РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
7 ноября 2019 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Аверкиева Д. Н., Гусакова М. В., Дуфинец Л. Е., Пивоваровой О. А., Савельевой В. М. и Сопина М. П. к <адрес> г.о. Самара об обязании воздержаться от совершения действий и к Департаменту градостроительства г.о. Самара об обязании совершить действия,
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Аверкиева Д. Н., Гусакова М. В., Дуфинец Л. Е., Пивоваровой О. А., Савельевой В. М. и Сопина М. П. к <адрес> г.о. Самара об обязании воздержаться от совершения действий и к Департаменту градостроительства г.о. Самара об обязании совершить действия,
установил:
Аверкиев Д.Н., Гусаков М.В., Дуфинец Л.Е., Пивоварова О.А., Савельева В.М. и Сопин М.П. обратились в Ленинский районный суд <адрес> с иском к <адрес> г.о. Самара об обязании воздержаться от совершения действий и к Департаменту градостроительства г.о. Самара об обязании совершить действия. В обоснование иска указывают, что они являются собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес>. С торца дома со стороны 2 подъезда с 1990-х годов находятся некапитальные гаражи в количестве 8 штук, являющиеся движимым имуществом. Они являются собственниками гаражей. Документы о приобретении гаража сохранились только у Дуфинец Л.E. Гаражи не мешают проходу граждан и проезду транспортных средств, в том числе экстренных и коммунальных служб. Гаражи не находятся над подземными инженерными сетями, никак с ними не соприкасаются, так же, как и с надземными инженерными сетями. В течение последнего полугода на гаражах стали появляться надписи о демонтаже с ДД.ММ.ГГГГ На обращение к не указанному заявителями лицу от ДД.ММ.ГГГГ получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что снос (демонтаж) гаражей приостановлен до принятия решения о планировке территории Департаментом градостроительства г.о. Самара, а также до принятия решения общим собранием собственников помещений в нашем многоквартирном доме по вопросу размещения гаражей на дворовой территории. На аналогичное обращение в Департамент градостроительства г.о. Самара получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, что им следует обратиться с заявлением о разрешении подготовки документации по планировке территории. ДД.ММ.ГГГГ ими было подано заявление о подготовке документации по планировке территории, получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что поскольку бюджетных средств на формирование, а, следовательно, и на государственный кадастровый учёт земельного участка не выделено, а заявитель не гарантирует оплату, то в формировании (образовании) участка следует отказать. Просит запретить Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара демонтаж некапитальных гаражей, расположенных с торца дома со стороны 2 подъезда многоквартирного дома по адресу: <адрес>, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара осуществить все необходимые действия в целях образования земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истицы Дуфинец Л.Е., Савельева В.М. заявленные требования поддержал.
Истцы Аверкиев Д.Н., Гусаков М.В., Пивоварова О.А., Сопин М.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены, просили о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Моисеева С.И. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 147-154).
Представитель ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес> Муллова А.А. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 155-162).
Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (л.д. 19-29).
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы владеют металлическими гаражами, стоящими во дворе этого дома.
Документы, подтверждающие приобретение гаражей, истцами суду не представлены.
Указанные гаражи не является недвижимым имуществом, что с очевидностью усматривается из представленного истцами фотоматериала (л.д. 38-39) и ими признаётся.
Ответчики не оспаривают право собственности истцов на гаражи как на движимые вещи – металлические конструкции.
В настоящее время Администрация Ленинского внутригородского района г.о. Самара требует от истцов убрать гаражи из двора дома, что названным ответчиком не оспаривается.
Согласно ст.72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, за нарушение которых законодательством РФ, законодательством субъекта РФ предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В соответствии с п.3 ст.<адрес> «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» органы местного самоуправления внутригородских районов г.о. Самара осуществляют муниципальный земельный контроль в границах внутригородского района.
Постановлением Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён Административный регламент осуществления муниципального земельного контроля на территории Ленинского внутригородского района г.о. Самара.
Постановлением Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён Регламент действий Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара и иных участников отношений в сфере выявления, демонтажа, вывоза и хранения временных (некапитальных) объектов, незаконно установленных на территории Ленинского внутригородского района г.о. Самара, за исключением объектов потребительского рынка.
В соответствии с п.2.2, 2.3, 2.5, 3.2, 3.3 указанного Регламента выявление незаконно установленных временных (некапитальных) объектов осуществляется должностными лицами Администрации в процессе обследования территории района. В течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления объекта, составляется акт о выявлении незаконно установленного временного (некапитального) объекта, со схематическим описанием его местоположения на земельном участке, осуществляются замеры габаритов (длины, ширины, и высоты) объекта и его фотосъёмка. В течение 3 рабочих дней со дня составления акта владельцу объекта, в случае если он установлен, лицами вручается под роспись либо направляется по почте уведомление в произвольной форме о добровольном освобождении незаконно занимаемого объектом земельного участка в течение 2 месяцев со дня его получения или явке в Администрацию для выяснения правомерности установки объекта в двухмесячный срок со дня опубликования такого уведомления. Уведомление также размещается на объекте путем нанесения надписи, что фиксируется фотосъёмкой и на официальном сайте Администрации г.о. Самара во вкладке «Ленинский внутригородской район» в Интернете. Вывоз объекта в добровольном порядке осуществляется владельцем объекта собственными силами и за счёт собственных средств в срок, предусмотренный для добровольного вывоза объекта, указанный в уведомлении или требовании. В случае если добровольный вывоз объекта не был осуществлён в установленные сроки, Администрация в течение месяца после истечения сроков для добровольного вывоза объекта организует принудительный вывоз объекта и находящегося в нём имущества с привлечением специализированной организации в присутствии представителей Администрации.
Доказательств законности размещения гаражей во дворе <адрес> в <адрес> истцы не представили. Истцы не отрицают, что земельные участки, на которых установлены гаражи, им не принадлежат, плату за землю они не вносят. Соответственно, использование истцами земельных участков во дворе <адрес> в <адрес> для размещения своих гаражей является неправомерным. Право собственности истцов на гаражи как на движимую вещь не подразумевает права хранить эту вещь во дворе дома, в котором истцы проживают. Ввиду значительных размеров данная вещь требует специальных условий хранения – либо на принадлежащих истцам земельных участках, либо у профессионального хранителя. Хранить гараж на земельном участке, принадлежащем иному лицу, в том числе на земельном участке из земель, государственная собственность на которые не разграничена, истцы могут только с согласия собственника земельного участка.
То обстоятельство, что ранее собственник земельного участка не требовал от истцов убрать гаражи, не лишает его права заявить такое требование в настоящее время.
Таким образом, оснований для удовлетворения требования запретить Администрации Ленинского внутригородского района г.о. Самара демонтаж некапитальных гаражей не имеется, поскольку названный ответчик действует в пределах своих полномочий, установленных областным законодательством, и в соответствии с утверждённой процедурой. Гаражи, которыми владеют истцы, являются незаконно установленными некапитальными объектами.
В обоснование своих требований истцы указывают, что территория, на которой расположены гаражи, должна входить в состав земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии со ст.39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Согласно ст.16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П с таким заявлением может обратиться и любой из собственников помещений, хотя бы и не уполномоченный на то их общим собранием.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что Дуфинец Л.Е. обращалась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением об образовании земельного участка, занимаемого многоквартирным домом. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>-0-1 (л.д. 52-55) названный ответчик сообщил ей о необходимости разработки документации по планировке территории и разъяснил право обратиться за разрешением на её подготовку.
В силу пп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Под элементами планировочной структуры, согласно п.1 ст.41 ГрК РФ, понимаются, в частности, микрорайоны и кварталы.
Таким образом, ответчик обоснованно указал истице Дуфинец Л.Е. на невозможность формирования земельного участка под многоквартирным домом без разработки документации по планировке территории.
Формирование земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, по обращению уполномоченного заявителя во всех случаях является обязанностью органа местного самоуправления в силу п.4 ст.16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ». Отсутствие проекта межевания территории не может являться основанием для отказа в формировании земельного участка по этому обращению, поскольку организация разработки проекта межевания территории относится к компетенции ответчика. В этом случае ответчик обязан обеспечить разработку проекта межевания территории и его передачу на публичные слушания, а затем на утверждение Главе г.о. Самаре.
В то же время, в материалах дела отсутствуют сведения об отказе Департамента градостроительства г.о. Самара в формировании земельного участка, занимаемого многоквартирным домом № по <адрес> указал на отсутствие в настоящее время действующих муниципальных контрактов на подготовку документации по планировке территории в соответствующем городском квартале.
Законодатель, установив обязанность органов местного самоуправления осуществить формирование земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, не установил фиксированные сроки её выполнения. Очевидно, что разработка документации по планировке территории требует материальных затрат и может осуществляться лишь при обеспечении надлежащего бюджетного финансирования и в рамках установленной законом контрактной системы закупок для муниципальных нужд. В связи с этим органы местного самоуправления объективно не в состоянии обеспечить одновременное формирование земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, на всей территории муниципального образования.
Из материалов дела и объяснений истиц в судебном заседании следует, что единственной целью их обращения в Департамент градостроительства г.о. Самара по вопросу формирования занимаемого многоквартирным домом земельного участка является желание включить в его состав территорию, на которой размещены принадлежащие им металлические гаражи. Однако это не может служить основанием для возложения на ответчика обязанности разработать проект межевания соответствующей территории в первоочередном порядке, приоритетно перед другими городскими кварталами. Иное нарушало бы принцип разумного баланса частного и публичного интереса.
Истцы не лишены права осуществить разработку документации по планировке территории в ускоренном порядке за собственный счёт, что разъяснялось им ответчиком, однако истцы нести расходы по её разработке не согласны, что подтвердили в судебном заседании.
При таких обстоятельствах суд расценивает ссылку истцов на п.4 ст.16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» в обоснование требования об обязании Департамента градостроительства г.о. Самара осуществить формирование земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, как злоупотребление правом, поскольку истцы просят обеспечить формирование земельного участка исходя из своего частного интереса, связанного с владением самовольно установленными гаражами, но при этом не желают нести расходы, связанные с его формированием.
В силу п.2 ст.10 ГК РФ суд, установив факт злоупотребления правом, отказывает в его защите.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь