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Орловского района Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
СЃСѓРґСЊРё
Судья Шекшуева О.Н. Дело №33-1434/2016
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
10 мая 2016 года г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Герасимовой Л.Н., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Ноздрачёвой Я.В.,
РІ открытом судебном заседании РІ Рі. Орле рассмотрела гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Р•.Р®.Р. Рє администрации Орловского района Орловской области, администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области Рѕ предоставлении жилого помещения, РїРѕ апелляционной жалобе администрации Орловского района Орловской области РЅР° решение Орловского районного СЃСѓРґР° Орловской области РѕС‚ <дата>, которым постановлено:
«Заявление Р•.Р®.Р. удовлетворить частично.
Обязать администрацию Орловского района Орловской области предоставить Р•.Р®.Р. благоустроенное жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РЅР° состав семьи РґРІР° человека, общей площадью РЅР° РґРІСѓС… человек РЅРµ менее РЅРѕСЂРјС‹ предоставления, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, РІ границах Орловского района Орловской области, СЃ учетом наличия права РЅР° дополнительную площадь.
В удовлетворении требований к администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного и дорожного хозяйства Орловской области, Департаменту финансов <адрес> отказать».
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Герасимовой Р›.Рќ., изучив РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации Орловского района Орловской области Серёгина Р”.Р’., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения РЅР° жалобу Р•.Р®.Р. Рё её представителя РЎ.Рњ.Рћ., судебная коллегия РїРѕ гражданским делам Орловского областного СЃСѓРґР°
установила:
Р•.Р®.Р. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє администрации Орловского района Орловской области, администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области Рѕ предоставлении жилого помещения.
Р’ обоснование РёСЃРєР° указала, что РѕРЅР° вместе СЃРѕ СЃРІРѕРёРј малолетним сыном Р•.Р”,Р., <дата> РіРѕРґР° рождения, зарегистрирована Рё проживает РїРѕ адресу: <адрес>. Р•.Р”,Р. является <...>, страдает <...> Вышеуказанная квартира принадлежит РЅР° праве собственности её матери Р¤.Рќ.Р’., РІ ней зарегистрированы <...> человек, фактически проживают <...> семьи. Рстец, её сын Р•.Р”,Р. Рё РјСѓР¶ Р•.Р.Р•. РІ собственности жилья РЅРµ имеют.
Согласно постановлению администрации Платоновского сельского поселения РѕС‚ <дата> Р•.Р®.Р. Рё её сын Р•.Р”,Р. признаны нуждающимися РІ улучшении жилищных условий Рё поставлены РІ очередь РЅР° получение жилья СЃ <дата>.
РџРѕ изложенным основаниям Р•.Р®.Р. просила СЃСѓРґ обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение РЅР° состав семьи РёР· РґРІСѓС… человек СЃ учётом права РЅР° дополнительную жилую площадь.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Орловского района Орловской области Серёгин Д.В. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Р’ обоснование жалобы указывает, что СЃСѓРґ неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Семья Р•. Рё ребенок <...> Р•.Р”,Р. РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ качестве малоимущих признаны РЅРµ были. РЎСѓРґ первой инстанции РІ отсутствие правовых оснований возложил РЅР° администрацию района обязанность РїРѕ обеспечению жильём <...>, РЅРµ признанного малоимущим, что противоречит нормам Жилищного кодекса Р Р¤. Ссылается РЅР° то, что обеспечение жильём <...>, вставших РЅР° учёт после 01.01.2005 подлежит финансированию Р·Р° счёт субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° применительно Рє РїРѕСЂСЏРґРєСѓ представления жилых помещений РЅР° условиях социального найма - Р·Р° счёт жилищного фонда субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п.п. 1,3 ч. 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
РР· содержания СЃС‚. 17 Федерального закона РѕС‚ 24.11.1995 в„–181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» следует, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма общей площадью, превышающей РЅРѕСЂРјСѓ предоставления РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ человека (РЅРѕ РЅРµ более чем РІ РґРІР° раза), РїСЂРё условии, если РѕРЅРё страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации федеральным органом исполнительной власти.
РР· материалов дела следует, что Р•.Р®.Р. Рё её малолетний ребенок Р•.Р”,Р. зарегистрированы Рё проживают РїРѕ адресу: <адрес>
Жилых помещений РІ собственности Р•.Р®.Р., её сын Р•.Р”,Р. РјСѓР¶ Р•.Р.Р•. РЅРµ имеют.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м принадлежит на праве собственности Ф.Н.В., что следует из выписки похозяйственной книги №.
Р’ указанной квартире РїРѕРјРёРјРѕ Р•.Р®.Р. Рё Р•.Р”,Р. также проживают Рё зарегистрированы: Р¤.Рќ.Р’., Р¤.Рђ.Рђ., Р¤.Рђ.Рќ., Рў.Р“.Р’., Р“.Рђ.Рђ., Р‘.Рђ.Р.
Сын истца Р•.Р®.Р. - Р•.Р”,Р., <дата> является ребёнком<...>, страдает <...> РїСЂРё которых невозможно совместное проживание граждан РІ РѕРґРЅРѕР№ квартире Рё дающих право РЅР° дополнительную жилую площадь РІ силу Постановления Правительства Р Р¤ в„– РѕС‚ <дата>. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой <...>
<дата> Р•.Р®.Р. Рё её сын Р•.Р”,Р. признаны нуждающимися РІ улучшении жилищных условий постановлением администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области Рё поставлены РЅР° учёт.
Разрешая заявленные требования, СЃСѓРґ первой инстанции пришёл Рє выводу РѕР± удовлетворении РёСЃРєР° Р•.Р®.Р. РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· того, что РѕРЅР° Рё её малолетний сын Р•.Р”,Р. признаны нуждающимися РІ улучшении жилищных условий, Р° Р•.Р”,Р. имеет право РЅР° внеочередное предоставление жилого помещения <...> СЃ учетом права РЅР° дополнительную жилую площадь.
Указанное решение СЃСѓРґР° судебная коллегия находит законным Рё обоснованным, так как РІ силу вышеприведенных правовых РЅРѕСЂРј Рё установления СЃСѓРґРѕРј тех обстоятельств, что Р•.Р®.Р. Рё Р•.Р”,Р. <дата> были поставлены РЅР° учет граждан, имеющих право РЅР° внеочередное предоставление жилых помещений, Р•.Р”,Р. является ребёнком-<...> Рё страдает <...>, Сѓ органа местного самоуправления РІ силу требований С‡.2 СЃС‚. 57 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РІРѕ внеочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно возложил на ответчика обязанность по предоставлению ребенку<...> жилого помещения, поскольку последнее должно быть предоставлено за счет субъекта РФ, является несостоятельным, а потому основанием для отмены решения суда не является.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Рнвалиды Рё семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся РІ улучшении жилищных условий, вставшие РЅР° учет после <дата>, обеспечиваются жилым помещением РІ соответствии СЃ жилищным законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (С‡. 3 СЃС‚. 17 указанного Закона)
Положениями Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. ст. 14, 50), а также положениями ЖК РФ (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Таким образом, в силу вышеупомянутых норм ЖК РФ, обязанность по реализации жилищных прав граждан возложена именно на орган местного самоуправления.
Согласно ст. 1 Закона Орловской области от 24 февраля 2012 г. № 1322-03 «О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем в том числе: в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Порядок обеспечения жилым помещением инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 г., законодательством Орловской области не предусмотрен.
При этом отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан, не может лишить данных граждан права на получение жилья во внеочередном порядке, поэтому к данным правоотношениям с учетом положений ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ должны применяться нормы п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, регулирующие предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона № 131-ФЗ).
Следовательно, финансирование обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г. за счет субъектов РФ, не освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставить жилые помещения гражданам, упомянутым в ст. 57 ЖК РФ,
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Поскольку Р•.Р®.Р. Рё Р•.Р”,Р. были признаны РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ нуждающимися РІ жилом помещении (СЃС‚. 51 Р–Рљ Р Р¤) Рё это право никем РЅРµ оспорено, вывод СЃСѓРґР° Рѕ возложении обязанности РїРѕ предоставлению семье Р•. жилого помещения РЅР° ответчика является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что семья Е. малоимущей не признавалась, нельзя признать обоснованным, поскольку статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ не связывает право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с их материальным положением.
Разрешая РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ реализации жилищных прав малолетнего Р•.Р”,Р. Рё обеспечении его жилым помещением РІРѕ внеочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, СЃСѓРґ РІ полной мере учел требования, установленные РІ С‡. 5 СЃС‚. 17 Федерального закона РѕС‚ 24 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1995 Рі. в„– 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Р° именно: состояние Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё РґСЂСѓРіРёРµ заслуживающие внимание обстоятельства, Рє которым относится, РІ том числе, малолетний возраст Р•.Р”,Р., РІ силу которого РѕРЅ РЅРµ может проживать РѕРґРёРЅ.
В остальном, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также не могут являться основанием к отмене правильного судебного решения, поскольку не содержит новых обстоятельств, которые не являлись бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, а повторяют позицию ответчика, выраженную его представителем в суде первой инстанции, которая была исследована судом и нашла свое верное отражение и правильную оценку в обжалуемом решении.
Фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, и основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем, основанием для отмены решения суда не являются.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований для отмены вынесенного решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 16 марта 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Орловского района Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
СЃСѓРґСЊРё