Дело № 2-800/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 7 июня 2018 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием представителя ответчика Березиной Н.И., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой Елены Семеновны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Кузьмина Е.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) с требованиями:
- признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии №*** от 13.02.2018 г.,
- включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы в должности фельдшера по приему вызовов отделения скорой неотложной помощи с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг,
- назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за её назначением, т.е. с 21.11.2017 г.
Исковое заявление мотивировано тем, что 21.11.2017 г. Кузьмина Е.С. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
13.02.2018 г. решением №*** ответчик отказал истцу в установлении пенсии, т.к. льготный стаж работы на дату обращения составил 24 года 7 месяцев 26 дней, вместо требуемых 25 лет.
Истица считает решение УПФР незаконным в части исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанных периодов работы. Повышение квалификации для медицинского работника являлось обязательным и законодателем приравнивалось к выполнению работы по специальности. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранялось место работы, средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления в Пенсионный фонд РФ.
С 17.06.2000 г. по 31.07.2000 г. Кузьмина Е.С. работала в должности фельдшера по приему вызовов отделения скорой неотложной помощи. В течение полного рабочего дня она осуществляла иную деятельность по охране здоровья населения, выполняла обязанности, соответствующие обязанностям фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, в том числе оказывала экстренную медицинскую помощь при амбулаторном обращении больных и пострадавших. Истица полагает, что на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, от 22.09.1999 г. № 1066 названный период также следует включить в льготный стаж.
В судебное заседание истица Кузьмина Е.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
В исковом заявлении Кузьмина Е.С. просила о рассмотрении дела без её участия.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика Березина Н.И. исковые требования не признала, суду пояснила, что при подсчете специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», Управлением ПФР правомерно исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации и период работы в должности фельдшера по приему вызовов отделения скорой неотложной помощи.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной пенсии по старости. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в их числе не значатся. Кроме того, истица в данное время не занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, её организм не подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26.03.1999 г. № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» утверждены штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи. При этом в должностные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи не входит непосредственное оказание медицинской помощи населению.
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, и действующий с 01 ноября 1999 года, не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 также не предусмотрена возможность зачета в специальный стаж периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой неотложной медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2006 № 435 тождество должностей «фельдшер-диспетчер», «фельдшер выездной», «фельдшер по приему и передаче вызовов» наименованию должности «фельдшер» не установлено.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
21.11.2017 г. Кузьмина Елена Семеновна, дд.мм.гггг года рождения, обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
13.02.2018 г. решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) №*** истцу отказано в установлении пенсии, поскольку специальный стаж на дату обращения составил 24 года 07 месяцев 26 дней, вместо требуемых 30 лет.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не засчитаны следующие оспариваемые периоды:
- с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (1 мес. 15 дн.) в должности фельдшера по приему вызовов отделения скорой неотложной помощи,
- с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (всего 6 мес. 14 дн.) периоды нахождения на курсах повышения квалификации во время работы заведующей (фельдшером) в Льнозаводском фельдшерско-акушерском пункте.
С 01.01.2015 г. пенсионные правоотношения регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ). В соответствии со ст. 8 данного Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже минимальной, определенной законом на день установления страховой пенсии, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Поскольку трудовая деятельность истца протекала в сельской местности, при оценке пенсионных прав суд исходит из необходимости специального стажа в объеме 30 лет.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ).
Ответчиком не оспаривается наличие у истца необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В силу пунктов 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Оценка пенсионных прав истца пенсионным органом произведена в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П (за период до 01.01.2002 г. на основании нормативных правовых актов, действовавших по состоянию на 31.12.2001 г.).
В спорный период с 17.06.2000 г. по 31.07.2000 г. истица работала в должности фельдшера по приему вызовов отделения скорой неотложной помощи Кизнерской ЦРБ.
К указанному периоду истцом применен Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066.
В соответствии с названным Списком в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы в должностях фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер, фельдшер (медицинская сестра) больниц всех наименований.
Периоды работы в должности фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов отделения скорой помощи Списке № 1066 не поименованы.
Приказом Минздрава РФ от 26.03.1999 г. № 100 утверждены штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, которыми предусмотрены должности «фельдшер выездной бригады» и «фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде». Данным приказом также утверждены положения по названным должностям, которые предполагают различные по своим функциям должностные обязанности.
В соответствии с должностной инструкцией фельдшера по приему вызовов, его обязанности не связаны с оказанием медицинской помощи и лечебной деятельностью. Основной обязанностью истца, как фельдшера по приему вызовов, являлось осуществление приема вызовов от населения.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2006 г. № 435 установлено тождество наименований должностей «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи» и «фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи» наименованию должности «фельдшер», предусмотренному Списком № 781.
В отношении должности «фельдшер по приему вызовов станции скорой медицинской помощи» такое тождество в установленном законом порядке не устанавливалось.
Выполнение истцом в спорный период работы в должности, не предусмотренной Списком № 1066, исключает возможность зачета такой работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, также не предусмотрено включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой медицинской помощи.
Устанавливая в Федеральном законе «О страховых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с продолжительным неблагоприятным воздействием на организм различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность должна давать право на соответствующие льготы, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда, зависит от вида и профиля деятельности соответствующей организации и относится к компетенции органов исполнительной власти.
Утверждаемые Правительством Российской Федерации Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости ранее достижения общеустановленного возраста, в том числе в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, конкретизируют положения данного Федерального закона, обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежит оценка характера труда, функциональных обязанностей лиц, работающих в учреждениях здравоохранения на разных должностях, что не является ограничением прав граждан на пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного отсутствуют правовые основания для зачета в специальный стаж работы истицы периода работы в должности фельдшера по приему вызовов отделения скорой неотложной помощи.
Спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации имели место в период действия Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781. Во время нахождения на курсах повышения квалификации истица работала заведующей (фельдшером) в Льнозаводском фельдшерско-акушерском пункте.
Списками, утвержденными названными Постановлениями предусмотрено, что работа в должности фельдшера в фельдшерско-акушерском пункте засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 (далее по тексту Правила № 516), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781. (далее по тексту Правила № 781) (пункт 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665).
При исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами № 781, применяются Правила № 516 (пункт 2 Правил № 781).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Как указано выше, во время обучения на курсах повышения квалификации истица состояла в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них Кузьмина Е.С. работала полный рабочий день, периодов прерывания специального стажа не усматривается.
В силу занимаемой должности, истица была обязана периодически проходить обучение с целью повышения квалификации на соответствующих профильных курсах, что предусматривалось ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Приказом Минздрава РФ от 09.08.2001 г. № 314 «О порядке получения квалификационных категорий», Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011 г. № 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками», Приказом Минздрава России от 23.04.2013 г. № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».
При изложенных обстоятельствах, время обучения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж истца.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом признанного ответчиком специального стажа на день обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии,- 24 года 07 месяцев 26 дней и подлежащих включению спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации, специальный стаж истца является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии на основании пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с даты обращения, т.е. с 29.01.2018 г. Следовательно, решение пенсионного органа №*** от 13.02.2018 г. об отказе в установлении пенсии является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кузьминой Елены Семеновны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) №*** от 13.02.2018 г. об отказе Кузьминой Елене Семеновне в установлении пенсии.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) включить Кузьминой Елене Семеновне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 21.11.2017 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья- (подпись) Кожевникова Ю.А.
Копия верна: судья- Кожевникова Ю.А.