Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ г. Сургут
Судья Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Лопатнев А.В., расположенного по адресу: г. Сургут, ул. Профсоюзов, 37, рассмотрев в открытом заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Сажневой Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, не работающей, проживающей по адресу: <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов Сажнева Ю.С., находясь на площади у кинотеатра «Аврора», расположенном по адресу: г. Сургут, <адрес>, являлась участником несанкционированного публичного мероприятия – пикетирование, против повышения пенсионного возраста, не выполнил законное требование сотрудников полиции о прекращении публичного мероприятия, чем нарушил п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
В судебном заседании Сажнева Ю.С. факт совершения административного правонарушения не признала, пояснила, что при просмотре телепередачи на интернет канале Ютюб, я увидела видеорекламу Навального, который призывал прибыть к 14 часам 00 минутам ДД.ММ.ГГГГ на площадь бывшего кинотеатра «Аврора», расположенного по адресу: <адрес>, на митинг против реформы повышения пенсионного возраста. Имея критичное отношение к личности данного политика, и увлекаясь политическим тенденциями, я решила посмотреть, что будет представлять собой данный митинг, в связи с чем, прибыла к назначенному времени на площадь «Авроры». По прибытию, на месте поняла, что данный призыв Навального это провокация, у подростков стоявших рядом, поинтересовалась о том, что происходит. На что они сказали, что они собрались на митинг. Я спросила, где находится организаторы митинга, они сказали, что организаторы и представители есть данного митинга, но их сегодня не будет. Оглянувшись по сторонам, она поняла, что подростки, находящиеся на данной площади, снимают все происходящее на сотовые телефоны. За это время стали люди подходить, между которыми завязалась дискуссия. В этот момент она громким голосам сказала людям о том, что данный митинг не санкционирован и представителей, организаторов данного митинга не будет, но при желании можно пообщаться. Собравшиеся люди говорили о наболевшем, по поводу пенсии и других бытовых проблем. В этот момент из толпы в центр вышел подросток, на лице которого имелась медицинская маска. Данный подросток стал выкрикивать ультрарадикальные лозунги, и призывать собравшихся не расходиться. Появилась съемочная группа, с какого телеканала ей неизвестно, оглянувшись на съемочную группу, она увидела, что у девочек- подростков, у которых вначале поинтересовалась о сути данного мероприятия, появились в руках самодельные плакаты формата А-4 агитационного характера. Также появились еще люди с плакатами. Собравшиеся на митинг люди, стали волноваться и возмущаться. Прибыли сотрудники полиции, которые вступили в диалог с собравшимися людьми. Через некоторое время прибыл сотрудник полиции, который уточнил с какой целью мы здесь собрались, на что люди, в том, числе и она о том, что они собрались на данной площади для того чтобы пообщаться. Далее сотрудник полиции потребовал всех людей, находящихся на данной площади разойтись, так как данный митинг проводится не санкционировано и дал время людям разойтись. Спустя некоторое время, данный сотрудник полиции «майор» взял её за руку и сказал, что она поедет с ним в отдел полиции для разбирательства. Она потребовала сотрудника полиции пояснить причину моего задержания, однако он ничего не ответил. Затем сотрудник полиции отпустил мою руку и она, а также другие граждане самостоятельно прибыли в отдел полиции для разбирательства. Требование сотрудника полиции о прекращении митинга она выполнить не могла, поскольку не являлась его участником, физически не могла покинуть площадь, так как сотрудник полиции сказал, что она будет задержана.
В судебном заседании защитник Стенников К.В. пояснил, что часть 5 статьи 20.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Из протокола об административном правонарушении № <адрес> следует, что Сажнева Ю.С. являясь участником несанкционированного мероприятия пикетировала против повышения пенсионного возраста не выполнила законные требования сотрудника полиции о прекращении публичного мероприятия.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
Из объяснений П.А.А., З.С.В. и З.А.В., а так же видеоматериала, представленного в материалы дела, следует, что Сажнева Ю.С. не высказывалась по теме пенсионной реформы, какие либо лозунги не выкрикивала, плакатов не держала. Из видеоматериала видно, что ее громкие высказывания связанны лишь с тем, что бы узнать кто является организатором публичного мероприятия, а так же с целью осведомить находящихся на площади о том, что данное публичное мероприятие не согласованно в установленной форме и нужно расходиться, что свидетельствует о том, что Сажнева Ю.С. не являлась участником публичного мероприятия с целью и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях. Кроме того, из видеоматериалов, в частности из видео файла с именем video-b02c6dd7664905ee3dc77c8051969566-V.mp4 не следует, что сотрудниками полиции были предприняты действия направленные на прекращение несанкционированного публичного мероприятия. Так же из данного видео материала не усматривается, что Сажнева Ю.С. вопреки требованиям сотрудника полиции, продолжала пикетировать и привлекать внимание других участников мероприятия. При таких обстоятельствах считаю, что в материалах административного дела отсутствуют доказательства не выполнения Саженой Ю.С. законные требования сотрудника полиции о прекращении публичного мероприятия, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель административного органа Луценко Д.Н. пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 14 часов прибыл на площадь перед кинотеатром «Аврора», где проходил митинг, пикетирование против пенсионной реформы, о чем он знал в силу служебных обязанностей и сообщения представителей Администрации города Сургута. Он обратился к участникам мероприятия, в том числе и к Сажневой Ю.С., которую помнит, без громкоговорящего устройства, но громко, сообщив, что они участвуют в несанкционированном мероприятии, просил прекратить мероприятие, покинуть площадь и разойтись. При чем, он повторил данное требование неоднократно. После высказывания требований о прекращении мероприятия и до задержания участников прошло достаточное время, примерно 15-20 минут.
Заслушав Сажневу Ю.С., защитника, представителя административного органа, исследовав представленные доказательства, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 названой статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон N 54).
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст.17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п.1 ст.20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст.21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что Сажнева Ю.С. в составе группы лиц приняла участие в публичном мероприятии, не согласованном с органом местного самоуправления, о чем она была уведомлена сотрудниками полиции, при этом не прекратила свое участие в публичном мероприятии, тем самым нарушила возложенные на неё Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ обязанности участника публичного мероприятия выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел.
Факт участия Сажневой Ю.С. в несогласованном публичном мероприятии подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ с описанием события правонарушения ( л.д.2);
- сообщением Луценко в отдел полиции ДД.ММ.ГГГГ в 15:19 часов о том, что на площади возле кинотеатра «Аврора» собралась толпа около 40 человек ( л.д. 4);
- рапортами оперуполномоченных УМВД России по ХМАО-Югре, оперуполномоченного ОСО УР ( по линии «Т») УМВД России по г. Сургуту, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ была получена оперативная информация, о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов возле кинотеатра «Аврора» по адресу: <адрес>, состоится протестная акция против повышения пенсионного возраста. ДД.ММ.ГГГГ получено письмо от начальника Управления по обеспечению деятельности административных и других коллегиальных органов Администрации г.Сургута, зарегистрированная в КУСП УМВД России под №, о том, что в социальных сетях размещены сведения о намерении граждан организовать протестную акцию против повышения пенсионного возраста возле кинотеатра «Аврора» по адресу: <адрес>. Уведомление о проведении данного публичного мероприятия в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в Администрацию города не поступало, место, и время проведения публичного мероприятия не согласовано. ДД.ММ.ГГГГ возле кинотеатра «Аврора» по адресу: <адрес>, в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности сотрудниками полиции осуществлялось дежурство, около 13 часов 50 минут началось прибытие участников, численностью 30-40 человек, возрастом от 14 до 50 лет, у некоторых граждан имелись средства наглядной агитации - транспаранты, со следующим содержанием: «Работай - копи на гроб», «Путин, когда на пенсию?», «Повысить пенсию, Правительство Поднять пенсионный возраст» с негативными картинками, так же выкрикивались лозунги общественно- политического характера. В связи с тем, что публичное мероприятия - пикетирование, проводилось без надлежащего уведомления органа исполнительной власти ( Администрации г.Сургута) в 14 часов 15 минут к участникам митинга обратился Начальник ОСО УР (по линии «Т») подполковник полиции Луценко Д.Н., который находился на месте проведения пикетирования в форменном обмундировании и громко четко объявил участникам пикетирования о том, что данное публичное мероприятие несанкционированное и потребовал прекратить проведение мероприятия. На неоднократные требования о прекращении противоправных действий несколько наиболее активных участников, в том числе Сажнева Ю.С., не реагировали, продолжали привлекать внимание других граждан участников, отказывались выполнять законные требовании сотрудников полиции о прекращении пикетирования ( л.д.10-12);
- сообщением начальника управления по обеспечению деятельности административных и других коллегиальных органов Администрации г. Сургута от ДД.ММ.ГГГГ о том, что уведомления о проведении пикетирования и намерения граждан принять участие митинге перед ТК «Аврора» в соответствии с ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию города не поступало, время и место проведения мероприятия не согласованы ( л.д.8)
- объяснениями должностных лиц Администрации города Сургута К.А.Н. и П.С.А., из которых следует, что уведомление о проведении публичного мероприятия (акция протеста повышению пенсионного возраста ) в Администрацию города не поступало, время и место проведения мероприятия не согласованы ( л.д. 13, 18);
- рапортом полицейского И.А.А., из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ по сообщению из дежурной части прибыл по адресу: <адрес>, им был задержана Сажнева Ю.С., которая участвовала в несанкционированном митинге ( л.д. 3);
- протоколом о доставлении лица (Сажневой Ю.С.), совершившей административное правонарушение от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 19);
- фрагментами видеозаписи обстоятельств правонарушения, на которой видно, в том числе и Сажневу Ю.С. среди людей, которые возмущены требованиями сотрудника полиции покинуть площадь, разойтись, также видно двух подростков, которые держать в руках небольшие плакаты со следующим содержанием: «Работай - копи на гроб», «Путин, когда на пенсию?» ( л.д.29).
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Сажневой Ю.С. в совершении вменяемого ей деяния, в связи с чем, её доводы и доводы защитника, о том, что она указанного правонарушения не совершала, являются необоснованными, поскольку противоречат материалам дела и представленным в нем доказательствам.
Сажнева Ю.С. факт присутствия на публичном мероприятии возле кинотеатра «Аврора» не оспаривала и не оспаривает, имеющиеся в деле доказательства позволяют прийти к выводу о том, что Сажнева Ю.С. была осведомлена о своем участии в не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии, требования сотрудника полиции о прекращении мероприятия не выполнила. Согласно представленной видеозаписи на площади собрались граждане, между ними происходит обсуждение на открытой местности в городской черте, у двух подростков, в руках имелись плакаты с надписями «Работай - копи на гроб», «Путин, когда на пенсию?».
Вопреки доводам Сажневой Ю.С. о том, что плакатов и листовок у неё не было, таким образом, она не принимала участие в пикетировании, в статье Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Пунктом 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ предусмотрено, что пикетированием является форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Материалами дела достоверно подтверждено, что двое граждан держали в руках плакаты с тематическими надписями, что является достаточным для вывода об участии Сажневой Ю.С. в публичном мероприятии в форме пикетирования, в связи с чем отсутствие у Сажневой Ю.С. средств наглядной агитации не влияет на квалификацию его действий, как участника публичного мероприятия. Форма публичного мероприятия не влияет на существо вмененного административного правонарушения.
Действия Сажневой Ю.С. судья квалифицирует по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не усматривает.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не усматривает.
При назначении административного наказания, судья с учетом требований ч. 2 ст. 2.1, ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, личность Сажневой Ю.С., ранее не привлекавшийся к административной ответственности, в связи с чем, считает справедливым назначить наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 3.9, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Сажневу Ю.С. признать виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Штраф подлежит зачислению на счет получателя: УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (УМВД России по ХМАО-Югры), счет 40№ в РКЦ г. Ханты-Мансийска, БИК 047162000 ИНН 8601010390 КПП 860101001 ОКТМО г. Сургута 71876000 КБК 18№ Идентификатор УИН 18№.
Постановление может быть обжаловано в срок 10 суток со дня вручения или получения копии в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Сургутский городской суд.
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА ДД.ММ.ГГГГ
Подлинный документ находится в деле №
СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ
Судья Сургутского городского суда
__________________________ А.В. Лопатнев
Судебный акт вступил (не вступил)
в законную силу «_____»__________________20_____г.
Секретарь суда __________________________________