Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кочубеевское 26 июня 2012 года
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Макаренко Е. В.,
с участием: помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Беланова В. В.,
представителя ответчика – администрации муниципального образования село Кочубеевское Косенко О. В.,
представителя третьего лица – ОГИБДД отдела МВД России по Кочубеевскому району Шибкова П. А.,
представителей третьего лица Ставропольской краевой организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового красного Знамени общество слепых» Лысаневой Е. М., Лысенко Л. Н.,
при секретаре Ахба Л. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда исковое заявление прокурора Кочубеевского района Ставропольского края к администрации муниципального образования село Кочубеевское об обязании оборудования звуковыми сигналами светофорные объекты,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования с.Кочубеевское об обязании оборудования звуковыми сигналами светофорные объекты, основывая свои требования на том, что прокуратурой Кочубеевского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что на пересечение улиц <адрес> с. Кочубеевское расположен пешеходный переход, оборудованный светофорным объектом при этом не оборудованный звуковым устройствам, дублирующими световые сигналы светофоров, что является нарушением ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ. Данное нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в редакции от 24.07.2009 г.) органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов).
Таким образом, имеет место нарушение ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также п. 7.4.3 Государственного Стандарта Российской Федерации 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. № 120-ст (ГОСТ Р 52289-2004), согласно которому на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, содержание автомобильных дорог на улицах с. Кочубеевское относится к обязанности администрации муниципального образования.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 01.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности в области дорожного движения осуществляется органами местного самоуправления, в частности, посредством материально-финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, которые в силу ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ст. 7 Устава муниципального образования село Кочубеевского Кочубеевского района основной задачей администрации дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно проекту организации дорожного движения - имеется светофорный объект на пересечении улиц Титова и Куличенко с. Кочубеевское.
Таким образом, в нарушение требований ст. 15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», а также п. 7.4.3 Государственного Стандарта Российской Федерации 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», администрация муниципального образования село Кочубеевское не исполняет должным образом обязанности по содержанию названных светофорных объектов в части их оборудования звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
Указанные нарушения законодательства могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают вероятность аварийной ситуации в городе, угрожают здоровью и жизни населения - инвалидов по зрению.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
На основании изложенного просит суд: обязать администрацию муниципального образования село Кочубеевское в течение полугода со дня вступления решения в законную силу оборудовать светофорные объекты на участке, расположенном на пересечении улиц Титова и Куличенко с. Кочубеевское - звуковыми устройствами, дублирующими световые сигналы светофоров для свободного и безопасного передвижения инвалидов через транспортные коммуникации.
В судебном заседании помощник прокурора Беланов В.В. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования с. Кочубеевское Косенко О.В. исковые требования прокурора Кочубеевского района СК не признал и мотивировал данное несогласие тем, что в исковом заявлении Прокуратуры Кочубеевского района к администрации муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края от 23.04.2012 года № 8-56-2012 2039 указано о проведении проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. Однако в исковом заявлении не указаны ни дата, ни основания данной проверки. Отсутствуют также данные об указанной в исковом в заявлении проверке и в муниципальном образовании село Кочубеевское.
Также в исковом заявлении не указано, что в соответствии с положениями ч.3 ст. 15, Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" «Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней». То есть и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Ставропольского края), так и за счет средств федерального бюджета. В исковом заявлении указана финансовая обязанность исключительно муниципального образования село Кочубеевское, что противоречит указанной норме закона. Положения законов 131-ФЗ от 06.10.2003г. и 196-ФЗ от 01.12.1995г. являются общими в сфере муниципальных правоотношений и отношений в сфере безопасности дорожного движения и не регулирует сферу деятельности с участием инвалидов.
В данном случае истцом ошибочно упущена норма законодательства (ч.3 ст. 15, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), являющейся специальной к указанным правоотношениям.
Следует отметить, что ни из бюджета субъекта Российской Федерации (Ставропольского края), ни из средств федерального бюджета, финансовых средств и иных ассигнований в адрес муниципального образования село Кочубеевское не поступало.
Также истцом информации по указанным ассигнованиям у соответствующих субъектов, в том числе муниципального образования село Кочубеевское не запрашивалась. В данном случае необходимо, с участием истца - Прокуратуры Кочубеевского района, в целях обеспечения законности в соответствии с ч.3 ст. 15, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подготовить и направить соответствующие запросы о выделении необходимых ассигнований на мероприятия по реализации указанной нормы закона.
Далее истцом, в качестве необходимости и обоснованности своих требований указаны ссылки на п.7.4.3. ГОСТ Р 52289-2004. Однако данный пункт в частности гласит о пешеходных переходах, «которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы». Информации или заявлений о регулярном пользовании слепыми и слабовидящими инвалидами данным участком дороги у муниципального образования село Кочубеевское не имеется. Также нет этой информации и в исковом заявлении.
Кроме этого обращают внимание суда на то, что в администрацию муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края поступило коллективное обращение жителей прилегающей к выше названному перекрестку многоэтажных домов с несогласием установления звуковой сигнализации на данном участке, и просьбой ее не установки. Так как ее установка (по мнению заявителей), нарушит интересы граждан проживающих в прилегающих жилых домах и может способствовать возникновению источника социального напряжения в селе. В качестве примера Практика установки аналогичных звуковых сигнализаций в населенных пунктах Ставропольского края (Ставрополь, Пятигорск, Невинномысск и т.д.), так в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) показывает, что даже в таких населенных пунктах подобная звуковая сигнализация устанавливается в местах компактного проживания данной категории инвалидов и их регулярного следования и отсутствует в иных местах с аналогично установленными светофорами. В данном случае достигается паритет предусмотренный ст. 17, "Конституция Российской Федерации" принята 30.12.2008 N 7-ФКЗ, которая в частности гласит, что «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.».
На основании вышеизложенного в целях полного и всестороннего рассмотрения данного дела, обеспечения законности и обоснованности принятия решения, а также возможного нарушения, принятым решением, законных прав и интересов других граждан просит суд: исковые требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края к администрации муниципального образования село Кочубеевское – отклонить, в заявленном иске отказать.
Представитель третьего лица ОГИБДД отдела МВД России по Кочубеевскому району Шибков П.А. в судебном заседании исковые требования к администрации муниципального образования с.Кочубеевское поддержал и просил суд их удовлетворить.
В судебном заседании представители третьего лица Ставропольской краевой организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского Ордена Трудового красного Знамени общество слепых» Лысанева Е.М., Лысенко Л.Н. против удовлетворения исковых требований не возражали и просили принять решения на усмотрения суда руководствуясь действующим законодательством.
Выслушав стороны, изучив представленные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
Материалами дела установлено, что прокуратурой Кочубеевского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе данной проверки выявлены нарушения действующего законодательства, а именно на пересечение улиц Титова и Куличенко с.Кочубеевское, расположен пешеходный переход со светофорным объектом не оборудованный звуковыми устройствами, дублирующими световые сигналы светофора, согласно проекту организации дорожного движения от 01.03.2009 года (л.д.8-10), факт данного правонарушения подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения в районе пересечение улиц Титова и Куличенко с. Кочубеевского от 06.04.2012 года (л.д.7).
Пунктом 7.4.3 Государственного Стандарта РФ 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 года №120-ст (ГОСТ Р 52289-2004) закреплено, что на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
В соответствии со ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. №181 – ФЗ в редакции от 24.07.2009 года правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В судебном заседании установлено, что в Ставропольской общественной организации ВОС на учете состоит 98 инвалидов по зрению, проживающих в Кочубеевском районе, из них 46 человек проживает в с.Кочубеевское, кроме того по данным Управления Пенсионного фонда по СК по состоянию на 01.07.2011 года в Кочубеевском районе проживает 181 инвалид по зрению, из них в селе Кочубеевском 63 человека.
Руководствуясь вышеприведенными законодательными нормами, так же Конституцией Российской Федерации, в которой закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, суд приходит к выводу о нарушении прав и свобод человека и гражданина, кроме того указанные нарушения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, если их не пресечь увеличится вероятность аварийной ситуации в данной местности, в связи с чем существует явная угроза жизни и здоровью населения – инвалидов по зрению.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 16 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст.7 Устава муниципального образования с.Кочубеевское, предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения.
Пунктом 6 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
При этом, п. 6 ст. 3 указанного Закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с Уставом с.Кочубеевское администрация села является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, управляет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью, включая автомобильные дороги местного значения в границах села, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно пункту первому статьи 12 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Таким образом, на органы местного самоуправления законодательством о безопасности дорожного движения возложена обязанность содержания автомобильных дорог в границах поселения, в том числе организация дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, в связи с чем, суд усматривает нарушение администрацией исполнения своих обязанностей по содержанию названных светофорных объектов в части их оборудования звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
Кроме того, рассмотрев предоставленное в судебном заседании ответчиком коллективное обращение жителей проживающих по <адрес> и <адрес> с просьбой не оборудовать звуковыми сигналами данный светофорный объект, суд приходит к выводу о его не состоятельности, так как представителем ответчика не представлены достоверные данные (в том числе паспортные данные с отметкой о регистрации по месту проживания) о лицах, подписавших данное обращение. Кроме того данное обращение нарушает принципы гуманизма и милосердия, уважения личного достоинства, равноправия граждан. Согласно ст. 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Анализирую вышеприведенные обстоятельства суд считает доводы изложенные в исковом заявлении разумными и обоснованными, к доводам ответчика, о том, что данный вопрос не входит в их компетенцию, суд относится критически и считает их противоречивыми действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик уклоняется от возложенной обязанности по оборудованию звуковыми сигналами светофорный объект, доказательств обратного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ администрацией с. Кочубеевское не представлено, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Кочубеевского района требований.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края к администрации муниципального образования село Кочубеевское об обязании оборудования звуковыми сигналами светофорные объекты - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования село Кочубеевское в течение полугода со дня вступления решения в законную силу оборудовать светофорные объекты на участке, расположенном на пересечении улиц <адрес> и <адрес> с. Кочубеевское - звуковыми устройствами, дублирующие световые сигналы светофоров для свободного и безопасного передвижения инвалидов через транспортные коммуникации.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд Ставропольского края в течение месяца.
Судья Кочубеевского районного суда Е.В. Макаренко