Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-18/2021 (3а-124/2020;) ~ М-99/2020 от 26.08.2020

УИД 70OS0000-01-2020-000125-03

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2021 года Томский областной суд в составе

председательствующего судьи Бондаревой Н.А.,

при секретаре Степановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-18/2021 по административному исковому заявлению Никитиной Татьяны Владимировны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,

установил:

Никитина Т.В. обратилась в Томский областной суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, администрации Города Томска, Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежат нежилые помещения: с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/, и с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/, кадастровая стоимость которых, установленная при массовой кадастровой оценке в размере 4560646,22 руб. и 1105999,41 руб. соответственно, значительно превышает их рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает ее права как налогоплательщика на экономическую обоснованность налогообложения.

С учетом заключения проведенной по делу судебной оценочной экспертизы Никитина Т.В. просила установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером /__/ равной его рыночной стоимости в размере 3281000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером /__/ – в размере 919000 руб.

Определением судьи от 11 сентября 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (далее - ОГБУ «ТОЦИК»).

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца Никитиной Т.В., представителей Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, администрации Города Томска, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями частей 1, 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца Котов К.В. заявленные требования поддержал. Полагал, что рыночная нежилых помещений подлежит установлению в размере, определенном на основании заключения судебной экспертизы, выполненной в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представители Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и ОГБУ «ТОЦИК» в судебное заседание представили заявления, в которых вопрос об установлении кадастровой стоимости оставили на усмотрение суда, указав, что не имеют замечаний к заключению судебной экспертизы.

В письменном отзыве Управление Росреестра по Томской области оставило разрешение дела по существу на усмотрение суда, указав, что реализация в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, не влияет на права и законные интересы Управления.

Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах, что Никитиной Т.В. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

нежилое помещение с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенное по адресу: /__/;

нежилое помещение с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенное по адресу: /__/.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером /__/ составляет 4560646,22 руб., а с кадастровым номером /__/ – 1105999,41 руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из положений пункта 7 статьи 378.2 приведенного Кодекса следует, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27 ноября 2019 г. № 99-о в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Пунктом 1989 приложения к распоряжению в указанный перечень включено нежилое помещение с кадастровым номером /__/, а пунктом 1990 - /__/.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1).

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (часть 4).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Администрации Томской области от 13 марта 2017 г. № 79а установлена дата перехода к проведению на территории Томской области государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» - 15 марта 2017 года.

Оспариваемая кадастровая стоимость нежилых помещений в размере 1105999,41 руб. и 4560646,22 руб. утверждена приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019 г. № 41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области», который принят в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», постановлением Губернатора Томской области от 11 июня 2013 г. № 68 «Об утверждении Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области», с учетом уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 ноября 2019 г. № 15-01556/19 об отсутствии нарушений требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки, выполненному областным государственным бюджетным учреждением «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» от 7 ноября 2019 г. № 1ГКООН-70-2019.

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ, действующей с 1 января 2019 г.) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Приведенные данные указывают на заинтересованность административного истца в установлении кадастровой стоимости как налогооблагаемой базы в размере, равной рыночной стоимости объектов недвижимости, а данное требование в полной мере согласуется с положениями статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в силу которых федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого недвижимого имущества равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ является отчет об оценке объекта.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

В суд административным истцом в подтверждение заявленной к установлению рыночной стоимости нежилых помещений был представлен отчёт № 416-А/2020 от 3 июля 2020 г., составленный ООО «Бюро оценки «ТОККО», в соответствии с которым указанная стоимость по состоянию на 1 января 2019 года в отношении нежилого помещения с кадастровым номером /__/ составила 3267000 руб., а с кадастровым номером /__/ – 908000 руб.

В связи с наличием возражений Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и ОГБУ «ТОЦИК» против принятия в качестве допустимого доказательства данного отчета по административному делу, а также в связи с определением оценщиком рыночной стоимости нежилых помещений, скорректированной на сумму налога на добавленную стоимость, не являющегося ценообразующим фактором, судом назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Центр независимой экспертизы и оценки».

Заключением экспертизы № 0635-Э/20 от 21 декабря 2020 г. рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером /__/ определена в размере 3281000 руб., а с кадастровым номером /__/ – 919000 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.

Оценивая экспертное заключение в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает его достоверным доказательством, полученным по вопросу о действительной рыночной стоимости конкретных объектов недвижимости, при его составлении требования законодательства об оценочной деятельности и федеральные стандарты оценки соблюдены, указанное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов, заключение мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержат противоречий.

Экспертами в соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 299, составлено точное описание объектов оценки их местоположения. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых объектов капитального строительства, в частности, площади, категории, информация о текущем использовании.

Эксперты произвели анализ рынка предложений коммерческой недвижимости г. Томска за анализируемый период, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объектов оценки.

При проведении оценки объектов недвижимости использованы предусмотренные законодательством об оценочной деятельности сравнительный и доходный подходы оценки, обоснован отказ от применения затратного подхода.

В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. № 611, для определения стоимости недвижимости оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости.

Согласно заключению экспертами подобраны объекты-аналоги с наиболее подходящим местоположением, назначением и типом невидимости.

Подробные характеристики объектов, выбранных в качестве объектов-аналогов, представлены в таблице с их описанием, которое дает надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости. Отобранные объекты-аналоги относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам.

В заключении присутствуют скриншоты объявлений, где имеется информация об объектах-аналогах, что позволяет делать выводы об авторстве информации и дате ее подготовки, а также проверить используемые экспертами сведения.

Применение корректировок согласуется с положениями пункта 22 ФСО № 7, согласно которым при применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта.

В качестве ценообразующих факторов экспертами отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения. На различия между объектами оценки и объектами-аналогами последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения, с описанием корректировок, обоснованием необходимости и возможности применить поправки к рассчитываемой рыночной стоимости нежилых помещений, приведены расчеты, а также пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных экспертами.

При приведенных данных суд не находит оснований для критической оценки заключения экспертизы.

В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, которые опровергали бы определенную в экспертном заключении рыночную стоимость нежилых помещений, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере по состоянию на 1 января 2019 года, административными ответчиками и заинтересованным лицом, вопреки положениям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.

При таких обстоятельствах указанная в экспертном заключении итоговая величина рыночной стоимости нежилых помещений подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости.

Согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая подлежит внесению в ЕГРН; также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления, которая имело место 26 августа 2020 года.

Руководствуясь статьями 175–180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Никитиной Татьяны Владимировны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.

Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость

нежилого помещения с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, в размере рыночной стоимости – 3281 000 (три миллиона двести восемьдесят одна тысяча) рублей;

нежилого помещения с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, в размере рыночной стоимости – 919 000 (девятьсот девятнадцать тысяч) рублей.

Датой подачи заявления считать 26 августа 2020 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.А. Бондарева

Мотивированное решение принято 28 января 2021 года.

3а-18/2021 (3а-124/2020;) ~ М-99/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Никитина Татьяна Владимировна
Ответчики
Управление Росреестра по ТО
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области
Суд
Томский областной суд
Судья
Бондарева Наталия Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud--tms.sudrf.ru
26.08.2020Регистрация административного искового заявления
27.08.2020Передача материалов судье
28.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.09.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2020Подготовка дела (собеседование)
23.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.10.2020Предварительное судебное заседание
09.10.2020Предварительное судебное заседание
18.01.2021Производство по делу возобновлено
18.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2021Судебное заседание
28.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2021Дело оформлено
09.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее