Дело № 2-887/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2019 года
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Килиенко Л.Г.
при секретаре Гуделеве И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 к администрации Елизовского городского поселения о возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения,
установил:
ФИО10 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Елизовского городского поселения, в котором просит, возложить на ответчика обязанность заключить с ним на состав семьи: супруга ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ рождения, договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что с 01.08.2013 года по настоящее время проходит службу по контракту в в/части 69262. Решением 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ признан нуждающимся в получении служебного жилого помещения по месту военной службы. В связи с освобождением жилой площади другим военнослужащим по адресу <адрес> квартира была предоставлена истцу решением о предоставлении специализированного жилого помещения № 178 от 25.10.2018. Истец вселился в спорное жилое помещение с супругой и дочерью, в настоящее время проживает в данном жилом помещении и оплачивает коммунальные услуги. Собрав необходимые документы, обратился к ответчику с заявлением о заключении договора найма специализированного жилого помещения, но ответчиком ему было отказано в заключение такого договора. Такой отказ истец считает незаконным, и противоречащим ст. 15 Федеральному закону от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в связи, с чем был вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования по указанным в иске основаниям. Просил их удовлетворить.
Ответчик о слушании дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, ранее просил рассматривать дело в их отсутствие. Представил письменный отзыв.
В судебном заседании представитель третьего лица ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил суду письменный отзыв, согласно которому требования истца подлежат удовлетворению.
3-е лицо ФИО12 поддержала исковые требования. Просила их удовлетворить.
Заслушав истца, 3-е лицо ФИО12, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду. Также необходимо учитывать, что Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение в жилые помещения, ранее занимаемые военнослужащими.
Реализация права на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» не ставится законом в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному или муниципальному жилищному фонду. Независимо от того, в каком жилищном фонде находятся помещения, они не теряют своего целевого назначения по обеспечению права на жилище специальной категории граждан – «военнослужащих» и членов их семей.
Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих», закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, гарантирует возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений.
Из материалов дела следует, что ФИО10 является военнослужащим и проходит военную службу по контракту в/части 69262, что подтверждается контрактом о прохождении военной службы, выпиской из личного дела и справкой (л.д. 14-17).
Членом семьи истца является жена ФИО12, дочь ФИО13 ( справка л.д. 25).
18.04.2017 истец обратился в ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о предоставлении ему служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы.
ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ принято решение о включении ФИО10 в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы Елизово.
Решением начальника 3-го отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» № 178 от 25.10.2018 года истцу, с учетом членов его семьи, предоставлено специализированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Сообщением № 2472 от 17.09.18 истец уведомляется о распределении ему специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
До распределения спорного жилого помещения истцу, квартиру занимал военнослужащий ФИО20
Из справок от 09.01.19 следует, что истец и его супруга жилых помещений в Елизовском районе в собственности не имеют.
Спорное жилое помещение является собственностью Елизовского городского поселения.
Актом от 01.10.18 спорное жилое помещение от военнослужащего ФИО20 передано ФИО10
Письмом ответчика от 23.04.19 № 1030 истцу отказано в заключение договора найма служебного жилого помещения по причине того, что жилое помещение не отнесено к специализированному жилищному фонду.
Доводы представителя ответчика о том, что спорная квартира не является служебной, относится к муниципальному жилищному фонду, в связи с этим ответчик не может заключать договоры найма служебного жилого помещения с военнослужащими, являются несостоятельными и необоснованными. Поскольку законодатель, исходя из публичных целей, и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности установил специальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе и военнослужащих. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими, другим военнослужащим и членам их семей, положения п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, и при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается (Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 года № 453-О).
Принимая во внимание, что за военными организациями сохраняется право на повторное заселение жилых помещений военнослужащими, указанные организации пользуются всеми правами, предусмотренными статьями 99, 104 ЖК РФ, в том числе правом решения вопроса о распределении данных помещений в качестве служебных.
Указанному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов, в том числе органов местного самоуправления, как собственников жилищного фонда в соответствии со статьей 100 ЖК РФ заключать с военнослужащими договоры найма распределенных вышеуказанным образом жилых помещений.
Поскольку статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военным организациям предоставлено право предоставлять военнослужащим служебные жилые помещения, в порядке повторного заселения, то на орган местного самоуправления возложена обязанность заключения с военнослужащими договор найма служебного жилого помещения именно на те жилые помещения, которые ранее занимали военнослужащие.
Учитывая, что отказ ответчика заключить с истцом договор найма служебного жилого помещения является незаконным и в соответствии с п. 1 ст. 100 ЖК РФ на ответчика следует возложить обязанность по заключению с истцом договор найма служебного жилого помещения в отношении спорной квартиры, поскольку предоставление военнослужащим жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО10 удовлетворить.
Возложить на администрацию Елизовского городского поселения обязанность заключить с ФИО10 договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, на состав семьи: супруга ФИО12, дочь ФИО13.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение изготовлено 16 июня 2019 года.
Судья Л.Г.Килиенко