Дело № 2-1836/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ивакиной Л.И.,
при секретаре Захаровой Н.В.,
с участием истца Калошина В.В.,
представителя истца Куляевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Калошина В. В. к открытому акционерному обществу (Наименование1) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Калошин В. В. обратился в суд с иском к ОАО (Наименование1), в котором просил признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату (№) площадью <данные изъяты> кв.м. в доме <адрес>, внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исключив из записи о регистрации права собственности ОАО (Наименование1) на общежитие по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер (№) Литер: (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) года, указания на комнату (№) площадью <данные изъяты> кв.м. на 2 этаже, взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы по уплате госпошлины и оплате услуг представителя в общей сумме <данные изъяты> рублей.
В обоснование иска истец указал, что с (ДД.ММ.ГГГГ) года по настоящее время проживает и зарегистрирован в спорном жилом помещении. Здание <адрес> было построено под нужды общежития и принадлежало государственному предприятию (Наименование1) Решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) утвержден план приватизации государственного предприятия посредством преобразования его в (Наименование1) с включением в уставной фонд общества общежития. Ответчик зарегистрировал право собственности на здание общежития. Сделка по приватизации общежития, расположенного по адресу: <адрес>, по мнению истца, была совершена с нарушениями действовавшего на момент приватизации законодательства и является ничтожной, создает препятствия в участии в приватизации занимаемого жилого помещения. В связи с изложенным, истец вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании истец Калошин В.В. и его представитель Куляева Е.Н. исковые требования поддержали.
Ответчик ОАО (Наименование1) о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки суду не сообщило. При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав истца, его представителя, исследовав представленные по делу доказательства, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на жилище закреплено в Конституции РФ (ст.40).
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено право граждан на бесплатную передачу в их собственность занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как установлено судом Калошину В.В. (на состав семьи: он, жена и дочь) в связи с его трудовыми отношениями на основании ордера (№) на жилую площадь в общежитии от (ДД.ММ.ГГГГ) было предоставлено право занятия жилой площади - комнаты в индивидуальное пользование, в общежитии треста (Наименование1) по улице <адрес>, размером <данные изъяты> кв.м. на основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета и комитета комсомола от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 11).
Согласно выписке из лицевого счета, выданной ОАО (Наименование1) Калошин В.В., проживающий в общежитии по адресу: <адрес>, в комнате площадью <данные изъяты> кв.м., задолженности за жилье и коммунальные услуги по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) не имеет (л.д. 15).
Вышеуказанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Истец принял решение о приватизации комнаты в общежитии, однако право собственности на общежитие по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. зарегистрировано в У ФРС по <адрес> за ОАО (Наименование1), о чем (ДД.ММ.ГГГГ) сделана запись регистрации в ЕГРПН (л.д. 14). Документами-основаниями для регистрации права собственности ОАО (Наименование1) в (ДД.ММ.ГГГГ) году был план приватизации, утвержденный решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) года.
Судом установлено, что решением (Госорган1) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№) на основании предложения трудового коллектива треста (Наименование1), зафиксированного протоколом общего собрания от (ДД.ММ.ГГГГ) о приватизации государственного имущества, создана комиссия по приватизации, разработавшая План приватизации специализированного строительно-монтажного треста (Наименование1), утвержденный в дальнейшем решением вышеназванным решением Комитета.
Общежитие, находящееся по адресу: <адрес>, на 360 мест, (ДД.ММ.ГГГГ) года постройки, вошло в указанный план приватизации, учтено в Акте оценки стоимости зданий и сооружений треста по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) в соответствии с «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992год», Указами Президента РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) и от 01.07.1992г. (№), государственное предприятие трест (Наименование1) преобразовано в АООТ (Наименование1) согласно утвержденному плану приватизации, утвержден также Устав. На основании ст. 34 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от (ДД.ММ.ГГГГ) постановлением Главы администрации <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрировано АООТ (Наименование1) (л.д. 30).
Приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий (ст. 1 3aкона РФ от 03.07.1991 № 1531-1 (ред. от 05.06.1992) «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»).
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально - культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Согласно п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 года № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», акционерному обществу передаются объекты социально - культурного, коммунально - бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Пообъектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.
Согласно положениям Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
В дальнейшем Федеральным законом от 23.12.1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и прав приватизацию жилья.
В силу ст. 9 Закона РФ от 24.12.1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
По Указу Президента РФ от 10.01.1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» объекты жилищного фонда не могли быть включены в состав приватизируемого имущества.
План приватизации (Наименование1) был утвержден в период действия Указа Президента РФ № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», Закона Российской Федерации от 03.07.1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», по которому приватизация жилищного фонда подлежала урегулированию иными законодательными актами, и Закона РСФСР от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», предусматривающего что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения, мог быть приватизирован только на условиях, установленных законодательством.
В первом разделе Плана приватизации (Наименование1) в соответствии с указанными нормами закреплено, что здания и сооружения непроизводственного назначения включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации, а также на предложения по использованию акционерным обществом объектов социально-бытового, социально-культурного назначения и других объектов, не подлежащих приватизации: жилые дома, включая незаконченные строительством, передать акционерному обществу с дальнейшей приватизацией эксплуатируемых жилых домов по действующему законодательству, а незаконченные для их достройки и также для последующей приватизации; детские ясли-сады и другие объекты социально-культурного и социально-бытового назначении, включая незаконченные строительством, передать по договору акционерному обществу до принятия законодательных актов, регулирующих их приватизацию. Однако в нарушении норм закона и положений Плана приватизации общежитие по адресу: <адрес>, было включено в состав имущества предприятия, подлежащего приватизации, наряду со складами, учебно-административным корпусом и иными подобными объектами.
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Поскольку общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, как объект коммунально-бытового назначения и жилищного фонда в силу закона - приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» являлось муниципальной собственностью, и на день преобразования государственного предприятия в акционерное общество приватизация объектов жилищного фонда в составе имущества государственного предприятия и условия такой приватизации не были предусмотрены законодательством, сделка в части приватизации общежития в составе имущества государственного предприятия (Наименование1) является ничтожной. Законодательством не была предусмотрена приватизация общежития, отнесенного законом к муниципальной собственности, о чем должно было быть известно юридическим лицам из законодательных актов, изданных по этому вопросу. Неправомерное включение в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства общежития не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Сделка приватизации начала исполняться (ДД.ММ.ГГГГ) года, что подтверждается решением комитета по управлению государственным имуществом <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) года, которым утвержден план приватизации. Право собственности ОАО (Наименование1) было зарегистрировано в установленном законом порядке (Госорган2) по <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) года, к этой дате завершено исполнение сделки по приватизации общежития.
В соответствии с Законом РФ № 1531-1 от 03 июля 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», независимо от способа приватизации между продавцом и покупателем государственного или муниципального предприятия заключается договор в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора купли - продажи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 27).
Статья 50 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Республик от 31 мая 1991 года в п. 2 устанавливала что, если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации или нотариальному удостоверению, право собственности у приобретателя возникает в момент регистрации или удостоверения договора, а при необходимости нотариального удостоверения и государственной регистрации договора - в момент его регистрации.
Аналогичная норма содержалась в ст. 135 ГК РСФСР:
Право собственности у приобретателя имущества по договору (а у государственных организаций - право оперативного управления имуществом) возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором…Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
На основании анализа вышеуказанных нормативных актов в совокупности, суд приходит к выводу, что моментом перехода спорного общежития из государственной собственности в собственность АООТ (Наименование1) является дата выдачи обществу свидетельства о государственной регистрации права собственности на здание <адрес>.
Право собственности ОАО (Наименование1) было зарегистрировано в установленном законом порядке (ДД.ММ.ГГГГ) года, то есть к этой дате завершено исполнение сделки по приватизации общежития.
Калошин В.В. приобрел право пользования комнатой <адрес> с (ДД.ММ.ГГГГ) года, то есть до приобретения ответчиком права собственности на него.
Кроме того, комната предоставлялась истцу в связи с трудовыми отношениями - работой в (Наименование2). Вселение истца в комнату (№) в (ДД.ММ.ГГГГ) году, длительность его проживания в комнате показывает, что он вселялся в нее как в жилое помещение государственного жилищного фонда.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.
В Примерном положении об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета министров РСФСР от 11.08.1988 года № 328, указано, что жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (Приложение). При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.
Действующий Жилищный Кодекс также не допускает возможность включения общежитий в частный жилищный фонд. Как указано в ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Поскольку проживание в жилом помещении носит постоянный характер, следует признать, что истец с 1989 года занимает жилое помещение на условиях договора социального найма.
Одним из условий договора социального найма является право нанимателя на осуществление прав, перечисленных в ст. 67 ЖК РФ, а также прав, предусмотренных другими федеральными законами, то есть, в том числе, права на приватизацию, предусмотренного ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Лица, проживавшие в общежитии по договору социального найма до перехода общежития в собственность общества и имевшие в силу этого право на приватизацию, сохраняют такое же право и впоследствии. От того, кто потенциально может являться стороной в договоре приватизации, объем указанных прав не изменяется.
Поскольку указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий, такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность, то при приватизации в 1992 году имущественного комплекса «Связьстрой-1» общежитие, в котором проживает истец, было включено в перечень приватизируемых объектов неправомерно. Включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации и после, к категории которых и относится истец, в том числе и на их право бесплатной передачи жилья в собственность.
Согласно сведениям В. В. <адрес> Калошин В.В. не использовал право приватизации жилых помещений (л.д. 16).
Занимаемая истцом комната (№) является изолированным жилым помещением общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенным на 2 этаже, что подтверждается данными кадастрового паспорта жилого помещения филиала (Госорган3) по <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года (л.д. 17-18). Истец исполняет обязанности, вытекающие из договора социального найма, производит оплату за жилое помещение и коммунальные услуги (л.д. 15).
При таких обстоятельствах комната подлежит передаче в собственность истца в соответствии с его волеизъявлением.
Решение суда о признании за истцом права собственности на комнату (№) в порядке приватизации является основанием для внесения изменений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в части исключения из записи (№) о государственной регистрации права ОАО (Наименование1) на общежитие по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер (№) Литер: (№) (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) указания на комнату (№) площадью <данные изъяты> кв.м. на 2 этаже.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче иска истцом была уплачена госпошлина в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 6), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Также истец просил взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей. В подтверждение понесенных расходов в материалы дела были представлены: ордер адвоката (ФИО1) (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) и квитанции к приходным кассовым ордерам, согласно которым истец оплатил за услуги адвоката (ФИО1) <данные изъяты> рублей (л.д. 33).
На основании ст. 100 ГПК РФ суд считает возможным и разумным удовлетворить требование истца и взыскать в его пользу с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 88,98,100,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Калошиным В. В. право собственности на комнату (№), общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, на 2 этаже, в порядке приватизации.
Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и исключения из записи о регистрации права собственности ОАО (Наименование1) на общежитие по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер (№) Литер: (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) года, указания на комнату (№) площадью <данные изъяты> кв.м. на 2 этаже.
Взыскать с ОАО (Наименование1) в пользу Калошина В. В. судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном форме через Коминтерновский районный суд <адрес>.
Судья: Л.И. Ивакина
Дело № 2-1836/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ивакиной Л.И.,
при секретаре Захаровой Н.В.,
с участием истца Калошина В.В.,
представителя истца Куляевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Калошина В. В. к открытому акционерному обществу (Наименование1) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Калошин В. В. обратился в суд с иском к ОАО (Наименование1), в котором просил признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату (№) площадью <данные изъяты> кв.м. в доме <адрес>, внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исключив из записи о регистрации права собственности ОАО (Наименование1) на общежитие по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер (№) Литер: (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) года, указания на комнату (№) площадью <данные изъяты> кв.м. на 2 этаже, взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы по уплате госпошлины и оплате услуг представителя в общей сумме <данные изъяты> рублей.
В обоснование иска истец указал, что с (ДД.ММ.ГГГГ) года по настоящее время проживает и зарегистрирован в спорном жилом помещении. Здание <адрес> было построено под нужды общежития и принадлежало государственному предприятию (Наименование1) Решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) утвержден план приватизации государственного предприятия посредством преобразования его в (Наименование1) с включением в уставной фонд общества общежития. Ответчик зарегистрировал право собственности на здание общежития. Сделка по приватизации общежития, расположенного по адресу: <адрес>, по мнению истца, была совершена с нарушениями действовавшего на момент приватизации законодательства и является ничтожной, создает препятствия в участии в приватизации занимаемого жилого помещения. В связи с изложенным, истец вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании истец Калошин В.В. и его представитель Куляева Е.Н. исковые требования поддержали.
Ответчик ОАО (Наименование1) о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки суду не сообщило. При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав истца, его представителя, исследовав представленные по делу доказательства, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на жилище закреплено в Конституции РФ (ст.40).
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено право граждан на бесплатную передачу в их собственность занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как установлено судом Калошину В.В. (на состав семьи: он, жена и дочь) в связи с его трудовыми отношениями на основании ордера (№) на жилую площадь в общежитии от (ДД.ММ.ГГГГ) было предоставлено право занятия жилой площади - комнаты в индивидуальное пользование, в общежитии треста (Наименование1) по улице <адрес>, размером <данные изъяты> кв.м. на основании совместного решения администрации и профсоюзного комитета и комитета комсомола от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 11).
Согласно выписке из лицевого счета, выданной ОАО (Наименование1) Калошин В.В., проживающий в общежитии по адресу: <адрес>, в комнате площадью <данные изъяты> кв.м., задолженности за жилье и коммунальные услуги по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) не имеет (л.д. 15).
Вышеуказанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Истец принял решение о приватизации комнаты в общежитии, однако право собственности на общежитие по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. зарегистрировано в У ФРС по <адрес> за ОАО (Наименование1), о чем (ДД.ММ.ГГГГ) сделана запись регистрации в ЕГРПН (л.д. 14). Документами-основаниями для регистрации права собственности ОАО (Наименование1) в (ДД.ММ.ГГГГ) году был план приватизации, утвержденный решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) года.
Судом установлено, что решением (Госорган1) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года (№) на основании предложения трудового коллектива треста (Наименование1), зафиксированного протоколом общего собрания от (ДД.ММ.ГГГГ) о приватизации государственного имущества, создана комиссия по приватизации, разработавшая План приватизации специализированного строительно-монтажного треста (Наименование1), утвержденный в дальнейшем решением вышеназванным решением Комитета.
Общежитие, находящееся по адресу: <адрес>, на 360 мест, (ДД.ММ.ГГГГ) года постройки, вошло в указанный план приватизации, учтено в Акте оценки стоимости зданий и сооружений треста по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) года.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) в соответствии с «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992год», Указами Президента РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) и от 01.07.1992г. (№), государственное предприятие трест (Наименование1) преобразовано в АООТ (Наименование1) согласно утвержденному плану приватизации, утвержден также Устав. На основании ст. 34 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от (ДД.ММ.ГГГГ) постановлением Главы администрации <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрировано АООТ (Наименование1) (л.д. 30).
Приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий (ст. 1 3aкона РФ от 03.07.1991 № 1531-1 (ред. от 05.06.1992) «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»).
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально - культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Согласно п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 года № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», акционерному обществу передаются объекты социально - культурного, коммунально - бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Пообъектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.
Согласно положениям Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
В дальнейшем Федеральным законом от 23.12.1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и прав приватизацию жилья.
В силу ст. 9 Закона РФ от 24.12.1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
По Указу Президента РФ от 10.01.1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» объекты жилищного фонда не могли быть включены в состав приватизируемого имущества.
План приватизации (Наименование1) был утвержден в период действия Указа Президента РФ № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», Закона Российской Федерации от 03.07.1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», по которому приватизация жилищного фонда подлежала урегулированию иными законодательными актами, и Закона РСФСР от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», предусматривающего что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения, мог быть приватизирован только на условиях, установленных законодательством.
В первом разделе Плана приватизации (Наименование1) в соответствии с указанными нормами закреплено, что здания и сооружения непроизводственного назначения включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации, а также на предложения по использованию акционерным обществом объектов социально-бытового, социально-культурного назначения и других объектов, не подлежащих приватизации: жилые дома, включая незаконченные строительством, передать акционерному обществу с дальнейшей приватизацией эксплуатируемых жилых домов по действующему законодательству, а незаконченные для их достройки и также для последующей приватизации; детские ясли-сады и другие объекты социально-культурного и социально-бытового назначении, включая незаконченные строительством, передать по договору акционерному обществу до принятия законодательных актов, регулирующих их приватизацию. Однако в нарушении норм закона и положений Плана приватизации общежитие по адресу: <адрес>, было включено в состав имущества предприятия, подлежащего приватизации, наряду со складами, учебно-административным корпусом и иными подобными объектами.
В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Поскольку общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, как объект коммунально-бытового назначения и жилищного фонда в силу закона - приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» являлось муниципальной собственностью, и на день преобразования государственного предприятия в акционерное общество приватизация объектов жилищного фонда в составе имущества государственного предприятия и условия такой приватизации не были предусмотрены законодательством, сделка в части приватизации общежития в составе имущества государственного предприятия (Наименование1) является ничтожной. Законодательством не была предусмотрена приватизация общежития, отнесенного законом к муниципальной собственности, о чем должно было быть известно юридическим лицам из законодательных актов, изданных по этому вопросу. Неправомерное включение в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства общежития не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Сделка приватизации начала исполняться (ДД.ММ.ГГГГ) года, что подтверждается решением комитета по управлению государственным имуществом <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) года, которым утвержден план приватизации. Право собственности ОАО (Наименование1) было зарегистрировано в установленном законом порядке (Госорган2) по <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) года, к этой дате завершено исполнение сделки по приватизации общежития.
В соответствии с Законом РФ № 1531-1 от 03 июля 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», независимо от способа приватизации между продавцом и покупателем государственного или муниципального предприятия заключается договор в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора купли - продажи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 27).
Статья 50 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Республик от 31 мая 1991 года в п. 2 устанавливала что, если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации или нотариальному удостоверению, право собственности у приобретателя возникает в момент регистрации или удостоверения договора, а при необходимости нотариального удостоверения и государственной регистрации договора - в момент его регистрации.
Аналогичная норма содержалась в ст. 135 ГК РСФСР:
Право собственности у приобретателя имущества по договору (а у государственных организаций - право оперативного управления имуществом) возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором…Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
На основании анализа вышеуказанных нормативных актов в совокупности, суд приходит к выводу, что моментом перехода спорного общежития из государственной собственности в собственность АООТ (Наименование1) является дата выдачи обществу свидетельства о государственной регистрации права собственности на здание <адрес>.
Право собственности ОАО (Наименование1) было зарегистрировано в установленном законом порядке (ДД.ММ.ГГГГ) года, то есть к этой дате завершено исполнение сделки по приватизации общежития.
Калошин В.В. приобрел право пользования комнатой <адрес> с (ДД.ММ.ГГГГ) года, то есть до приобретения ответчиком права собственности на него.
Кроме того, комната предоставлялась истцу в связи с трудовыми отношениями - работой в (Наименование2). Вселение истца в комнату (№) в (ДД.ММ.ГГГГ) году, длительность его проживания в комнате показывает, что он вселялся в нее как в жилое помещение государственного жилищного фонда.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.
В Примерном положении об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета министров РСФСР от 11.08.1988 года № 328, указано, что жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (Приложение). При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.
Действующий Жилищный Кодекс также не допускает возможность включения общежитий в частный жилищный фонд. Как указано в ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Поскольку проживание в жилом помещении носит постоянный характер, следует признать, что истец с 1989 года занимает жилое помещение на условиях договора социального найма.
Одним из условий договора социального найма является право нанимателя на осуществление прав, перечисленных в ст. 67 ЖК РФ, а также прав, предусмотренных другими федеральными законами, то есть, в том числе, права на приватизацию, предусмотренного ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Лица, проживавшие в общежитии по договору социального найма до перехода общежития в собственность общества и имевшие в силу этого право на приватизацию, сохраняют такое же право и впоследствии. От того, кто потенциально может являться стороной в договоре приватизации, объем указанных прав не изменяется.
Поскольку указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий, такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность, то при приватизации в 1992 году имущественного комплекса «Связьстрой-1» общежитие, в котором проживает истец, было включено в перечень приватизируемых объектов неправомерно. Включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного предприятия в нарушение действующего законодательства не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации и после, к категории которых и относится истец, в том числе и на их право бесплатной передачи жилья в собственность.
Согласно сведениям В. В. <адрес> Калошин В.В. не использовал право приватизации жилых помещений (л.д. 16).
Занимаемая истцом комната (№) является изолированным жилым помещением общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенным на 2 этаже, что подтверждается данными кадастрового паспорта жилого помещения филиала (Госорган3) по <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) года (л.д. 17-18). Истец исполняет обязанности, вытекающие из договора социального найма, производит оплату за жилое помещение и коммунальные услуги (л.д. 15).
При таких обстоятельствах комната подлежит передаче в собственность истца в соответствии с его волеизъявлением.
Решение суда о признании за истцом права собственности на комнату (№) в порядке приватизации является основанием для внесения изменений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в части исключения из записи (№) о государственной регистрации права ОАО (Наименование1) на общежитие по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер (№) Литер: (№) (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) указания на комнату (№) площадью <данные изъяты> кв.м. на 2 этаже.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче иска истцом была уплачена госпошлина в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 6), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Также истец просил взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей. В подтверждение понесенных расходов в материалы дела были представлены: ордер адвоката (ФИО1) (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) и квитанции к приходным кассовым ордерам, согласно которым истец оплатил за услуги адвоката (ФИО1) <данные изъяты> рублей (л.д. 33).
На основании ст. 100 ГПК РФ суд считает возможным и разумным удовлетворить требование истца и взыскать в его пользу с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 88,98,100,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Калошиным В. В. право собственности на комнату (№), общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, на 2 этаже, в порядке приватизации.
Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и исключения из записи о регистрации права собственности ОАО (Наименование1) на общежитие по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер (№) Литер: (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) года, указания на комнату (№) площадью <данные изъяты> кв.м. на 2 этаже.
Взыскать с ОАО (Наименование1) в пользу Калошина В. В. судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном форме через Коминтерновский районный суд <адрес>.
Судья: Л.И. Ивакина