Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2017 год пгт. Экимчан
Селемджинский районный суд <адрес> в составе председательствующего по делу судьи - ФИО6 А.Г., с участием помощника прокурора <адрес> ФИО1, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> ФИО1 (в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц) о признании информации с описанием удостоверений сотрудников правоохранительных органов, с предложением как, за сколько купить удостоверения, распространяемую на странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети интернет с URL-адресом http://<адрес> запрещённой на территории Российской Федерации, об обращении решения к немедленному исполнению и направлении копии решения суда в ФИО1 службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> для внесения в «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> ФИО1 обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц, мотивируя его тем, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзорных мероприятий за исполнением действующего законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено что при соединении с сетью Интернет при помощи модема и запуске Интернет – сайта http://<адрес> по указанному адресу размещена страница Интернет – сайта с информацией о продаже с описанием удостоверений, с предложением как, за сколько купить удостоверения сотрудника правоохранительных органов. На странице указаны цены за удостоверения и предложение их приобрести. Данная информация направлена на совершение противоправных действий, поощряет взяточничество, поскольку пропагандирует покупку официальных документов. При этом, вход на указанную страницу Интернет – сайта свободный, регистрации пользователей для доступа к использованию ресурсов страницы не требуется. В соответствии с п. 1 ст. 10 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством. Ограничение доступа к информации устанавливается ФИО1 законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ). В силу п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Владелец сайта в нарушение установленного требования не принимает меры по предупреждению коррупции размещая информацию о возможности приобрести удостоверения сотрудника правоохранительных органов на своём сайте. Таким образом, удостоверения сотрудника правоохранительных органов выдаётся только лишь, лицам которые проходят службу в соответствующих органах. Фактически удостоверение сотрудника правоохранительных органов у лица, который не проходит службу в соответствующих органах, является подложным документом, кроме того, для его получения совершаются коррупционные действия с участием сотрудников органов внутренних дел (взятка, подкуп и т.п.). Статьёй 327 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков. А также указанной статьёй установлена ответственность за использование заведомо подложного документа. Статьями 290, 291 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за получения взятки и дачу взятки. В соответствии с ч. 5 ст. 33 Уголовного кодекса РФ пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями. Соучастник преступления подлежит уголовному преследованию (ст. 34 УК РФ). Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей алгоритм действий по приобретению за денежные средства удостоверение сотрудника правоохранительных органов, побуждающей общество покупать заведомо подложные документы, тем самым опосредовано одобрять совершение коррупционных действий в органах внутренних дел, и предлагающей способы избежания наказания за данные преступления, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы РФ и права неопределённого круга лиц, в том числе, право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве. В ходе проверки, организованной прокуратурой района по факту выявления вышеуказанных коррупционных материалов, не представилось возможным установить личности и место жительства (место нахождения) лиц, осуществивших производство и распространение данных материалов. С учётом приведённых норм закона доступ к информации - странице сайта, размещённого по электронному адресу: http://<адрес> на которой содержатся сведения, содержащие признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений может быть ограничен. Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда относится к компетенции ФИО1 службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора). На момент проверки указатель страницы сайта, на котором размещена информация, в едином реестре отсутствует. Подача заявления прокурором обусловлена необходимостью противодействия коррупционной деятельности, защитой законных прав и интересов неопределённого круга лиц и защитой интересов государства. В рассматриваемом случае к указанному сайту осуществляется доступ неопределённого круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объёме, просила их удовлетворить.
ФИО1 службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и ФИО1 службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному ФИО1 округу в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
ФИО1 службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> о причинах неявки суд не известил.
ФИО1 службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному ФИО1 округу, на основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил рассмотреть дело без участия ФИО1, в письменном отзыве по заявленным требованиям прокурора указав, что в соответствии с Положением об ФИО1 службы по надзору в сфере связи, информационных технологийи массовых коммуникаций по Дальневосточному ФИО1 округу (далее - ФИО1), утверждённого приказом Роскомнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 Роскомнадзора по Дальневосточному ФИО1 округу осуществляет функции государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания на территории <адрес> и <адрес>. На территории <адрес> функции государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет ФИО1 Роскомнадзора по <адрес>. На основании изложенного, в силу подведомственности, ФИО1 не является заинтересованным лицом по данному делу.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов удостоверяющих эти факты. Перечень фактов, имеющих юридическое значение, которые могут быть установлены судом, не является исчерпывающим.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации.
В процессе рассмотрения дела судом было установлено, что в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет», на сайте http://<адрес> размещена информация о продаже удостоверения сотрудника правоохранительных органов Министерства внутренних дел, ФИО1 службы безопасности, прокуратуры.
Вход на вышеуказанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют. Изложенные обстоятельства, подтверждаются скриншотами интернет-страниц представленными суду заявителем.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) информационно - телекоммуникационная сеть технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу ч. 1 ст. 40, ст. 41.1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учётом требований настоящего Федерального закона. Прокурорским работникам выдаётся служебное удостоверение установленного Генеральным прокурором Российской Федерации образца, которое является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность. Служебные удостоверения прокуроров подтверждают их право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные прокурорам настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 и ч. 4 статьи 25 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьёй 26 настоящего Федерального закона. Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.Служебное удостоверение сотрудника органов федеральной службы безопасности является документом, подтверждающим личность, должность, права и полномочия, предоставленные сотруднику органов федеральной службы безопасности настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право на хранение и ношение табельного оружия и специальных средств.
В соответствии со ст.ст. 16, 16.3 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства, способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Квалификационные требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудника органов федеральной службы безопасности, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или уполномоченными им должностными лицами. Образцы служебных удостоверений, порядок выдачи служебных удостоверений и категории сотрудников органов федеральной службы безопасности, которым выдаётся служебное удостоверение, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. При исполнении сотрудниками органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей им могут выдаваться нагрудные знаки (жетоны), позволяющие идентифицировать их личность, в случаях и порядке, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Исходя из этого, служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность сотрудника государственных правоохранительных органов Прокуратуры РФ, МВД России и ФИО1 службы безопасности, его звание и должность. Служебные удостоверения указанных работников подтверждают их определённые права и полномочия, которые установлены ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 33 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 13 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции», главой III ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «О ФИО1 службе безопасности».
Оформление и выдача служебных удостоверений осуществляются в порядке, установленном актом государственного органа. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим статус гражданского служащего, его должностные полномочия.
Как установлено из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка мониторинг информации в рамках осуществления надзорных мероприятий по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции.
Согласно скриншоту сайта http://<адрес> в ходе проверки прокурором установлено, что на Интернет странице содержится информация об изготовлении и продаже служебных удостоверений сотрудников государственных правоохранительных органов Прокуратуры России, Министерства внутренних дел России и ФИО1 службы безопасности России. Подделка документа - это изготовление полностью фальсифицированного документа либо частичное фальсифицирование реквизитов подлинного документа путём внесения в текст документа заведомо недостоверных сведений, исправлений, фальсификация подписей или иных реквизитов документа.
Законодательством Российской Федерации за подделку, изготовление и сбыт поддельных документов предусмотрена как уголовная ответственность по ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, так и административная ответственность по ст. 19.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Также законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа - по ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации. Статья 9 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационныхтехнологиях и о защите информации» определяет, что ограничение доступа к информации устанавливается ФИО1 законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьёй 1 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себяили для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействие коррупции - деятельность ФИО1 органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.
Статьёй 3 ФИО1 закона № 273-ФЗ установлено, что одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Согласно положениям части 1 статьи 6 ФИО1 закона № 273-ФЗ одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации по получению за денежные средства служебных удостоверений сотрудников государственных правоохранительных органов нарушает права неопределённого круга лиц - потребителей информационных услуг, поскольку потворствует совершению коррупционных правонарушений в указанной сфере.
Распространение поддельных служебных удостоверений сотрудников государственных правоохранительных органов противоречит целям и задачам законодательства о государственной службе, о противодействии коррупции, препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере государственного ФИО1, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека и подрывает основы конституционного строя государства, соответственно нарушает публичные интересы Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 15 Закона 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных ФИО1 законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены ФИО1 законами.
Статьёй 9 указанного ФИО1 закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ввиду вышесказанного, информация, размещённая в сети «Интернет» на сайте http://<адрес>, является запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 Закона 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).
Согласно пункту 3 статьи 15.1 Закона 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляются ФИО1 органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр соответствующих сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, исходя из изложенного, заявленные прокурором требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исходя из положений ст.212 ГПК РФ, суд полагает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> (в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц) о признании информации с описанием удостоверений сотрудников правоохранительных органов, с предложением как, за сколько купить удостоверения, распространяемую на странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети интернет с URL-адресом http://<адрес>- запрещённой на территории Российской Федерации, об обращении решения к немедленному исполнению и направлении копии решения суда в ФИО1 службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> для внесения в «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» - удовлетворить.
Признать информацию, размещённую с описанием удостоверений сотрудников правоохранительных органов, с предложением как, за сколько купить удостоверения, распространяемую на странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети интернет с URL-адресом http<адрес>- запрещённой на территории Российской Федерации.
Направить копию решения суда в ФИО1 службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> для внесения сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Селемджинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.<адрес>
Мотивированное решение суда
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий А.<адрес>