Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3391/2014 (2-12904/2013;) ~ М-10355/2013 от 20.11.2013

копия

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

<адрес>                             ДД.ММ.ГГГГ

Советский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Владимирцевой С.Н.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании действий должностного лица Управления Федеральной миграционной службы по <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа начальника отдела УФМС России по Кк в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации по месту жительства ФИО1, мотивируя свои требования тем, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение, общей площадью 18, 0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время возникла необходимость зарегистрировать в принадлежащем ему жилом помещении его маму - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая постоянно проживает в указанном жилом помещении.

Но зарегистрировать ее отказал начальник отдела УФМС России по КК в <адрес> мотивировав свой отказ тем, что оформление регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> <адрес> 14 <адрес> не представляется возможным в связи с тем. что в соответствии с п. 10 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно п. 11 Приказа ФМС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», а также со ст. 70 ч.1 Жилищного кодекса РФ регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания производится с согласия в письменной форме всех собственников жилья.

Считает, что отказ является незаконным.

Ему действительно принадлежит на праве собственности в квартире доля - <адрес>, но финансово-лицевой счет разделен, жилое помещение изолированное, его мама - ФИО1 постоянно проживает в этом помещении, других собственников он не видел уже давно, где они проживают фактически ему неизвестно, так как свое имущество - гостинки, они сдают в аренду, постоянно сидеть и караулить их, когда они придут, он не может.

Полагает, что отказ должностного лица нарушает его права как собственника.

Все документы: паспорт, заявление ФИО1 и свидетельство о праве собственности им были представлены. Других документов орган, осуществляющий регистрацию граждан, требовать не вправе, поэтому отказ ему в регистрации мамы является незаконным.

Просит суд признать незаконным отказ начальника отдела УФМС России по КК в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации по месту жительства ФИО1. Обязать отдел УФМС России по КК в <адрес> зарегистрировать ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> по адресу постоянного места жительства: <адрес> <адрес> <адрес>.

В судебном заседании заявитель ФИО2 заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель заинтересованного лица УФМС России по <адрес> ФИО4 (полномочия проверены) против удовлетворения заявления возражала, суду пояснила, что требования заявителя считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В отдел УФМС России по <адрес> в <адрес> поступило обращение ФИО2 с просьбой зарегистрировать по месту жительства по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, свою мать - ФИО1.

Данное обращение ФИО2 было рассмотрено в порядке Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», заявителю своевременно дан ответ.

Документы, которые необходимы для осуществления регистрации по месту жительства, перечислены в ст.6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и в п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №713.

Согласно вышеназванным нормативным актам для регистрации по месту жительства гражданин должен представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Согласно п.26 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288, для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6; документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением).

Содержание права общей собственности, как и права собственности вообще, составляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Порядок владения и пользования жилым помещением, находящимся в собственности нескольких лиц, регулируется ГК РФ, согласно ст.247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Таким образом, вселение (и регистрация) гражданина в жилое помещение, находящееся в общей долевой или в общей совместной собственности, может производиться только с согласия всех собственников этого жилого помещения (Письмо Красноярского краевого суда от 02.02.2009 № П-896 «О разъяснениях по вопросам, возникающим при регистрации граждан по месту их жительства или пребывания»).

В свидетельстве о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ в качестве вида права указано общая долевая собственность.

Квартира по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, принадлежит на праве собственности 3 участникам: ФИО5 (доля 109/610), ФИО6 (доля 321/610), за участником общей долевой собственности ФИО2 значится доля в праве 180/610.

ФИО2 не получил согласие всех собственников <адрес> на вселение и регистрацию в этом жилом помещении ФИО1

Таким образом, ФИО2 не представил документ, являющийся основанием для вселения его матери в жилое помещение.

Поскольку в отсутствие такого документа регистрация гражданина по месту жительства не может быть произведена, действия отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> законны и обоснованы.

Просит суд отказать в удовлетворении требований ФИО2 в полном объеме.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявление ФИО2 не подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.

При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Как установлено судом, ФИО2 является собственником 180/610 долей в праве общей долевой собственности в <адрес>

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ иными участниками общей долевой собственности являются:

ФИО7 имеет право собственности на 158/610 долей в праве общей долевой собственности с ДД.ММ.ГГГГ года,

ФИО8 имеет право собственности на 68/610 долей в праве общей долевой собственности с ДД.ММ.ГГГГ г.

ФИО9 имеет право собственности на 68/610 долей в праве общей долевой собственности с ДД.ММ.ГГГГ г.

ФИО10 имеет право собственности на 109/610 долей в праве общей долевой собственности с ДД.ММ.ГГГГ года.

Сведения, содержащиеся в выписке являются актуальными (действительными) на дату получения запроса органом, осуществляющим регистрацию прав.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением, составленным в произвольной форме, в отдел УФМС по <адрес> в <адрес>, где просил прописать на принадлежащей ему жилой площади в размере 180/610 долей в квартире по <адрес> <адрес>, свою мать ФИО1, временно зарегистрированную по <адрес>. Причина обращения – невозможность собрать соседей-собственников по причине сдачи ими своих долей в аренду и отсутствие их в городе.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 дан письменный ответ за подписью начальника отдела УФМС России по <адрес>, на его заявление, где сообщается, что оформление регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> <адрес> не представляется возможным в связи с тем, что в соответствии с п.10 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в    пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995г., согласно п. 11 Приказа ОМС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», а также со ст.     70 ч. 1 Жилищного    кодекса Российской Федерации, регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания производится с согласия в письменной форме всех собственников жилья.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ суд приходит к следующему:

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно части 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон о свободе передвижения) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно статье 6 вышеуказанного Закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Регистрация гражданина по месту жительства производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию: паспорта или иной заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию. Поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место жительства. Никаких других документов для регистрации, кроме указанных в статье 6 Закона о свободе передвижения, не требуется.

Указанное соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 02.02.1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. N 713", согласно которой, указанные в статье 6 Закона о свободе передвижения, документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.

Кроме того, пункт 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 (ред. от 21.05.2012 г.) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (далее - Правила) воспроизводит законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства, а именно: заявление установленной формы, документ, удостоверяющий личность, и документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Специальными нормативно правовыми актами, регулирующими вопросы регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства - Законом РФ от 25 июня 1993 N 5242-1, постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, на граждан Российской Федерации императивно не возложена обязанность личной явки гражданина в регистрирующий орган, однако, гражданин, желающий быть зарегистрированным по месту жительства, обязан обратиться с личным заявлением по установленной форме.

Гражданка ФИО1 с личным заявлением о регистрации по месту жительства в регистрирующий орган не обращалась, доверенностью ФИО1 на обращение с заявлением о регистрации по месту жительства не уполномочивала.

Следовательно, у ФИО2 право на обращение от имени ФИО1 о регистрации ее по месту жительства отсутствовало.

Отказ в регистрации по месту жительства ФИО1, изложенный по мнению заявителя в ответе на его заявление, прав и законных интересов самого ФИО2 не нарушает, поскольку он не обращался в УФМС за совершением каких-либо действий в отношении него лично.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Положения статьи 30 Жилищного кодекса РФ, закрепляющие, что собственнику принадлежит право распоряжения своим имуществом, включая жилые помещения и доли в праве общей собственности, должны рассматриваться в системной связи с положениями Гражданского кодекса РФ, регулирующими отношения между участниками долевой собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 246 ГК РФ и п. 1 ст. 247 ГК РФ, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Исходя из смысла приведенных норм закона, для регистрации по месту жительства иных лиц в жилой дом, находящийся в общей долевой собственности, которая является одной из форм распоряжения объектом недвижимости, необходимо наличие волеизъявления всех собственников данного объекта на производство указанных действий, выраженное путем их письменного заявления (согласия) на регистрацию.

Согласно п. 16 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, при регистрации по месту жительства необходимо представить документ, удостоверяющий личность, заявление, а также документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Как установлено в судебном заседании наряду с ФИО2 сособственниками <адрес> являются ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, согласие которых на регистрацию по месту жительства ФИО1 заявителем не получено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что государственным органом УФМС России по <адрес> в лице начальника отдела УФМС по Кк в <адрес> заявление ФИО2 было обоснованно рассмотрено в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" и дан ответ в установленный статьей 12 указанного закона срок в письменной форме.

Нарушения прав гражданина ФИО2 со стороны должностных лиц УФМС России по <адрес> допущено не было, в связи с чем в удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным отказа начальника отдела УФМС России по КК в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации по месту жительства ФИО1, обязании зарегистрировать ФИО1 по адресу постоянного места жительства: <адрес> <адрес> надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным отказа начальника отдела УФМС России по КК в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации по месту жительства ФИО1 и обязании зарегистрировать ФИО1 по адресу постоянного места жительства: <адрес> <адрес> <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.Н. Владимирцева

2-3391/2014 (2-12904/2013;) ~ М-10355/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
БЕРЕЗИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
Другие
УФМС СОВЕТСКОГО РАЙОНА
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Владимирцева (Бубакова) Светлана Николаевна
Дело на странице суда
sovet--krk.sudrf.ru
20.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2013Передача материалов судье
25.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2014Судебное заседание
19.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее