Решение по делу № 2-95/2018 ~ М-82/2018 от 31.03.2018

Дело № 2-95/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«26» апреля 2018 года город Новосиль.

Новосильский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Авдониной И.Н.,

при секретаре судебного заседания Бабкиной Е.В.,

с участием прокурора Новосильского района Орловской области в лице заместителя прокурора Назаровой Е.В.,

представителя ответчика - директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Глубковская средняя общеобразовательная школа Животягина А.Г.,

представителя ответчика Ильченко А.Н. действующего от имени и в интересах администрации Новосильского района Орловской области на основании письменной доверенности главы района от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новосильского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга несовершеннолетних и других лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Глубковская средняя общеобразовательная школа Новосильского района Орловской области, администрации Новосильского района Орловской области о возложении обязанности по принятию мер к ограждению территории МБОУ Глубковская СОШ,

установил:

прокурор Новосильского района Орловской области обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, действуя в интересах неопределенного круга несовершеннолетних и других лиц, к ответчикам с требованиями: обязать администрацию Новосильского района Орловской области совместно с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Глубковская средняя общеобразовательная школа принять меры к ограждению территории школы.

Иск мотивирован следующим.

Прокуратурой Новосильского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности, профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся за ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Глубковская средняя общеобразовательная школа (далее по тексту – МБОУ Глубковская СОШ). По результатам проверки установлено, что в МБОУ Глубковская СОШ отсутствует ограждение по всему периметру территории образовательного учреждения. В связи с чем, на имя директора МБОУ Глубковская СОШ прокурором района было вынесено представление об устранении выявленных нарушений. По сообщению директора общеобразовательного учреждения, на устранение выявленных нарушений требуются значительные денежные средства, в связи с чем, он обратился в администрацию Новосильского района. Однако, требования директора должным образом не исполняются. Отсутствие ограждения территории общеобразовательного учреждения не отвечают обязательным требованиям положений Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», грубо нарушают требования Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов – СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации в общеобразовательных учреждениях». Полагая, что отсутствие ограждения по периметру территории МБОУ Глубковская СОШ, влечёт возникновение опасности жизни и здоровью учащихся и работников, нарушает право несовершеннолетних обучающихся в школе и работников школы на охрану жизни и здоровья, руководствуясь положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), прокурор в интересах неопределенного круга несовершеннолетних и других лиц, инициировал обращение в суд.

В судебном заседании прокурор Назарова Е.В. исковые требования уточнила в части редакции просительной части, просила суд: возложить на администрацию Новосильского района Орловской области обязанность финансирования мероприятий по установке ограждения по периметру территории МБОУ Глубковская СОШ, а на МБОУ Глубковская СОШ - обязанность установить ограждение по периметру территории школы, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования с учетом уточнения, прокурор поддержала, обосновывая доводами, изложенными в исковом заявлении, просила суд иск удовлетворить. Указала, что ответчикам было известно о необходимости устранения выявленных нарушений в апреле 2017 года, однако до настоящего времени никаких действий по ограждению территории МБОУ Глубковская СОШ предпринято не было. Препятствий для финансирования школы необходимым объёмом денежных средств у администрации Новосильского района не имелось, поскольку внести изменения в бюджет района возможно ежеквартально, так как бюджет принимается на каждый квартал.

Представитель ответчика Животягин А.Г. в судебном заседании не возражал против исковых требований прокурора, в том числе и с учётом уточнения. Пояснил, что ограждение территории МБОУ Глубковская СОШ отсутствует по настоящее время. После проведения в ДД.ММ.ГГГГ проверки прокурором Новосильского района соблюдения общеобразовательным учреждением требований федерального законодательства, он на протяжении года неоднократно обращался в администрацию Новосильского района с просьбой выделить денежные средства на установку ограждения территории школы. Однако, до настоящего времени финансирование не произведено, администрация Новосильского района ссылается на отсутствие денежных средств. Собственных денежных средств на указанные цели у общеобразовательного учреждения нет, поскольку финансирование школы осуществляет непосредственно администрация Новосильского района.

Представитель соответчика Ильченко А.Н. в судебном заседании не возражал против исковых требований прокурора, в том числе и с учётом уточнений. Озвучил доводы письменных пояснений главы Новосильского района от ДД.ММ.ГГГГ относительно иска, согласно которым заявленные исковые требования прокурора Новосильского района ответчик считает законными и обоснованными. Указано, что администрация Новосильского района как учредитель и распорядитель бюджетных средств, обязуется принять соответствующие меры к ограждению территории Глубковской средней общеобразовательной школы, однако в настоящее время не располагает денежными средствами. В целях устранения выявленных нарушений администрацией района внесены изменения в муниципальную программу «Образование в Новосильском районе на 2018-2020 года». Изыскание денежных средств для реализации пунктов указанной программы и внесения соответствующих изменений в бюджет района, потребует длительного времени, возведение забора вокруг территории МБОУ Глубковская СОШ запланировано на июнь 2020 года. В связи с чем, администрация Новосильского района просит суд при вынесении решения по делу, принять во внимание перечисленные обстоятельства и предоставить срок на исправление недостатков не менее двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав прокурора, представителей ответчиков, проверив доводы заявленных исковых требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 2 Конституции Российской Федерации декларируется, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с пунктом «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утверждённой Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребёнка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В абзаце 10 статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Согласно статье 11 указанного Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №189 от 29.12.2010 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №273-ФЗ), положениями которого устанавливаются правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Участниками отношений в сфере образования являются участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения (пункт 32 статьи 2 Федерального закона №273-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Согласно пунктам 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Данные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовой формы и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением.

Следовательно, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.

Положениями пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона №323-ФЗ).

На основании пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений (пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка ограждения мест массового пребывания людей.

Судом установлено и подтверждено объяснениями сторон, материалами дела, что в ходе проведения в ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Новосильского района Орловской области проверки МБОУ Глубковская СОШ на предмет антитеррористической защищенности образовательного учреждения в ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт отсутствия по всему периметру территории школы оградительных сооружений. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ Глубковская СОШ прокурором вынесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ территория МБОУ Глубковская СОШ по всему периметру не имеет ограждений. В соответствии с письменным сообщением директора МБОУ Глубковская СОШ от ДД.ММ.ГГГГ, произвести ограждение территории школы не представляется возможным ввиду отсутствия в бюджете школы денежных средств на указанные нужды. Неоднократное направление заявок о выделении денежных средств в администрацию района, результата не принесли (л.д. 2,5-6, 9).

Директором общеобразовательного учреждения предпринимались попытки изыскать денежные средства на устранение выявленных нарушений путем обращения за финансированием в администрацию Новосильского района Орловской области, однако финансирование до настоящего времени не проведено, ограждение территории МБОУ Глубковская СОШ отсутствует (л.д. 7-8).

Согласно положениям пунктов 1.1 и 1.2 Устава МБОУ Глубковская СОШ, школа является некоммерческой, бюджетной общеобразовательной организацией, для оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования, реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (л.д. 11).

В соответствии с пунктами 1.6, 1.6.1, 1.6.2, 1.7 Устава МБОУ Глубковская СОШ учредителем организации является муниципальное образование Новосильский район Орловской области, обеспечивающий правовые, финансовые и материально-технические условия, необходимые для сохранности, целостности закрепленного за школой имущества, а также его деятельности в качестве муниципального общеобразовательного учреждения. Деятельность школы финансируется учредителем. Школа является юридическим лицом (л.д. 12).

В соответствии с пунктами 7 и 14 части 1 статьи 4 Устава Новосильского района Орловской области, в ведении района находятся вопросы местного значения, в частности: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствия проявления терроризма им экстремизма на территории района; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях (л.д. 30).

МБОУ Глубковская СОШ и администрация Новосильского района Орловской области имеют статус юридических лиц (л.д. 37-55).

Факт отсутствия ограждения по периметру территории МБОУ Глубковская СОШ на момент рассмотрения настоящего дела ответчиками не оспаривается.

Таким образом, факт нарушения требований вышеуказанных нормативно-правовых актов об обязательном ограждении территории общеобразовательного учреждения нашёл подтверждение в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие целостности ограждения территории, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Поскольку, выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера о понуждении к совершению которой ставится вопрос, является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд, установив факт отсутствия целостного ограждения территории МБОУ Глубковская СОШ, учредителем которого является администрация Новосильского района, считает заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению в полном объёме, как обоснованные и законные.

Частью 2 статьи 206 ГПК РФ установлено, что в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая, что обязанность финансирования и последующее проведение мероприятий по ограждению территории МБОУ Глубковская СОШ, может быть совершена только ответчиками, суд считает испрашиваемый прокурором срок для исполнения суда – до 01 сентября 2018 года со дня вступления решения суда в законную силу, обоснованным.

По убеждению суда, такой срок исполнения решения суда, с учётом характера допускаемого ответчиками нарушения и возможных последствий этого нарушения, отвечает критериям разумности, будет являться достаточным для исполнения судебного акта и возложенной судом обязанности.

Обращение администрации Новосильского района Орловской области в лице главы района к суду об установлении срока исполнения решения суда не менее двенадцати месяцев со ссылкой на необходимость длительного времени на исправление недостатков, суд считает не обоснованным.

В соответствии со статьёй 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Администрацией Новосильского района Орловской области (её представителем) не представлено суду доказательств необходимости длительного времени для финансирования общеобразовательного учреждения достаточным объёмом денежных средств с целью ограждения территории школы, вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ. Не представлено суду администрацией района и доказательств невозможности исполнить требования прокурора в испрашиваемый в исковых требованиях срок. При этом прокурор и представитель ответчика Ильченко А.Н. указали в судебном заседании о том, что внести изменения в бюджет района возможно один раз в квартал, бюджет района принимается в конце месяца каждого квартала на последующий квартал года.

Кроме того, суд отмечает, что оспариваемое бездействие ответчиков имеет место быть на протяжении длительного периода времени. О неисполнении установленной законодательством обязанности по ограждению территории общеобразовательного учреждения директору МБОУ Глубковская СОШ и администрации Новосильского района Орловской области стало известно в апреле 2017 года. Однако, ответчиками до настоящего времени не предпринято каких-либо действий к исполнению обязанностей, о понуждении к исполнению которых просит прокурор.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 194-198, 204, 206 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Новосильского района Орловской области, действующего в интересах неопределённого круга несовершеннолетних и других лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Глубковская средняя общеобразовательная школа Новосильского района Орловской области, администрации Новосильского района Орловской области о возложении обязанности по принятию мер к ограждению территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Глубковская средняя общеобразовательная школа Новосильского района Орловской области, удовлетворить.

Возложить на администрацию Новосильского района Орловской области обязанность осуществить финансирование мероприятий по установке ограждения территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Глубковская средняя общеобразовательная школа Новосильского района Орловской области, а на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Глубковская средняя общеобразовательная школа Новосильского района Орловской области - обязанность установить ограждение по всему периметру территории школы, в срок до «01» сентября 2018 года.

Об исполнении настоящего решения суда сообщить в Новосильский районный суд не позднее десяти дней со дня исполнения ответчиками возложенной судом обязанности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Новосильский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия.

СУДЬЯ И. Н. Авдонина.

2-95/2018 ~ М-82/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Новосильского района Орловской области
Ответчики
МБОУ Глубковская средняя общеобразовательная школа
Администрация Новосильского района Орловской области
Суд
Новосильский районный суд
Судья
Авдонина Ирина Николаевна
31.03.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2018[И] Передача материалов судье
03.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
19.04.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2018[И] Судебное заседание
26.04.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2018[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее