Производство № 2-9317/2021
УИД 28RS0004-01-2021-013204-07
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 декабря 2021 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кастрюкова Д.В.,
при секретаре Бубновой Н.А.,
с участием истца АА и его представителя ОД, допущенной судом по заявлению,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению АА к Министерству социальной защиты населения Амурской области об оспаривании уведомления (отказа) в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, возложении обязанности осуществить выплату,
УСТАНОВИЛ:
АА обратился в суд с настоящим иском, указав, что является собственником и фактически проживает в жилом помещении – жилом доме № ***., пострадавшего вследствие комплекса метеорологических и гидрологических явлений в Амурской области в августа 2021 г., обусловивших объявление в регионе чрезвычайной ситуации (далее – ЧС).
Согласно акту от 23 августа 2021 года обследования помещения жилого дома истца и заключению от 23 августа 2021 года № 15 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, городской межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, выявлены основания для признания помещения истца подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
Уведомлением от 20.09.2021 Министерства социальной защиты населения Амурской области на соответствующее заявление истца от 06.09.2021 отказано в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения по мотивам отсутствия у него права собственности на дом на момент объявления ЧС в Амурской области.
Фактическое обладание домом, как своей собственностью, и постоянное проживание там, как в единственном жилом помещении, в т.ч. на момент введения режима ЧС в Бурейском районе по состоянию на 06 августа 2021 года, подтверждается актом проверки фактического проживания в жилом помещении от 11.08.2021 года администрации рп. Новобурейский, справкой из ГБУЗ АО «Бурейская больница», товарными чеками о приобретении твёрдого топлива, предписаниями об устранении нарушений муниципальных норм и правил благоустройства на территории рабочего посёлка Новобурейский. В собственности истца не зарегистрировано прав собственности на какие-либо иные жилые помещения.
Поэтому истец просит суд признать незаконным и отменить уведомление Министерства социальной защиты населения Амурской области от 20.09.2021 № 06-25/9206 об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность включить истца в списки граждан, жилые помещения которых повреждены, длявыплаты на капитальный ремонт жилого помещения,и предоставить истцу выплату на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ***, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей на территории Амурской области, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области», за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области с последующим возмещением понесенных затрат за счет средств федерального бюджета.
В суде АА, его представитель АА на доводах и требованиях искового заявления настаивали полностью.
АА суду пояснил, что впоследствии оформил свое право собственности на дом и земельный участок, но на момент возникновения ЧС длительное время пользовался домом, проживал там, поэтому имеет право на получение выплаты на капитальный ремонт, отказ в предоставлении которой является незаконным и нарушает его права.
Представители ответчика и иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили. В силу статей 167, 165.1 ГПК РФ исковое заявление рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что к моменту рассмотрения дела с 24.11.2021 в собственности истца находятся объекты недвижимости: жилой дом № ***., кадастровый номер ***, площадью 49,7 кв. м.
Также суд принимает во внимание, что согласно акту от 23.08 2021 обследования помещения жилого дома истца и заключению от 23.08 2021 № 15 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, городской межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, назначенной постановлением Главы рп. Новобурейский от 06.05.2020 № 131, выявлены основания для признания спорного помещения истца подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
Суд полагает, что при рассмотрении обращения истца о признании жилого помещения пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации межведомственная комиссия верно руководствовалась Положением опризнании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее Положение от 28 января 2006 г. N 47) (с последующими изменениями и дополнениями).
Так, в силу п. 1 настоящее Положение от 28 января 2006 г. N 47 устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Из содержания п. 7 Положения от 28 января 2006 г. N 47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Поэтому спорное жилое помещение истца, получившее повреждения в результате чрезвычайной ситуации, обоснованно признано подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных характеристик в соответствие с установленными в Положении требованиями.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 N 94-р "О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области" с 26 мая 2021 года на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой затрагивает территорию, в том числе г. Благовещенска и Благовещенского района.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
По ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий т чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ, в связи с угрозой подтопления (подъемом уровня рек) на территории Благовещенского района, с целью предотвращения гибели населения и сельскохозяйственных животных и предупреждения чрезвычайных ситуаций, постановлением администрации Благовещенского района от 21.06.2021 № 695 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Благовещенского района».
В судебном заседании из материалов дела установлено, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей летом 2021 года, был подтоплен жилой дом истца, являющейся, по существу, единственных его жильем.
Согласно п. 1.3. Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, утв. постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596 (далее – Правила от 22 октября 2019 года № 596), право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Суд принимает во внимание, что порядок обращения с заявлениемна капитальный ремонт и документов, поданных заявителем в его обоснование, предусмотренный разделом 3 Правил от 22 октября 2019 года № 596, истцом был соблюден.
В силу п. 3.8 Правил от 22 октября 2019 года № 596 рассмотрение заявлений на капитальный ремонт и документов, поданных заявителями (представителями), осуществляется комиссией, указанной в пункте 2.10 настоящих Правил. Комиссия в течение 10 рабочих дней со дня поступления от ГКУ УСЗН в министерство пакета документов заявителя или в течение 5 рабочих дней со дня получения министерством сведений, запрошенных в соответствии с пунктом 3.7 настоящих Правил, рассматривает их и принимает одно из следующих решений: 1) о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения; 2) об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно оспариваемому уведомлению от 20.09.2021 №06-25/9206 Министерства социальной защиты населения Амурской области формальным основанием для отказа истцу в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения послужили мотивы отсутствия регистрации в ЕГРН права собственности истца на спорное жилое помещение, оформленной АА, как указано выше, впоследствии.
Как видно из п. 3.10 Правил от 22 октября 2019 года № 596 основаниями для принятия комиссией решения об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения являются: 1) отсутствие у заявителя права на предоставление выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в соответствии с настоящими Правилами; 2) представление документов, содержащих недостоверные и (или) неполные сведения; 3) непредставление документов и сведений, предусмотренных пунктом 3.9 настоящих Правил, в установленный указанным пунктом срок.
Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты называемых "социально не защищенных" категорий граждан, перечисленных в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в том числе в области материнства и детства.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
Суд полагает правильными доводы стороны истца о том, что отказом ответчика по существу по формальным основаниям, не связанным с действительными обстоятельствами причинения истцу вреда, допущено умаление его прав на получение мер социальной поддержки после нарушения его права собственности на пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации, возникшей летом 2021 года в результате опасного комплекса гидрологических и метеорологических явлений в ряде населенных пунктов Амурской области, помещение, являющееся единственным жильем истца, что нельзя признать законным.
Оспариваемым отказом существенно нарушаются права истца на защиту от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст. 2 ГПК РФ одной из задач гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений, по заявлениям которых, в случае обращения за защитой прав, свобод и законных интересов, суд возбуждает гражданское дело (п. 1 ст. 4 ГПК РФ).
Частью 1 статьи 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим, в число которых входит, в том числе признание права; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом.
Таким образом, по смыслу закона защите подлежит реально существующее и нарушенное право истца, при этом способ и объем избранных средств защиты определяется им самостоятельно в силу конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными и материальными правами.
Согласно статье 55 (части 3) Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В настоящем случае, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика суду не представлено доказательств необходимости ограничения прав и свобод истца на получение мер социальной поддержки, как пострадавшего от чрезвычайной ситуации, в целях достижения названных публичных интересов и указания на такую возможность в федеральном законе.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований о признании незаконным уведомления от 20.09.2021 № 06-25/9206 Министерства социальной защиты населения Амурской области об отказе истца в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.
В части требования об отмене судом этого уведомления истцу следует отказать, как в излишне заявленном, т.к. надлежащим способом защиты его прав, как лица, чье жилое помещение получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации, является признание оспариваемого уведомления незаконным и возложение на компетентный орган обязанности осуществить спорную выплату на капитальный ремонт.
По этим же мотивам следует отказать и в требовании о включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены, для выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, т.к. надлежащим способом защиты его прав, как указано выше, является возложение на компетентный орган обязанности осуществить спорную выплату.
Кроме того, как следует из содержания п. 3.8.1 Правил от 22 октября 2019 года № 596 в течение 5 рабочих дней со дня принятия комиссией решения о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения министерство формирует список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Амурской области, по форме согласно приложению N 4 к Федеральным правилам (далее - список) и направляет его на согласование в территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Росреестра в соответствии с пунктом 18 Федеральных правил.
Указанные сокращённые сроки для проведения процедуры формирования списков граждан к моменту рассмотрения спора 01.12.2021 истекли, поэтому прямое возложение по решению суда на Минсоцзащиты Амурской области обязанности по внесению изменений в уже сформированные списки (в части указания истца) может привести к неоправданной задержке реализации прав иных лиц на получение социальных выплат.
Из п. 3.14 Правил от 22 октября 2019 года № 596 видно, что средства выплаты на капитальный ремонт жилого помещения перечисляются министерством социальной защиты населения Амурской области в течение 5 рабочих дней со дня поступления в министерство заявления о перечислении части средств выплаты на капитальный ремонт жилого помещения и сведений об открытии специального счета, указанных в пункте 3.9 настоящих Правил: 1) в размере 50 процентов выплаты на капитальный ремонт жилого помещения на счет заявителя, указанный в заявлении о перечислении части средств выплаты на капитальный ремонт жилого помещения; 2) в размере оставшихся 50 процентов выплаты на капитальный ремонт жилого помещения на специальный счет заявителя.
Поэтому на Министерство социальной защиты населения Амурской области следует возложить обязанность произвести истцу выплату на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей на территории Амурской области, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области», за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области.
В части требований истца о возложении на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанности произвести истцу выплату на капитальный ремонт жилого помещения с последующим возмещением понесенных затрат за счет средств федерального бюджета также следует отказать.
В соответствии со статьей 7 указанного выше Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, при недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Статьей 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые Помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила № 1327).
Правила № 1327 устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утраченыи (или) повреждены результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам Муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию Мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий.
Никакими иными нормативными правовыми актами порядок софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций, не урегулирован.
Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил № 1327 трансферты предоставляются на цели предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте «г» пункта 6 Правил № 1327, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
При этом в соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Правил № 1327 мероприятия реализуются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъектаРоссийской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предусматривающей страхование риска повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, и доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное дляпроживания, а также граждан, являвшихся на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Истец, не имевший на момент введения ЧС зарегистрированного права собственности на поврежденное в результате ЧС жилое помещение, не вправе претендовать на получение выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения за счет средств федерального бюджета, что не исключает права истца на получение выплаты на капитальный ремонт за счет средств бюджета Амурской области в соответствии с нормативными правовыми актами Амурской области.
Указание на последующее возмещение расходов за счет средств федерального бюджета не основано на нормах действующего законодательства.
Согласно пунктам 4-6 статьи 81 БК РФ средства резервных фондов и исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 статьи 81 БК РФ.
Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа Государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной Администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. № 2546-р Минстрою России выделены бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджету Амурской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в мае - августе 2021 г. на территории Амурской области.
Во исполнение абзаца 1 пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. № 2546-р между Минстроем России и Правительством Амурской области 26 октября 2021 г. в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами («Электронный бюджет» заключено соглашение № 069-17-2021-092 о предоставлении иного межбюджетного трансферта в размере 688 098,3 тыс. рублей бюджету Амурской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в мае - августе 2021 г. на территории Амурской области.
Средства выделены в соответствии с обозначенной Правительством Амурской области письмом от 12 августа 2021 г. № 01-4-5511 потребностью в бюджетных ассигнованиях из резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в мае - августе 2021 г. на территории Амурской области.
Поскольку средства федерального бюджета, учитывающие заявленную Амурской областью потребность, определены распоряжением Правительства Российской Федерации и перечислены в бюджет Амурской области, недопустимо предоставление бюджетных ассигнований сверх предельного объема, рассчитанного исходя из общей площади поврежденных жилых помещений, перечень которых предоставлен в Минстрой России Правительством Амурской областью.
Таким образом, межбюджетные трансферты из резервного фонда Правительства Российской Федерации в размере, учитывающем все утраченные и пострадавшие жилые помещения, указанные Правительством Амурской области, выделены и перечислены, дополнительное возмещение понесенных затрат за счет средств федерального бюджета невозможно в силу закона, противоречит целевому характеру выделяемых средств федерльного бюджета.
Согласно статье 306.4 БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, признается нецелевым использованием бюджетных средств, что недопустимо.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд считает, что обращение решения к немедленному исполнению поможет истцу своевременно воспользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными для пострадавших от чрезвычайных ситуаций.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования АА удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление от 20.09.2021 № 06-25/9206 Министерства социальной защиты населения Амурской области об отказе АА в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.
Возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность предоставить АА выплату на капитальный ремонт жилого помещения: дома № ***, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей на территории Амурской области, введенной распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области», за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области.
В удовлетворении требований в остальной части – истцу отказать.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.В. Кастрюков
Решение в окончательной форме составлено 03.12.2021 года