КОПИЯ
№а-3080/2022
УИД 63RS0№-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2022 г. г. Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Пудовкиной Е.С.,
при помощнике судьи, ведущего протокол судебного заседания, Ивановой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Киселёва К к ФСИН России, УФСИН России по Республике Башкортостан, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан о признании бездействие должностных лиц ФСИН России незаконным, присуждении компенсации за нарушения условий содержания,
УСТАНОВИЛ:
Киселёв А.А., обратился в Промышленный районный суд г. Самары с административным иском к ФСИН России, УФСИН России по Республике Башкортостан, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан о признании бездействие должностных лиц ФСИН России незаконным, присуждении компенсации за нарушения условий содержания.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по приговору Кировского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ он отбывал наказание в виде лишения свободы и содержался в ФКУ ИК-8 УФС"ИН России по Республике Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Условия содержания в исправительном учреждении на протяжении всего времени его содержания являлись ненадлежащими. Администрацией учреждения допускались нарушения норм жилой площади на одного осужденного, осужденные недостаточно обеспечивались комплексом санитарно-бытовых объектов (умывальник, унитаз), нарушались нормы материально-технического обеспечения, освещения, вентиляции, технического состояния жилых помещений, питания, санитарного состояния, медицинского обслуживания, противопожарной безопасности и так далее, что повлекло ненадлежащее содержание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан.
В 2009 г. он перенёс инфаркт, в 2010 году в экстренном порядке ему была сделана операция шунтирование сосудов по прибытию в колонию ФКУ ИК-8 об этом он сообщил при прохождении медосмотра, где ему сказали, что лекарства, которые ему нужно принимать постоянно в колонию не поступают и ему надо их заказывать через родственников, что, истец и делал на протяжении всего времени пребывания в колонии. В начале 2017 г. из-за перебоев поступления лекарственных препаратов с воли, самочувствие его ухудшилось и его направили для лечения и медосмотра в г.Уфу ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России, где никакого лечения не проводилось в связи с отсутствием лекарств, по окончанию медосмотра в МСЧ-2 у административного истца определили 3-ю группу инвалидности. По возвращению из медсанчасти г.Уфы в карантине ФКУ ИК-8 у него поднялась темпера, администрация колонии отправила его в медсанчасть колонии где обнаружили заболевание «Рожа» голени левой стопы. С этим инфекционным заболеванием, находясь в 4-ом отряде он проболел 3 месяца, недуг устранить ему помогли лекарства, присланные родственниками. После освобождения ДД.ММ.ГГГГ у него резко ухудшилось самочувствие, родственники вызвали скорую помощь, его доставили в кардиологический диспансер <адрес> где сделали операцию стентирование из-за сужения сосудов, которое образовалось в результате не полного медицинского обеспечения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил признать бездействие административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Башкортостан, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан незаконным; присудить ему за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан денежную компенсацию в сумме 500 000 рублей.
Административный истец, Киселев А.А., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков УФСИН России по Республике Башкортостан, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан для участия в судебном заседании посредством использования видеоконференц-связи не явился, об отложении дела не просил, в предыдущем судебном заседании административный иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
ФСИН России представителя в суд не направил, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, об отложении дела не просил.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших о его отложении.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №494-ФЗ) в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее УИК РФ) внесены изменения, согласно которым за нарушение условий содержания в исправительном учреждении предусмотрено право на компенсацию.
Так, согласно статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1).
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно статье 4 Федерального закона №494-ФЗ финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержаний в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федеральною бюджета, предусмотренных на эти цели.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Право на охрану здоровья граждан, в том числе отбывающих наказание в условиях изоляции от общества, гарантировано статьей 41 Конституции Российской Федерации, а условия содержания таких лиц должны обеспечивать реализацию ими данного права.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Из материалов административного дела следует, что истец Киселёв А.А. осужден приговором Кировского районного суда г.Самары по ст. 30 ч. 3-228.1 ч. 4 п. «г» УК РФ к 5 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Установлено и не оспаривается сторонами, что административный истец Киселёв А.А. в период с 16ДД.ММ.ГГГГ, отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан. После нахождения в карантинном отделении 25.04.2016, решением административной комиссии учреждения, распределен в отряд №2. 08.08.2016 в целях приведения в соответствии с нормами жилой площади переведен в отряд №4, в котором находился до конца отбытия срока. Освобожден 30.08.2019 по постановлению Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19.08.2019 в связи с заменой неотбытой части наказания ограничением свободы.
Административный истец в обоснование заявленных требований указывает, что условия содержания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан на протяжении всего времени его содержания являлись не надлежащими.
Как указал Верховный суд Российской Федерации в Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека № 31 (2020), объем обязательства по статье 13 Конвенции зависит от характера жалобы потерпевшего. Что касается жалоб на нарушение статьи 3 Конвенции и связи с бесчеловечными или унижающими достоинство условиями содержания под стражей, то возможны два вида компенсации: улучшение этих условий и компенсация за любой ущерб, причиненный в результате таких условий. Таким образом, для лица, содержащегося в таких условиях, средство правовой защиты, способное быстро положить конец продолжающимся нарушениям, имеет наибольшую ценность и действительно необходимо с учетом особой важности, придаваемой праву согласно статье 3. Однако, после того, как оспариваемая ситуация подошла к концу, так как этот человек был освобожден или помещен в условия, отвечающие требованиям статьи 3, он или она должны иметь право на компенсацию за любое уже имевшее место нарушение. Другими словами, в этой области превентивные и компенсаторные средства правовой защиты должны быть взаимодополняющими, чтобы считаться эффективными.
Таким образом, чтобы внутригосударственные средства правовой защиты в отношении условий содержания под стражей были эффективными, орган или суд, рассматривающий дело, должен рассматривать их в соответствии с применимыми принципами, изложенными в прецедентной практике Европейского Суда в соответствии со статьей 3 Конвенции. Поскольку важна не ситуация, а реальное положение вещей, то простого упоминания этой статьи во внутренних решениях недостаточно; дело должно было быть фактически рассмотрено в соответствии со стандартами, вытекающими из прецедентной практики Европейского Суда.
Если национальный орган или суд, рассматривающий дело, обнаружит, по существу или прямо, что имело место нарушение статьи 3 Конвенции в отношении условий, в которых соответствующее лицо содержалось или содержится под стражей, оно должно получить соответствующую помощь.
В контексте превентивных средств правовой защиты такая помощь может, в зависимости от характера основной проблемы, состоять либо из мер, затрагивающих только истца, или (например, в случае перенаселенности камер) более широких мер, которые позволяют разрешать ситуации массового и одновременного нарушения прав заключенных, возникающих в результате не соответствующих требованиям действий в определенном уголовно-исправительном учреждении.
В контексте компенсационных средств правовой защиты денежная компенсация должна быть доступной любому фактическому или бывшему заключенному, которого содержали в бесчеловечных или унижающих достоинство условиях и который подал жалобу по этому поводу. Вывод о том, что условия не соответствовали требованиям статьи 3 Конвенции, дает основание полагать, что этим самым был нанесен моральный вред потерпевшему. Внутренние правила и практика, регулирующие действие средства правовой защиты, должны отражать существование этой презумпции, а не ставить компенсацию в зависимость от способности заявителя доказать с помощью устных показаний существование морального вреда в форме эмоционального расстройства.
По смыслу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях № С (XXIV) от 31.07.1957 и № (LXII) от 13.05.1977, предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (п. 10).
Согласно части 1 статьи 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания; унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности; при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания; оценка уровня страданий осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения; в некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально- технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно положениям части 1 статьи 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (часть 2 статьи 10 УИК РФ).
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 УИК РФ.
Статья 99 УИК РФ предусматривает, что норма жилой площади в расчете на каждого осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может бы менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
В соответствии со статьей 123 УИК РФ осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима проживают в общежитиях.
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным орган исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Исходя из положений части 1 статьи 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливав законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми акт федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерально органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждениях утверждены Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295.
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил осужденные проживают в отрядах.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Права и обязанности лишенных свободы лиц регулируются законодательством и международными обязательствами Российской Федерации.
К таким правам и обязанностям, согласно разъяснениям, данным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47) относятся, в частности, следующие права: на личную безопасность и охрану здоровья, на получение юридической помощи, на обращение в государственные органы и в общественные наблюдательные комиссии, на доступ к правосудию, на получение информации, непосредственно затрагивающей реализацию прав соответствующих лиц, на материально-бытовое обеспечение, включая обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питания и прогулок, право на образование и досуг. Любое содержание под стражей, в том числе перемещение в транспортных средствах, должно осуществляться в соответствии с принципами уважения человеческого достоинства и применимыми правовыми требованиями и должно исключать незаконное физическое или психологическое жестокое обращение. Любое нарушение таких требований является нарушением условий содержания под стражей и запрещенное обращение (пункт 3).
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 указано, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26.04.2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, УИК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25.07.2 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц может свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений) невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасное невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Согласно сведениям, представленным суду административным ответчиком ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан следует, что общая площадь отряда № составляет 639,7 кв.м, жилая площадь 274,1 кв.м (жилая площадь спального помещения № отряда составляет 59,7 кв.м, спального помещения №,8 кв.м, спального помещения №,3 кв.м, спального помещения №,3 кв.м, лимит наполнения отряда 137 осужденных). Отряд № располагается на втором этаже двухэтажного здания 1981 года постройки. Численность осужденных в отряде № в 2016 году варьировалась от 135 до 166 осужденных в различные месяцы, в 2017 году от 134 до 190 осужденных, в 2018 году от 145 до 130 осужденных, в 2019 году от 123 до 133 осужденных.
Согласно техническому паспорту здание отряда № ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, построено 1981 году.
В отряде количество и размер окон: в спальном помещении 18 шт., 1,80*1,50; 1,30*1,30; КВР – 4 шт. 1,20*1,50; комната приема пищи - 2шт 1,10*1,30; кабинет начальника отряда -1 шт. 1,30*1,30; сушильное помещение - 1 шт. 1,30*1,30; умывальная комната - 2 шт. 0,70*1,20; раздевалка - 2 шт 1,20*0,40; коридор - 2 шт 1,00*1,50; комната хранения личных вещей - 2 шт 1,30х1,30, гардероб - 1 шт 1,30*1,30, комната для телефонных разговоров - 1 шт 1,30*1,30; туалетная комната - 2 шт. 1,30*1,30. Санитарное оборудование: 14 шт. умывальников; душевая кабина - 1 шт., писсуаров - 5 шт. Наличие естественного/искусственного освещения: спальное помещение – 13 светильников, ночное освещение - 5 ламп накаливания; коридор – 7 светильников; комната для приема пищи - 2 светильника; гардероб - 1 светильник; туалетная комната - 4 светильника; умывальная комната - 3 светильника; КВР - 2 светильника; комната хранения вещей - 4 светильника; сушильное помещение - 1 светильник; кабинет начальника отряда - 3 лампы накаливания.
Освещение в помещении отряда № осуществляется как естественным путем через оконные проемы, так и с помощью искусственного освещения. В качестве искусственного дневного освещения применяется светильник в соответствии с требованиями Свода правил. Оконные блоки в деревянном исполнении с двойным остеклением. Зазоры между оконными блоками и стеной, а также в оконных рамах отсутствуют.
Вентиляция в помещении отряда № осуществляется как естественным путем проветривания через оконные блоки с форточками, так и с помощью приточно-вытяжной вентиляции шахтного типа. Вентиляция находится в исправном состоянии. Курение в туалете запрещено. В каждом локальном участи имеется место для курения.
Спальные помещения отрядов оборудованы: спальными местами, в виде металлических панцирных кроватей, расположенных в два яруса, прикроватными отдельно стоящими тумбами, табуретами, деревянными окнами, которые имеют функцию открывания для проветривания, занавесками, естественной приточно-вытяжной вентиляцией находящейся в рабочем состоянии, имеется искусственное освещение в виде светильников головного света и светильников ночного освещения, которые находятся в рабочем состоянии; спальные секции находится в удовлетворительном санитарном состоянии, имеет добротный косметический ремонт где потолки и стены выполнены обоями под покраску, полы выполнены из дерева под линолеум, следов влаги, сырости, подтеканий, плесени и пр. не имеется. Расстояние между соседними кроватями составляет 85 см, между рядами кроватей 100 см, захламленности излишними или посторонними предметами не имеется.
Каждый осужденный имеет свое индивидуальное спальное место. Располагаются осужденные на железных 2-х ярусных кроватях, на каждого осужденного имеется прикроватная тумбочка, табурет. Хранение личных вещей осуществляется в отдельном, проветриваемом помещении на стеллажах. Выдача личных вещей производится ежедневно на основании графика.
Ежеквартально проводится дератизация помещений отрядов, столовой для осужденных. Ежегодно заключаются государственные контракты с ООО «Центр гигиены» на предоставление услуг по дератизации, дезинфекции, дезинсекции помещений учреждения. Ежеквартально проводятся проверки представителями ЦЕСЭН ФКУЗ МСЧ - 2 ФСИН России, при выявлении нарушений выносятся предписание. Еженедельно, каждую пятницу, администрацией учреждения проводятся комиссионные обходы. Кроме того, не реже двух раз в месяц комиссионные обходы проводятся в присутствии помощника прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ РБ, в ходе которых помощник прокурора опрашивает осужденных на предмет наличия жалоб и заявлений условия содержания в исправительном учреждении.
В учреждении производятся ремонтные работы во всех зданиях отрядов. Происходит освежение, покраска стен, потолков, полов во всех помещениях. Планово-профилактическое отключение горячего водоснабжения производится в периоды ремонтных работ, в связи с проведением подготовки и сдачи систем теплопотребления к отопительному сезону энергоснабжающими организациями. При отсутствии ГВС в отряде и в бане учреждения имеется локальное водоснабжение в виде бойлеров. В отряде имеется душевая кабина, которая оборудована душевой лейкой.
Температура была в пределах от 18 до 20 градусов тепла, что соответствует допустимым нормам температуры в жилых помещениях в холодный период года.
Меню раскладка составляется с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации № 205 от 11.04.2005, имеющихся на складе продуктов. Продукты питания поставляются централизованно. Столовые для осужденных обеспечиваются посудой из алюминия. Замена посуды из алюминия на посуду из нержавеющей стали производится по истечении установленных сроков эксплуатации.
Баня учреждения имеет площадь 249,3 кв.м, рассчитана на одновременную помывку 40 осуждённых, состоит из санпропускника площадью 5 кв.м, раздевалки площадью 20,4 кв.м, моечного отделения площадью 43,6 кв.м, оборудована раковинами в количестве 1 шт., водоразборными кранами в количестве 4 шт., душевыми лейками в количестве 5 шт. которые находятся в исправном рабочем состоянии, тазами в количестве 10 шт., резиновыми ковриками в количестве 5 шт., скамьями в количестве 3 шт., двумя пластиковыми окнами которые имеют функцию открывания и откидывания для проветривания, естественной (или принудительной) приточно-вытяжной вентиляцией находящейся в рабочем состоянии; и т.д.;, имеется искусственное освещение в виде 4 шт. светильников которые находятся в рабочем состоянии. Помещения бани находятся в удовлетворительном санитарном состоянии, имеют добротный косметический ремонт где потолки выполнены под побелку (покраску), полы и стены выполнены из кафеля, следов сырости, подтеканий, плесени, обсыпания штукатурки и не имеется, баня учреждения имеет центральное холодное и горячее водоснабжение, центральную канализацию которые находятся в исправном рабочем состоянии. При отсутствии ГВС используется локальное водоснабжение в виде бойлера на 350 литров. Давление напора воды достаточное, удовлетворительное. В отряде имеется душевая кабина, которая оборудована душевой лейкой, присутствует горячее круглогодичное (локальное в виде бойлера) водоснабжение. Не менее двух раз в семь дней в ФКУ ИК-8 У ФСИН России по Республике Башкортостан обеспечивается помывка осужденных. Посещение осужденными банно-прачечного комплекса осуществляется согласно утвержденного начальником учреждения графика, горячая вода поступает централизовано.
Комната для приема пищи отряда № имеет площадь 30 кв.м, рассчитана для одновременного приёма 20 осуждённых, оборудована 20 сидячими местами в виде скамеек, холодильниками 4 шт. марки «ATLANT» «POZIS» «СВИЯГА», и 1 шт. марки «БИРЮСА», которые находятся в исправном рабочем состоянии, СВЧ печью 2 шт. «SAMSUNG», «Супра», электрическими чайниками в количестве 3 шт. которые находятся в исправном рабочем состоянии, двумя деревянными окнами которые имеют функцию открывания для проветривания, естественной приточно-вытяжной вентиляцией находящейся в рабочем состоянии, имеется искусственное освещение в виде 2 шт. светильников, которые находятся в рабочем состоянии и т.д. Комната приёма пищи находится в удовлетворительном санитарном состоянии, имеет добротный косметический ремонт, где потолки и стены выполнены обои под покраску, полы выполнены из дерева под линолеум, следов влаги, сырости, подтеканий, плесени и пр. не имеется. Комната приёма пищи имеет центральное холодное водоснабжение и центральную канализацию, которые находятся в исправном рабочем состоянии. Присутствует горячее круглогодичное водоснабжение. Давление напора воды достаточное, удовлетворительное.
Площадь гардеробной (раздевалка) отряда № составляет 31,9 кв.м, гардеробная (раздевалка) оборудована вешалкой для верхней одежды, стеллажами для обуви, зеркалом, что соответствует нормам положенности. Комната для хранения личных вещей осужденных отряда № соответствует нормам.
Комната для сушки одежды отряда № имеет площадь 16,5 кв.м, рассчитана для одновременной сушки одежды 60 осуждённых которая оборудована 10 полками, одним деревянным окном, которое имеет функцию открывания для проветривания, естественной приточно-вытяжной вентиляцией, находящейся в рабочем состоянии, имеется искусственное освещение в виде 1 шт. светильника который находится в рабочем состоянии, имеется система обогрева для сушки одежды. Комната для сушки одежды находится в удовлетворительном санитарном состоянии, имеет добротный косметический ремонт где потолки и стены выполнены под побелку, полы выполнены из бетона, следов влаги, сырости, подтеканий, плесени и пр. не имеется. Стирка одежды в отрядах не предусмотрена, для этого имеется специально оборудованное место в банно-прачечном комплексе.
Помывка осужденных осуществляется в отрядах, а также на производственных объектах, согласно установленного графика. Смена постельных принадлежностей, а также смена белья производилась.
Осужденные обеспечиваются индивидуальными гигиеническими наборами, мылом ежемесячно. В наличии имеются ведомости выдачи данных средств, в которых осужденные оставляют личную роспись.
Санитарная обработка происходит ежедневно при помощи моющих и дезинфицирующих средств, имеется в наличии график проведения текущей и генеральной уборок помещений.
Комната воспитательной работы в отряде № имеет площадь 59 кв.м, рассчитана для одновременного нахождения 130 осуждённых, оборудована 97 сидячими местами, столами в количестве 3 шт., телевизором 1 шт. марки «Горизонт», домашний театр 1 шт. «SAMSUNG» которые находятся в исправном рабочем состоянии и т.д., 4 деревянными окнами, которые имеют функцию открывания для проветривания, естественной приточно-вытяжной вентиляцией находящейся в рабочем состоянии, имеется искусственное освещение в виде 3 шт. светильников, которые находятся в рабочем состоянии. Комната воспитательной работы находится в удовлетворительном санитарном состоянии, имеет добротный косметический ремонт, где потолки и стены выполнены под покраску, полы выполнены из дерева под линолеум, следов влаги, сырости, подтеканий, плесени не имеется. Одновременно все осужденные в отряде собираются только ночью, в течении дня часть осужденных заняты на производстве, на работах по благоустройству территории, культмассовых мероприятиях.
Для организации медицинского обеспечения спецконтингента ФКУ ИК-8 У ФСИН России по Республике Башкортостан штатным расписанием филиала «Медицинская часть №» ФКУЗ МСЧ-2 ФСИН России предусмотрено в настоящее время 9 ставок медицинского персонала: 1 ставка - начальника филиала - врача (укомплектована), 0,5 ставки врача стоматолога (укомплектована), 2 ставки фельдшера (укомплектовано), 2 ставки медицинской сестры (укомп.), 1 ставка медицинской сестры процедурной (укомп.). Все сотрудники медицинской части регулярно, 1 раз в пять лет, проходят общее усовершенствование по своей специальности. Медицинский персонал соблюдает медицинскую этику и деонтологию, не позволяет себе непрофессиональных выражений. В отношении с пациентом ведет себя корректно, внимательно, не допускается оскорбления личного достоинства осужденного.
Медицинская помощь спецконтингенту ФКУ ИК-8 УФСИН России Республике Башкортостан оказывается согласно приказу МЮ РФ от 28.12.2017 №285.
Медицинская часть работает ежедневно с 09.00 час. до 18.00 час., согласно утвержденному графику работы. В выходные и праздничные дни медицинская помощь оказывается дежурным медицинским работником. Неотложная и экстренная медицинская помощь осуществляется в любое время суток. При необходимости вызывается бригада скорой медицинской помощи.
Лекарственное обеспечение осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в учреждениях УФСИН России по Республике Башкортостан, осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и в соответствии с приказом МЮ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».
Филиал медицинской части обеспечен необходимыми лекарственными препаратами для оказания неотложной медицинской помощи, а также для обеспечения льготных категорий осужденных.
Одновременно все осужденные отряда в помещении отряда, локальном участке не находятся, часть осужденных всегда занята: работает на промышленной зоне учреждения, работа которой организована в 2 смены, принимает участие в культмассовых и спортивных мероприятиях, проходит обучение в общеобразовательной вечерней школе, профессиональном училище.
Вместе с тем, вышеприведенные сведения и предоставленные в их обоснование доказательства, отражают обстоятельства, имевшие место в настоящее время, то есть после юридического значимого периода времени.
Административным ответчиком представлены акты готовности систем отопления и тепловых сетей потребителя к эксплуатации в отопительные периоды 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020, государственный контракт №Б/16 на оказание услуг по дератизации и дезинфекции от ДД.ММ.ГГГГ, государственные контракты №-Б/16 от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание закупки средств для дератизации, дезинфекции, дезинсекции о клопов; проведение дератизации, дезинфекции, дезинсекции от клопов; государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание закупки услуг (лабораторные исследования, услуги по профессиональной гигиенической подготовке и аттестации с оформлением и выдачей личных медицинских книжек), копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-ос «О распределении осужденных по отрядам», копии журналов проверок наличия осужденных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; график работы БПК; копии документов о списании строительных материалов на ремонт БПК от ДД.ММ.ГГГГ, за 2017; от ДД.ММ.ГГГГ; копии меню раскладок продуктов вкладываемых в котел на одного человека в сутки за 2016 - 2019 года; копии актов ревизии вентиляционных шахт за 2019; копия акта общего (весеннего) осмотра здания от ДД.ММ.ГГГГ; копии предупреждений СтЦМС «БашРТС-Стерлитамак» от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ о проведении гидравлических испытаний на плотность и прочность тепловых сетей от Стерлитамакской ТЭЦ в период с 22-00 час. ДД.ММ.ГГГГ до 23-00 час. ДД.ММ.ГГГГ, с 9-00 час. ДД.ММ.ГГГГ до 23-00 час. ДД.ММ.ГГГГ. Акт проверки общежитий для проживания осужденных отряда № ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, на соответствие норм обеспечения, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества), согласно требований приказов ФСИН России и Министерства юстиции Российской Федерации, график помывки отрядов в банно-прачечном комплексе.
Согласно графику помывки отрядов в банно-прачечном комплексе от ДД.ММ.ГГГГ для помывки каждого отряда выделяются два дня время помывки для отряда № вт. С 14.00-18.00, пятница 14.00-18.00.
В справке о численности осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-8 УФСИН УФСИН России по Республике Башкортостан указано, что при лимите наполнения 807 осужденных, из них строго режима – 755, участка колонии поселения – 52 осужденных, в учреждении содержалось на ДД.ММ.ГГГГ - 774 осужденных на строгом режиме и 9 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 781 осужденных на строгом режиме и 9 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 801 осужденных на строгом режиме и 13 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 809 осужденных на строгом режиме и 13 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 869 осужденных на строгом режиме и 16 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 879 осужденных на строгом режиме и 18 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 879 осужденных на строгом режиме и 20 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 902 осужденных на строгом режиме и 22 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 938 осужденных на строгом режиме и 26 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ 948 осужденных на строгом режиме и 27 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ 959 осужденных на строгом режиме и 26 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ 948 осужденных на строгом режиме и 31 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ 937 осужденных па строгом режиме и 29 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ 838 осужденных на строгом режиме и 23 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ 767 осужденных на строгом режиме и 26 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ 736 осужденных на строгом режиме и 28 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ 729 осужденных на строгом режиме и 34 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ 727 осужденных на строгом режиме и 38 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 715 осужденных на строгом режиме и 39 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ 728 осужденных на строгом режиме и 40 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 735 осужденных на строгом режиме и 42 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 754 осужденных на строгом режиме и 38 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 799 осужденных на строгом режиме и 37 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ 819 осужденных на строгом режиме и 39 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ 848 осужденных на строгом режиме и 38 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 866 осужденных на строгом режиме и 42 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 865 осужденных на строгом режиме и 37 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 854 осужденных на строгом режиме и 36 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 865 осужденных на строгом режиме и 33 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 866 осужденных на строгом режиме и 34 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 848 осужденных на строгом режиме и 34 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 827 осужденных на строгом режиме и 39 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 717 осужденных на строгом режиме и 35 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 685 осужденных на строгом режиме и 39 осужденных на участке колонии поселение; на 28.02,2019 - 684 осужденных на строгом режиме и 39 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 664 осужденных на строгом режиме и 38 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 662 осужденных на строгом режиме и 39 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 665 осужденных на строгом режиме и 41 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 664 осужденных на строгом режиме и 36 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 660 осужденных на строгом режиме и 39 осужденных на участке колонии поселение; на ДД.ММ.ГГГГ - 652 осужденных на строгом режиме и 39 осужденных на участке колонии поселение.
Вместе с тем, согласно сведениям Башкирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) акты прокурорского реагирования за 2016-2018 годы предоставить не представляется возможным в связи с произошедшей в январе 2019 г. коммунальной аварией в помещении прокуратуры по прежнему месту дислокации.
Имеются представления об устранении нарушений требований закона № от ДД.ММ.ГГГГ, № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> вынесенные по результатам проверки соблюдения администрацией ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан требований закона, в ходе которой выявлены нарушения уголовно-исполнительного, санитарно-эпидемиологического, трудового и экологического законодательства: администрацией ИК-8 не налажена системная работа, нацеленная на исправление осужденных и предупреждение совершения или новых правонарушений; имеют место факты игнорирования осужденными требований режима, предусмотренных ст. 82 УИК РФ, нарушения ч. 2 ст. 80 УИК РФ о раздельном содержании спецконтингента, впервые осужденных к лишению свободы, о ранее отбывавших наказание; норма жилой площади в отряде № ИК-8, в расчете 2 кв.м, на одного осужденного не соблюдается и составляет 1,96 кв.м, в нарушение требований ст.ст. 99,101 УИК РФ, ст.ст. 17, 23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в столовой для осужденных требуется косметический ремонт в производственных цехах: в мясном, рыбном, овощном цехах отлетела керамическая плитка, полы не ровные, чем обусловлено скопление воды, на стенах мелкие насекомые. В горячем цехе пол неровный после демонтажа не действующего кабеля, что не соответствует требованиям п. 5.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов». В отряде № в туалете № в отряде № в помещении сушилки отслоился потолок. В спальной секции участка колонии поселения на стенах с правой и левой стороны от входа, на потолке имеются подтеки воды, краска и штукатурка в результате воздействия влаги отслоились. Наружные стены здания участка колонии-поселения также требуют косметического ремонта. Места накопления отходов в ИК-8 должным образом не оборудованы.
Указанные нарушения требований уголовно-исполнительного, санитарно-эпидемиологического, трудового и экологического законодательства ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан признало, рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на оперативных совещаниях у руководителя учреждения представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ допущены ввиду слабого контроля за работой подчиненных. Ответственное лицо предупреждено о недопущении подобных фактов впредь, в производственных цехах столовой для осужденных, в помещениях отрядов №№, 2, 3, 4, спальной секции участка колонии поселения произведен косметический ремонт, на объектах коммунально-бытового хозяйства обеспечено соблюдение санитарно-гигиенических требований.
В соответствии со статьей 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Замоскворецкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным по административному истку В к ФСИН России, УФСИН России по Республике Башкортостан, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан установлены обстоятельства ненадлежащих условий содержания в корпусе (отряде) № ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан в период отбывания наказания В, а именно с ноября 2017 по ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение хоть и не рассмотрено по требованиям истца Киселева А.А., вместе с тем, содержит в себе сведения о состоянии ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан в период отбывания наказания Киселевым А.А.
Из указанного решения суда, следует, что ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление прокурора Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №а-2018, из которого следует, что администрацией ФКУ ИК-8 в период содержания В в ФКУ ИК-8 с ноября 2017 по ДД.ММ.ГГГГ допущено нарушение требований статьи 80 УИК РФ о раздельном содержании различных категорий осужденных в отряде со строгими условиями отбывания наказания, так 10 ранее неотбывающих наказание осужденных содержатся с 2 ранее отбывавшими уголовное наказание в местах лишения свободы.
Также в ходе проведения проверки прокуратурой были выявлены нарушения, в том числе в период содержания В в ФКУ ИК-8 (по состоянию на 2018 г.) требований части 1 статьи 99 УИК РФ, согласно которой норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Так, на момент проверки, при лимите наполнения 755 человек для содержания в строгом режиме, в учреждении отбывали наказание 829 осужденных. В общежитии отряда № на одного осужденного, приходится 1,5 кв.м жилой площади. Аналогичные нарушения требований закона допущены в отрядах №№, 3, 4.
Также выявлено в период содержания В в ФКУ ИК-8 (по состоянию на 2018 г.) нарушение требований части 3 статьи 99 УИК РФ - помещение общежития отряда № оборудовано лишь 15 умывальниками и 10 унитазами на 168 осужденных, что является недостаточным исходя из нормы расчета 1 умывальник на 10 человек и 1 унитаз на 15 человек. Аналогичные нарушения выявлены в общежитиях; отряда № (11 умывальников и 9 унитазов на 147 осужденных), отряда № (13 умывальников и 11 унитазов на 171 осужденного), отряда № (10 унитазов на 151 осужденного), отряд № (4 унитаза на 86 осужденных).
Кроме этого, в ходе прокурорской проверки установлено что, одно и то же помещение в отрядах используются как для кухни, так и для комнаты хранения продуктов питания и приема пищи, комната быта совместно с сушилкой, не имеется кладовой для спортинвентаря и комнаты для хранения хозинвентаря. Администрацией учреждения принимаются должные меры направленные на 100% обеспечение осужденных допускаются нарушения требований закона при организации питания осужденных.
Также выявлено нарушение требований статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», вследствие не соблюдения правил мытья и посуды и кухонного инвентаря, на чистой посуде в столовой для осужденных обнаружены бактерии группы кишечной палочки.
Лабораторное исследование блюда: «компот из сухофруктов» показало, что значения контролируемых показателей не соответствует требованиям технологической карты. Выявлены отклонения от калорийности 71,2 ккал (норма 86,3-95,3 ккал), по углеводам 17,8 ккал (норма 21,6-23,8 ккал). Нарушение администрацией учреждения требований действующего законодательства о материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных создает неблагоприятные условия содержания, не отвечающие в полной мере требованиям гигиены и санитарии нарушает право осужденных на охрану здоровья.
Указанные выше нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в сфере материально-бытового обеспечения осужденных фактически ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан признало, рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ представление прокурора Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ на оперативном совещании в УФСИН России по Республике Башкортостан, с участием и.о. Башкирского прокурора по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях советника юстиции А, руководством ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан. На основании приказа врио начальника УФСИН России по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № проведена служебная проверка по факту нарушений требований законодательства, заключение которой утверждено ДД.ММ.ГГГГ №. В результате проведенной служебной проверки установлены причины и условия, способствующие возникновению нарушений уголовно-исполнительного, трудового законодательства, законодательства в сфере охраны окружающей среды и экологии, тылового обеспечения и работы с обращениями граждан, установлены ответственные лица, допустившие нарушения.
Администрацией колонии признано: нарушение требований статьи 80 УИК РФ о раздельном содержании различных категорий осужденных в отряде со строгими условиями отбывания наказания, указано, что возникшая ситуация с нарушением установленной нормы жилой площади на одного осужденного возникла ввиду с перелимитом в учреждении. Перелимит в учреждении стал возможен в связи с закреплением за указанным учреждением направления для отбывания наказания осужденных, являющихся жителями других регионов РФ; нарушения требований часть 3 статьи 99 УИК РФ в отрядах №,2,3,4 по оборудованию санитарно-техническими приборами, с указанием на то, что данные нарушения также явились следствием превышения лимита наполняемости отрядов учреждения. В связи с конструктивными параметрами и особенностями зданий общежитий предусмотреть отдельные от комнаты помещения для сушки одежды и обуви не представляется возможным. Также указано, что неполное обеспечение осужденных отдельными предметами вещевого имущества стало возможно из-за недостаточного финансирования на эти цели со стороны ФСИН России.
Администрацией колонии также признано нарушение требований статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 7. 7, 7.12 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-0, указано, что данные факты имели место и стали возможны в результате слабого контроля за мытьём столово-кухонной посуды и технологией приготовления пищи, а также несоблюдения правильных условий хранения продуктов со стороны заведующего столовой Ч, начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ИК-8 майора внутренней службы И, из-за чего результаты лабораторных испытаний смывов с предметов посуды в столовой показали наличие на них бактерий группы кишечной палочки, а результаты исследования физико-химических показателей блюда «Компот из сухофруктов» по содержанию углеводов и килокалорий по своему количественному составу не достигли минимальной нормы гигиенического норматива. ДД.ММ.ГГГГ с персоналом столовой проведено дополнительное практическое занятие по правилам и технологии мытья посуды и кухонного инвентаря, соблюдению правил и технологии приготовлении блюд. По выявленным нарушениям по обеспечению пожарной безопасности на объектах учреждения проведена работа по устранению и недопущению недостатков в последующем.
По результатам рассмотрения представления прокуратуры, в целях недопущения аналогичных фактов нарушений уголовно-исполнительного законодательства и обеспечения ведомственного контроля, кураторам ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан по отмеченным в представлении направлениям деятельности, указано на усиление контроля за состоянием оперативно-служебной деятельности в курируемом учреждении, приняты меры организационного и профилактического характера. Начальнику ФКУ ИК-8 подполковнику внутренней службы К указано на ослабление контроля за работой подчиненных служб при обеспечении выполнения ими своих должностных обязанностей и инструкций, по соблюдению требований законодательства в сфере пожарной безопасности, охраны экологии и окружающей среды, материально-бытового и санитарного обеспечения учреждения. Руководством ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан по итогам проведенной проверки, были вынесены приказы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Сведения о том, что представление прокурора Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в адрес УФСИН России по Республике Башкортостан не обжаловалось, отсутствуют.
С учетом указанных выше обстоятельств, данное представление является подтверждением существования выявленных нарушений.
Часть нарушений, выявленных в ходе проведения прокурорской проверки и в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, явились поводом для обращения Башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан с иском к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан об устранении нарушений материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы.
Установлено, что решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 06 декабря 2018 г. удовлетворен иск Башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан об устранении нарушений материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы. На ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан возложена обязанность принять меры по устранению выявленных нарушений материально-бытового обеспечения осужденных: принять меры по увеличению норм жилой площади в соответствии с требованиями, установленными уголовно -исполнительным законодательством, из расчета 2 кв.м, на одного осужденного; обеспечить общежития отрядов для проживания осужденных необходимым количеств умывальником и унитазов в соответствии с фактическим количеством осужденных и предъявляемым требованиям обеспечения.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Согласно апелляционному определению Верховного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ при лимите наполнения ИК-8 в 755 человек для содержания в строгом режиме, в учреждении фактически содержалось 851 человек. <адрес> отряда № составляет 274,1 кв.м, лимит наполнения установлен в 137 осужденных, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в общежитии отряда № содержалось 162 осужденных, то есть на одного осужденного приходилось 1,6 кв.м.
Оставляя решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в силе, Верховный Суд Республики Башкортостан указал, что превышение лимитов наполнения влечет грубое несоответствие требованиям уголовно-исполнительного законодательства в сфере материально-бытового обеспечения осужденных.
Также, из апелляционного определения Верховного Суда Республики Башкортостан следует, что ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан не соблюдены нормы оборудования умывальных комнат отряда необходимым количеством умывальников, а также количеством унитазов. В отряде № 4 содержится 163 осужденных, общежитие отряда оборудовано 10 унитазами (необходимая потребность 11 унитазов), отряд № 4 оборудован 14 умывальниками (необходимая потребность 17). Также в указанном апелляционном определении имеется ссылка на справку ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан по состоянию на 06.12.2018, согласно которой на указанную дату в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан содержалось 863 осужденных, то есть также был превышен лимит наполнения ИК-8.
Таким образом вопреки утверждениям административного ответчика о полном соответствии условий содержания административного истца всем предъявляемым требованиями в ходе вышеуказанных, проведённых в ноябре 2018 года и в течении 2019 года прокуратурой проверок в ИК-8, прокуратура выявила множество грубых нарушений условий содержания заключенных, в том числе требований по норме жилой площади в расчете на одного заключенного (менее 2 кв.м на человека), численности осужденных в отрядах, наличию необходимого санитарного оборудования, материально-техническому обеспечению, освещению, вентиляции, питанию, санитарному состоянию, медицинскому обслуживанию, противопожарной безопасности и так далее.
Учитывая изложенное, суд, в отсутствие опровержений установленных обстоятельств, приходит к выводу о нарушении прав административного истца Киселёва А.А. на соблюдение надлежащих условий содержания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, при этом данные нарушения вызваны бездействием административных ответчиков, в связи с чем, требование о признании такового бездействия незаконным обосновано и подлежит удовлетворению.
Суд полагает заслуживающими внимания доводы административного истца Киселёва А.А. о том, что превышение численности осужденных крайне негативно влияло на все сферы жизни в исправительном учреждении, а нарушение санитарных норм и правил унижали его достоинство.
Доводы, описанные в административном исковом заявлении, содержащие описание условий жизни в исправительной колонии, ощущения административного истца, которые он испытывал при нахождении в исправительном учреждении, в ходе рассмотрения дела административными ответчиками не опровергнуты, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, вступившими в законную силу судебными актами, которых достаточно для принятия решения по делу.
Таким образом, суд полагает о законности требований Киселёва А.А. о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания и, определяя её размер, суд учитывает длительность отбывания наказания Киселёвым А.А. в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан (более 3-х лет), в ненадлежащих условиях, характер и продолжительность нарушений условий отбывания наказания, связанных с постоянной нехваткой личного пространства, невозможностью пребывать в безопасных, нормальных санитарно-гигиенических условиях; принимать пищу приготовленную с соблюдением санитарных норм и правил; отправлять в нормальных условиях естественные нужды; получать надлежащего качества медицинские услуги, данных о личности истца.
В обоснование доводов о восстановлении срока для обращения в суд, административный истец ссылается на то, что освободился из мест лишения свободы в августе 2019 г.; в июне 2020 г. у него резко ухудшилось самочувствие, родственники вызвали скорую помощь, его доставили в кардиологический диспансер <адрес> где сделали операцию стентирование; затем он заболел коронавирусной инфекцией находился на лечении, а затем проходил реабилитацию; в январе 2022 г. от своего знакомого В с которым отбывал наказание в ИК-8 он узнал о том, что за ненадлежащие условия содержания может быть взыскана компенсация, по его делу состоялось решение суда которое вступило в законную силу, получив это решение он составил настоящий административный иск, юридического образования не имеет, поэтому в иске ссылался на нормы права, указанные в этом решении.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, в главу 22 КАС РФ, регламентирующую производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов и организаций, наделенных публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, введена статья 227.1 устанавливающая особенности рассмотрения требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительных учреждениях (ст. 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен (ч. 1 ст. 95 КАС РФ).
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46).
Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом.
Согласно п.п. 1, 2, 4 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).
Принимая во внимание указанные административным истцом обстоятельства, приведенные в обоснование доводов о восстановлении пропущенного срока обращения в суд и предоставленные доказательства, следует, что о предполагаемом нарушении своих прав и способе их восстановления административный истец узнал получив соответствующую информацию об оставлении в силе решения суда по иску В, в пользу которого взыскана компенсация с ФКУ ИК-8 по РБ; не имея юридического образования, получив копию указанного решения суда, обратился в суд с настоящим административным иском; более того, после освобождения из мест лишения свободы, возникли проблемы со здоровьем, которые административный истец должен был решать в первоочередном порядке.
Таким образом, с учетом задач и принципов административного судопроизводства, в целях обеспечения доступности правосудия суд признает указанные административным истцом причины пропуска срока обращения в суд уважительными и подлежащими восстановлению.
С учетом установленных фактов нарушений прав осужденного Киселёва А.А., суд полагает разумным и справедливым определить размер компенсации, подлежащей взысканию за счет средств казны Российской Федерации, в сумме 80 000 рублей. При этом, по мнению суда, данная сумма является оправданной, компенсация в указанном размере обеспечит эффективность внутригосударственного средства правовой защиты в соответствии с Федеральным законом №484-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и не приведет к неосновательному обогащению административного истца.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний.
В соответствии с пп. 6 п. 7 данного Указа ФСИН России осуществляет функции распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций. Разрешая заявленные требования, суд возлагает обязанность по выплате компенсации Киселёву А.А. в результате необеспечения ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан надлежащих условий его содержания в учреждении, на Российскую Федерацию в лице ФСИН России, которая является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Киселёва К к удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России), УФСИН России по Республике Башкортостан, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан по необеспечению надлежащими условиями содержания Киселёва К в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в пользу Киселёва К компенсацию в размере 80 000 (Восемьдесят тысяч) рублей
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.С. Пудовкина