Дело № 2-403/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Республика Карелия г. Лахденпохья 02 ноября 2018 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Овчарове С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в интересах Глыбина Руслана Анатольевича, к администрации Лахденпохского муниципального района о понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее – Комитет) обратился в суд с иском в интересах Глыбина Р.А., к администрации Лахденпохского муниципального района (далее ЛМР) о понуждении к действиям. Иск мотивирован тем, что в соответствии с п.п. 3 п. 5 Административного регламента, утвержденного приказом Комитета от 02.04.2018 года № 21 о/д «Об утверждении Административного регламента Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору исполнения государственной функции осуществлению регионального государственного жилищного надзора» при реализации возложенных не нее функций в случаях, предусмотренных законодательством, Комитет выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений. В Комитет поступило обращение Глыбина Р.А. по вопросу ненадлежащего содержания муниципальной <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес> (далее МКД № 4) в части замены кровли. Комитетом проведена внеплановая документарная и выездная проверка (распоряжение № 010/14-08/Р/1598 от 06.04.2018 года). Согласно акту обследования № 010/14-08/А/1598 от 09.04.2018 года, указанного многоквартирного дома было установлено следующее: с противоположной стороны МКД № относительно входа в <адрес> наблюдается разрушение фундамента, зазор между фундаментом и стеной дома около 8 см. В <адрес> наблюдается выпучивание стены, разделяющей <адрес>, уклон пола влево относительно входа в <адрес>. В крайней угловой комнате зазор между полом и стеной около 8 см. Наблюдается провисание потолка в помещении кухни и комнате, имеющих общую стену с <адрес>. В <адрес> крайней угловой комнате установлено разрушение конструкций потолка площадью около 0,5 кв. м. Согласно письму администрации Лахденпохского муниципального района (далее – ЛМР) от 22.02.218 г. № 834 <адрес> по указанному адресу находится в муниципальной собственности (постановление Правительства РК № 309-П от 28.09.2015 г.). Администрации ЛМР, как органу местного самоуправления, обеспечивающему контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, направлено предписание № 010/1702 от 09.04.2018 г., согласно которому предписывалось в <адрес> МКД № устранить разрушение конструкций потолка в крайней комнате. Работы, указанные в предписании № 010/1702 от 09.04.2018 года, должны обеспечить безопасные и санитарные условия проживания граждан в <адрес> МКД №. Однако, за период с апреля 2018 г. по август 2018 г. Администрацией ЛМР не приняты меры по устранению нарушения, предписание не исполнено. В отношении Администрации ЛМР в соответствии с ч.1 ст.19.5 КоАП РФ составлен административный протокол № 1463 от 20.09.2018 г. Неисполнение требований норм действующего законодательства существенным образом ущемляет права и законные интересы жителей указанного выше многоквартирного дома. На основании изложенного истец просил: обязать ответчика по многоквартирному дому № по <адрес> в <адрес> устранить в <адрес> разрушение конструкций потолка в крайней комнате в срок до 10.11.2018 года.
В судебное заседание истец – представитель Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании истец Глыбин Р.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик – представитель администрации ЛМР в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Представили отзыв, в котором указали, что технические неисправности, выявленные в ходе осмотра жилого дома включены в адресную программу капитальных вложений в объекты муниципальной собственности муниципального образования «Лахденпохский муниципальный район» на 2016-2020, поэтому исполнить заявленные требования до 10.11.2018 г. не представляется возможным из-за отсутствия финансовых средств в бюджете Лахденпохского муниципального района.
Заслушав соистца Глыбина Р.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно постановлению Правительства Республики Карелия от 07.10.2015г. №314-П многоквартирный <адрес> по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности Лахденпохского муниципального района.
Управляющая организация для управления многоквартирным домом, не выбрана.
Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору 09.04.2018 г., 28.08.2018 г. были проведены внеплановые документарные и выездная проверки, согласно которым установлено, что указанный многоквартирный дом имеет конструктивные изменения, в виду ненадлежащего содержания.
В адрес администрации ЛМР Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору направлено предписание об устранении нарушений № 010/1702 от 09.04.2018 г., согласно которому предписывалось в течение 15 дней с момента получения устранить разрушение конструкции потолка в крайней комнате муниципальной <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес>.
Постановлением Администрации ЛМР № 445 от 10.10.2016 года утверждена Программа «Адресных капитальных вложений в объекты муниципальной собственности муниципального образования Лахденпохский муниципальный район на 2016-2020 г.г.», из которой следует, что все выявленные неисправности в содержании вышеназванного многоквартирного дома включены в перечень производства ремонтных работ и будут выполнены в соответствии с программными мероприятиями. На сегодняшний день бюджет района ограничен. Произвести ремонтные работы возможно только в следующем 2019 календарном году при наличии в бюджете запланированных денежных средств.
В связи с неисполнением предписания, 21.09.2018 года в отношении администрации ЛМР истцом вынесен протокол об административном правонарушении №1463 в соответствии с которым ответчик привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
До настоящего времени ремонтные работы, указанные в иске не проведены, что стороной ответчика не оспаривается.
Частью 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.Пунктом 2 ст. 681 ГК РФ определено, что капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
На основании ст.2 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу положений ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статьёй 30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно пп.2, 3 ч.2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии с п.п. 3,4 части 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт жилого помещения.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8).
Перечень работ по текущему ремонту квартиры, выполняемых за счет средств нанимателей, поименован в приложении № 8 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р), утверждены Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312), (далее по тексту Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312), в данном перечне отсутствуют работы по капитальному ремонту конструктивных элементов квартиры и дома, в том числе указанные в иске.
На основании пункта «в» ч. 5 раздела 2 "Типового договора социального найма жилого помещения", утвержденного Постановлением Правительства РФ 21.05.2005 г. N 315 наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению. Возложенная законом обязанность по надлежащему содержанию муниципального имущества (муниципальной квартиры и многоквартирного дома) администрацией ЛМР не исполнена. Осуществляя полномочия собственника и наймодателя жилого помещения, в соответствии с положениями статьи 30, части 3 статьи 65 ЖК РФ, администрация ЛМР обязана нести бремя по содержанию принадлежащего ей имущества. Указанные в иске работы относятся к работам капитального характера и должны выполняться наймодателем. Также необходимо учесть, что управляющая организация для управления многоквартирным домом не выбрана.
В связи с чем, суд полагает обязать ответчика выполнить следующие ремонтные работы в <адрес>, расположенной в многоквартирном <адрес> в <адрес>: устранить разрушение конструкций потолка в крайней комнате.
Учитывая характер дела, действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения содержания жилого помещения, суд считает срок до 10.11.2018 года, указанный в иске, не обоснованным по следующим основаниям.
Настоящее решение суда вынесено 02.11.2018 г., вступает в силу в течение месяца с момента составления мотивированного решения, если оно не будет обжаловано. То есть решение вступит в силу уже за пределами срока, указанного в иске.
Также необходимо учесть, что в бюджет Лахденпохского муниципального района на 2018 г. денежные средства для исполнения данного решения суда не заложены, в настоящее время имеются серьезные препятствия для исполнения решения суда, связанные с недостаточностью денежных средств.
Кроме того, суд учитывает, что процедура принятия решения и выполнение соответствующих работ является длительной и осуществляется в несколько этапов, сопровождается подготовкой необходимой документации и т.д. (необходимо утверждение бюджета ЛМР, проведение конкурсных процедур в соответствии с ФЗ от 05.04.2013г. №44-ФЗ, заключение муниципального контракта на выполнение работ с подрядчиком и. т.п.).
Таким образом, суд полагает установить срок для исполнения решения суда 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Лахденпохского муниципального района в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить следующие ремонтные работы в многоквартирном доме по адресу - <адрес>: устранить разрушение конструкции потолка в крайней комнате <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.Б. Каменев
Решение в окончательной форме изготовлено 06 ноября 2018 года.
Председательствующий: А.Б. Каменев