Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-777/2018 от 01.10.2018

Дело №12-776/18-12

Р Е Ш Е Н И Е

г. Петрозаводск 12 ноября 2018 года

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Парамонов Р.Ю., при секретарях Андриановой С.Н., Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника АО «Карелгаз» Чушковой Ю.В. на постановления главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 17 сентября 2018 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО "Карелгаз" ИНН 1001000598, ОГРН 1021000507725, дата государственной регистрации: 25.07.2002, юридический адрес: г. Петрозаводск, ул.Путейская, д.7,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 17 сентября 2018 года АО «Карелгаз» привлечено к административной ответственности ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в связи с не обеспечением работников средствами индивидуальной защиты и подвергнуто административному штрафу в размере 55 000 рублей.

Постановлением должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 17 сентября 2018 года АО «Карелгаз» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ за не предоставление работникам средств индивидуальной защиты 2 класса в зависимости от степени риска причинения вреда и подвергнуто административному штрафу в размере 135 000 рублей.

В жалобе выражается несогласие с вынесенными постановлениями и ставится вопрос о их отмене. В обоснование заявленных требований указывается на недопустимость использования в качестве доказательства по настоящим делам акта о расследовании несчастного случая со смертельным исходом, поскольку проверочные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не проводились и причинно-следственной связи между несчастным случаем и выявленными нарушениями не установлено. Обращается внимание на необходимость применения положений ст.2.9 КоАП РФ в связи с добровольным устранением выявленных нарушений, затруднительным материальным положением АО «Карелгаз» и привлечением к административной ответственности впервые.

В судебное заседание законный представитель АО «Карелгаз» не явился, о рассмотрении дела извещен.

Защитник Головня И.В. жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель административного органа Быков А.С. в судебном заседании пояснил, что правонарушения были выявлены в ходе расследования несчастного случая на производстве и квалифицированы по различным статьям КоАП РФ как самостоятельные административные правонарушения ввиду разных категорий по степени риска средств индивидуальной защиты.

Заслушав участвующих лиц, изучив доводы жалобы и проверив производство по делу в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, отнесенных техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Протоколы об административном правонарушении составлены и оспариваемые постановления вынесены по тем основаниям, что АО «Карелгаз» в нарушение абз.2 ч.2 ст.22 ТК РФ, абз.7 ч.2 ст.212 ТК РФ, ст.221 ТК РФ, пп.4, 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минсоцздравразвития №290н от 01.06.2009, не обеспечило выдачу операторам заправочной станции-кассирам ФИО1 и ФИО2 средств индивидуальной защиты: нарукавников из полимерных материалов, каски защитной, а также вопреки требованиям абз.3 ч.2 ст.212 ТК РФ, ч.8 ст.209 ТК РФ не разработано Положение о системе управления охраной труда предприятия.

Действия привлеченного лица квалифицированы по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Кроме того, операторам заправочной станции-кассирам ФИО1 и ФИО2 не обеспечена выдача жилета сигнального 2 класса защиты, перчаток с защитным покрытием, морозостойких с шерстяными вкладышами, маски или полумаски с противогазовыми фильтрами, тем самым АО «Карелгаз» не соблюдены требования абз.2 ч.2 ст.22 ТК РФ, абз.7 ч.2 ст.212 ТК РФ, ст.221 ТК РФ, пп.4, 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минсоцздравразвития №290н от 01.06.2009.

Действия юридического лица квалифицированы ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, нарушения норм трудового законодательства были выявлены по результатам проведенного расследования несчастного случая на производстве.

Поводом для проведения проверочных мероприятий послужило сообщение о несчастном случае со смертельным исходом работника АО «Карелгаз» ФИО2 в связи с чем была сформирована комиссия под председательством инспектора по охране труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быкова А.С.

Как следует из акта о расследовании несчастного случая со смертельным исходом от 06 июня 2018 года, смерть работника ФИО2 трудоустроенного в АО «Карелгаз» на должности оператора заправочных станций-кассира, наступила в результате общего заболевания.

Данные обстоятельства позволили квалифицировать несчастный случай с ФИО2 как несчастный случай, не связанный с производством.

Вместе с тем, по результатам расследования несчастного случая было выявлено, что по состоянию на 22 июня 2018 года АО «Карелгаз» по месту нахождения: г. Петрозаводск ул. Архипова д.30,, в отношении работников ФИО1 и ФИО2 не обеспечена выдача за счет средств работодателя специальных средств защиты: нарукавников из полимерных материалов, каски защитной, жилета сигнального 2 класса защиты, перчаток с защитным покрытием, морозостойких с шерстяными вкладышами, маски или полумаски с противогазовыми фильтрами, а также не разработано Положение о системе управления охраной труда.

Согласно ст.1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Работодатель обязан, в том числе, обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей (абз.2 ч.2 ст.22 ТК РФ).

Согласно абз.2 ч.2 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, под которой понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч.8 ст.209 ТК РФ).

В силу ст.221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Из положений Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минсоцздравразвития №290н от 01.06.2009 года следует, что под средствами индивидуальной защиты понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 22.06.2009 №357н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» лицу, занимающему должность оператора заправочных станций, предусмотрена бесплатная выдача следующих средств индивидуальной защиты: костюм хлопчатобумажный с огнезащитной пропиткой или костюм из огнестойкой ткани на основе полиарамидных волокон, костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском, нарукавники из полимерных материалов, перчатки трикотажные с полимерным покрытием, головной убор, плащ непромокаемый дежурный, каска защитная, подшлемник под каску, очки защитные, полумаска или маска с противогазовыми фильтрами, жилет сигнальный 2 класса защиты.

По степени риска причинения вреда пользователю средства индивидуальной защиты классифицируются на: первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия; второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.

Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №878) каски защитные, фильтрующие средства индивидуальной защиты органов дыхания, одежда специальная защитная и средства индивидуальной защиты рук от воздействия пониженной температуры относятся к средствам индивидуальной защиты 2 класса.

Обстоятельства выявленного правонарушения и виновность юридического лица в его совершении подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, которые отвечают требованиям относимости, допустимости и сомнений в достоверности не вызывают.

Выводы должностного лица о виновности АО «Карелгаз» в нарушении вышеуказанных норм трудового законодательства основаны на протоколах об административном правонарушении, которые содержат необходимое описание события правонарушения и соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, акте расследования несчастного случая от 22.06.2018 и иными письменными материалами дела.

При вынесении оспариваемого постановления должностным лицом приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении.

Собранные по делу доказательства оценены должностным лицом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что соответствует ст.26.11 КоАП РФ.

Проверочные мероприятия проведены с соблюдением требований закона и их результаты, вопреки доводам жалобы, обоснованно использованы в качестве допустимых доказательств по настоящему делу.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1 ст.26.2 КоАП РФ).

В силу п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

С учетом изложенного у должностного лица трудовой инспекции имелись достаточные основания для составления в отношении АО «Карелгаз» протоколов об административном правонарушении и применительно к обстоятельствам выявления явных признаков нарушения трудового законодательства, возможность проведения внеплановой поверки деятельности юридического лица по тем же событиям исключается.

Правовая оценка действиям правонарушителя является верной и соответствует фактическим обстоятельствам содеянного.

Необходимых и достаточных доказательств того, что привлекаемым лицом были приняты все зависящие от него меры (действенные и своевременные) по соблюдению установленных требований трудового законодательства и доказательств объективной невозможности соблюдения трудовых норм, а равно обстоятельств, исключающих вину общества, материалы дела не содержат.

Добровольное устранение допущенных нарушений, а также отсутствие причинно-следственной связи между выявленными нарушениями и смертью работника не порождает обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, поскольку составы вменяемых административных правонарушений является формальными и не требует наступления общественно-опасных последствий в качестве условия привлечения к административной ответственности.

О повышенной общественной опасности данного административного правонарушения, особой значимости охраняемых законом отношений в сфере охраны труда работника, свидетельствуют размер установленного законодателем штрафа и годичный срок давности привлечения к административной ответственности, поэтому оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом конкретных обстоятельств дела не имеется.

Назначенное юридическому лицу наказание соответствует характеру и степени общественной опасности допущенного правонарушения, с учетом привлечения АО «Карелгаз» к ответственности за совершение однородных административных правонарушений должностное лицо при вынесении оспариваемого постановления пришло к правильному выводу об отсутствии оснований для назначения наказания в виде штрафа в минимальном размере.

Конкретные обстоятельства нарушения норм трудового законодательства, отсутствие смягчающих и наличие отягчающего наказание обстоятельства позволяют согласиться с размером назначенного административного штрафа, что в полной мере отвечает принципу индивидуализации ответственности.

Вместе с тем, с выводами должностного лица о том, что АО «Карелгаз» подлежит административному наказанию, как по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, так и по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, согласиться нельзя, поскольку из материалов дела усматривается идеальная совокупность административных правонарушений, позволяющая применить положения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.

Нарушения трудового законодательства, допущенные юридическим лицом, были выявлены в рамках одной проверки и обусловлены бездействием юридического лица, в связи с чем АО «Карелгаз» подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам ч.3 ст.4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановления главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 17 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 и ч.4 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Карелгаз" изменить, назначив административное наказание в виде административного штрафа в сумме 135000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Р.Ю. Парамонов

12-777/2018

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
АО "Карелгаз"
Другие
Кукрашев Владимир Сергеевич
Чушкова Юлия Венедиктовна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Парамонов Роман Юрьевич
Статьи

КоАП: ст. 5.27.1 ч.4

Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
01.10.2018Материалы переданы в производство судье
03.10.2018Истребованы материалы
09.10.2018Поступили истребованные материалы
25.10.2018Судебное заседание
12.11.2018Судебное заседание
15.11.2018Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2018Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
04.12.2018Вступило в законную силу
10.12.2018Дело оформлено
13.12.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее