Дело № 2-1141/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 3 марта 2015 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи О.В. Селезневой,
с участием секретаря судебного заседания – Н.А. Ломшиной,
с участием в деле:
заявителя – С.В. Боженко, его представителя Н.В. Лесниковой, действующей на основании доверенности от 18 июля 2014 года,
органа местного самоуправления, действия которого оспариваются, - Администрации городского округа Саранск, ее представителя М.Д. Клыковой, представившей доверенность от 16 сентября 2014 года № 156-д,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.В. Боженко о признании незаконным решения Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев виду «сложившейся практики», выразившееся в письмах Администрации городского округа Саранск от 21 мая 2014 года № и-пр/217, от 29 декабря 2014 года № Пр-9632, нарушающими пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, о признании незаконными действий Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев в парках, на бульварах и улицах, осуществляемые в весенне-летний период 2014 года (с 15 апреля по 15 октября 2014 года), нарушающими пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, о признании незаконными, нарушающими пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, действий Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев, производимых в весенне-летний период 2014 года (с 15 апреля по 15 октября 2014 года), в местах, где ее осуществление согласно нормам пункта 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, допускается средствами отличными от указанных в названном пункте, о запрете Администрации городского округа Саранск осуществлять побелку стволов деревьев в парках, скверах, на бульварах и улицах в весенне-летний период (с 15 апреля по 15 октября), и применять в качестве средств, используемых для побелки стволов деревьев, в местах, где ее осуществление допускается средствами, отличными от указанных в названном пункте,
установил:
С.В. Боженко обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев виду «сложившейся практики», выразившееся в письмах Администрации городского округа Саранск от 21 мая 2014 года № и-пр/217, от 29 декабря 2014 года № Пр-9632, нарушающими пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, о признании незаконными действий Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев в парках, на бульварах и улицах, осуществляемые в весенне-летний период 2014 года (с 15 апреля по 15 октября 2014 года), нарушающими пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, о признании незаконными, нарушающими пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, действий Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев, производимых в весенне-летний период 2014 года (с 15 апреля по 15 октября 2014 года), в местах, где ее осуществление согласно нормам пункта 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, допускается средствами отличными от указанных в названном пункте, о запрете Администрации городского округа Саранск осуществлять побелку стволов деревьев в парках, скверах, на бульварах и улицах в весенне-летний период (с 15 апреля по 15 октября), и применять в качестве средств, используемых для побелки стволов деревьев, в местах, где ее осуществление допускается средствами, отличными от указанных в названном пункте.
В обоснование заявления указал, что приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153 в целях приведения основных требований по ведению зеленого хозяйства и садово-паркового строительства в соответствие с действующими стандартами, нормами и правилами утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России (далее - Правила).
Пункт 3.1.4.19 Правил устанавливает запрет на осуществление побелки стволов деревьев в парках, скверах, на бульварах и улицах.
Побелка может производиться только лишь на отдельных участках и объектах, где предъявляются повышенные санитарные и другие специальные требования (общественные туалеты, места для сбора мусора и бытовых отходов, производства с особой спецификой работ и т.п.) и только лишь известью или специальными составами для побелки.
Однако по указанию Администрации городского округа Саранск городские службы ежегодно нарушают установленный запрет - белят стволы деревьев на улицах, в скверах и при этом используют средства, не поименованные в указанном пункте, и тем самым запрещенные к использованию, что является общеизвестным фактом.
Абзацем седьмым пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане вправе обращаться, в том числе в органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.
В этой связи, 27 апреля 2014 года заявителем направлено обращение в Администрацию городского округа Саранск с указанием на нарушения и требованием не допускать их впредь.
Письмом от 21 мая 2014 года № и-пр/217 Администрация городского округа Саранск сообщила, что побелка стволов взрослых деревьев осуществляется в виду «сложившейся практики» и позволяет защитить дерево от вредных насекомых и солнечных ожогов.
После получения ответа из Администрации городского округа Саранск им прокурору Республики Мордовия ФИО1 направлено обращение о необходимости проведения проверки соблюдения муниципальными органами и муниципальными предприятиями городского округа Саранск Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153 в части законности побелки стволов деревьев и принятия мер прокурорского реагирования к нарушителям.
Однако, данное обращение было перенаправлено в орган местного самоуправления, действия которого обжалуются, а именно в Администрацию городского округа Саранск.
Письмом от 29 декабря 2014 года № пр-9632217 Администрация городского округа Саранск сообщила о результатах рассмотрения его обращения, поступившего из прокуратуры Республики Мордовия подтвердив позицию, изложенную в письме от 21 мая 2014 года № и-пр/217.
Тем самым, решения Администрации городского округа Саранск нашедшие отражения в письмах от 21 мая 2014 года № и-пр/217, от 29 декабря 2014 года № пр- 9632217, а так же действия Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев в парках, скверах, на бульварах и на улицах, а также использование при этом запрещенных средств нарушают установленный пунктом 3.1.4.19 Правил запрет, что ведет к нарушению его конституционных прав на благоприятную окружающую среду.
Польза деревьям от побелки их стволов сомнительна. Побелка, а тем более покраска способствует отмиранию приствольных корешков и приводит к суховершинности, что в свою очередь влечет в последующем гибель дерева и ухудшение в связи с этим экологической обстановки в городе, поскольку средне-статистическое лиственное дерево (высота 10 метров) ежегодно выделяет 118 кг кислорода (человек в среднем в год потребляет 176 кг кислорода, т.е. два дерева удовлетворяют потребление кислорода одного человека в год), деревья поглощают пыль и углекислый газ, аммиак и формальдегид, вырабатывая и насыщая воздух, в результате фотосинтеза, кислородом. Кроме того, деревья ослабляют, нейтрализуют негативное воздействие промышленных зон на жителей города. Деревья снижают уровень шума, повышают уровень влажности в воздухе, соответственно они охлаждают воздух. Деревья снижают человеческую агрессию. Асфальтовое покрытие в тени деревьев служит значительно дольше, не перегреваясь на солнце летом.
Тем, самым решения, действия Администрации городского округа Саранск по побелке стволов деревьев в парках, скверах, на бульварах и улицах способствуют уничтожению зеленных насаждений в городе Саранск, что влечет нарушение его конституционного права на благоприятную окружающую среду, поскольку увеличивается уровень углекислого газа, аммиака и формальдегида в воздухе, снижается содержание кислорода в поглощаемом им воздухе, снижается уровень влажности в воздухе, воздух хуже охлаждается (что особенно важно в летний период времен), что в свою очередь ведет к ухудшению состояния моего здоровья.
Кроме того, на состоянии его здоровья негативно отражается воздействие промышленных зон города Саранска, увеличение уровня шума в городе, функции по нейтрализации, снижению которых осуществляют непосредственно деревья, к гибели которых приводят решения, действия Администрации городского Саранск.
В обоснование заявленных требований и изложенных в заявлении доводов, заявитель С.В. Боженко сослался на положения части 1 статьи 9, статей 58, 46, части 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации, статью 12, пункт 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», статьи 3, 4, 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказ Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России».
В судебном заседании заявитель С.В. Боженко и его представитель Н.В. Лесникова заявление поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, просили суд удовлетворить требования заявителя. Кроме того, просили восстановить пропущенный для обращения в суд срок, установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для обращения в суд с требованиями о признании незаконным решения Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев виду «сложившейся практики», выразившееся в письме Администрации городского округа Саранск от 21 мая 2014 года № и-пр/217, нарушающим пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, о признании незаконными действий Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев в парках, на бульварах и улицах, осуществляемые в весенне-летний период (с 15 апреля по 15 октября 2014 года), нарушающими пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, о признании незаконными, нарушающими пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, действий Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев, производимых в весенне-летний период 2014 года (с 15 апреля по 15 октября 2014 года), в местах, где ее осуществление согласно нормам пункта 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, допускается средствами отличными от указанных в названном пункте. Свою просьбу обосновали тем, что имеют намерение предотвратить вред, наносимый окружающей природной среде. Также пояснили, что действия по побелке деревьев выражаются в закупке средств, материалов для побелки.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Саранск М.Д. Клыкова относительно заявленных С.В. Боженко требований возразила, просила суд отказать в их удовлетворении в связи с пропуском срока, установленного статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Также заявителем не представлено доказательств, что именно Администрацией городского округа Саранск нарушены его права и свободы. Довод о том, что именно действия администрации вызывают гибель деревьев, ничем не подтвержден. Не представлено доказательств, что нарушено право заявителя на благоприятную окружающую среду. Также, по сути, заявитель обращается в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц. Кроме того, непосредственно Администрация городского округа Саранск не осуществляет побелку деревьев. Этим занимается дирекция коммунального хозяйства, находящаяся в ведении департамента городского хозяйства, которое является самостоятельным юридическим лицом, распорядителем бюджетных средств, которое в том числе вправе приобретать средства, необходимые для побелки деревьев.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что заявление С.В. Боженко не подлежит удовлетворению по следующим мотивам.
28 апреля 2014 года на имя Первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента городского хозяйства ФИО3 С.В. Боженко через интернет-приемную подано обращение о том, что побеленные деревья в городе – это безвкусица. Побелка деревьев может производиться только известью или специальными составами для побелки на отдельных участках и объектах, к содержанию которых предъявляются повышенные санитарные и другие специальные требования (общественные туалеты, места для сбора мусора и бытовых отходов, производства с особой спецификой работы и т.п.). Учитывая негативные последствия покраски стволов деревьев и нецелесообразность трудовых и материальных затрат на проведение указанной работы, требовал запретить покраску стволов деревьев города.
21 мая 2014 года письмом № и-пр/217 С.В. Боженко Первым заместителем Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента городского хозяйства ФИО3 дан ответ о том, что согласно сложившейся практике рекомендуется белить взрослые деревья. Показатель здорового дерева – это состояние его коры, за которой нужно ухаживать. Побелка защищает ее от вредителей, насекомых - короедов, от солнечных ожогов, от разрастания на стволах лишайника. Таким образом, побелка деревьев не только декоративная, но и полезная для деревьев процедура.
Указанное письмо получено С.В. Боженко ориентировочно в мае 2014 года, что следует из объяснений его представителя. Данное письмо оспаривается заявителем.
Также как следует из заявления, С.В. Боженко оспариваются действия Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев в парках, на бульварах и улицах, осуществляемые в весенне-летний период (с 15 апреля по 15 октября 2014 года).
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно частям 1 и 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В пункте 24 своего постановления от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
При рассмотрении данного дела суд обратил внимание С.В. Боженко на пропуск трехмесячного срока для обращения в суд с требованиями о признании незаконным решения Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев виду «сложившейся практики», выразившееся в письме Администрации городского округа Саранск от 21 мая 2014 года № и-пр/217, нарушающим пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, о признании незаконными действий Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев в парках, на бульварах и улицах, осуществляемые в весенне-летний период (с 15 апреля по 15 октября 2014 года), нарушающими пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, о признании незаконными, нарушающими пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, действий Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев, производимых в весенне-летний период 2014 года (с 15 апреля по 15 октября 2014 года), в местах, где ее осуществление согласно нормам пункта 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, допускается средствами отличными от указанных в названном пункте.
Довод С.В. Боженко и его представителя Н.В. Лесниковой о том, что срок обращения в суд, установленный частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пропущен по уважительной причине, не состоятелен, поскольку уважительных причин пропуска такого срока не имеется.
Суд считает, что трехмесячный срок для обращения С.В. Боженко в суд с указанными требованиями пропущен заявителем без уважительных причин, в связи с чем, заявление С.В. Боженко в указанной части не подлежит удовлетворению в связи с пропуском срока для обращения в суд.
Заявление С.В. Боженко в части требований о признании незаконным решения Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев виду «сложившейся практики», выразившееся в письме Администрации городского округа Саранск от 29 декабря 2014 года № Пр-9632, нарушающим пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, о запрете Администрации городского округа Саранск осуществлять побелку стволов деревьев в парках, скверах, на бульварах и улицах в весенне-летний период (с 15 апреля по 15 октября), и применять в качестве средств, используемых для побелки стволов деревьев, в местах, где ее осуществление допускается средствами, отличными от указанных в названном пункте, удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В письме от 29 декабря 2014 года № Пр-9632 Директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск ФИО2, адресованном С.В. Боженко в связи с поступившим обращением от 9 декабря 2014 года о соблюдении правил содержания зеленых насаждений в части побелки стволов деревьев, поступившим на рассмотрение из прокуратуры Республики Мордовия указано, что Администрация городского округа Саранск подтверждает позицию, изложенную в направленном в его адрес письме от 21 мая 2014 года № и-пр/217.
Заявителю при оставлении его заявления без движения в определении от 28 января 2015 года разъяснялось, что при подаче заявления в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, рекомендуется ориентироваться на разъяснения, данные в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в котором указано, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Также Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 указанного постановления разъяснил, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В своем заявлении С.В. Боженко оспаривает письмо от 29 декабря 2014 года, которое следует рассматривать во взаимосвязи с письмом от 21 мая 2014 года № и-пр/217. Также ссылается на то, что по указанию Администрации городского округа Саранск городские службы ежегодно нарушают установленный запрет - белят стволы деревьев на улицах, в скверах и при этом используют средства, не поименованные в указанном пункте, и тем самым запрещенные к использованию, что является общеизвестным фактом.
Однако сведений о таких указаниях или принятых решениях Администрацией городского округа Саранск не имеется, конкретные решения, распоряжения, из которых бы следовало такое указание, заявителем в его заявлении приведены. В оспариваемых письмах не изложены решения администрации о побелке деревьев в определенных местах, а приведена позиция по вопросу побелки деревьев Первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента городского хозяйства ФИО3.
В этой связи, расценивать такие письма как властное волеизъявление, повлекшее нарушение прав и свобод граждан и организаций или создавшее препятствия к их осуществлению, не имеется оснований.
Сами по себе письма не содержат сведений о принятом решении по какому-либо вопросу, в связи с чем, не имеется оснований для признания таких писем, а тем более изложенных в них решений (за отсутствием таковых) - незаконными.
В соответствии с пунктом 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года N 153, побелка стволов деревьев в парках, скверах, на бульварах и улицах запрещается. Побелка может производиться (только известью или специальными составами для побелки) на отдельных участках и объектах, где предъявляются повышенные санитарные и другие специальные требования (общественные туалеты, места для сбора мусора и бытовых отходов, производства с особой спецификой работ и т.п.).
Также заявителем не указаны конкретные места г. Саранска, в которых в нарушение установленного запрета осуществлена побелка деревьев и не приведены факты нарушений указанных правил допущенных именно Администрацией городского округа Саранск. Также заявителем не обоснованы его доводы о том, что в качестве средств, используемых для побелки стволов деревьев, в местах, где ее осуществление производится средствами, отличными от указанных в названном пункте. Им не указано, что именно используется для побелки деревьев, не приведены факты того, что действия по побелке деревьев осуществляются Администрацией городского округа Саранск с применением средств, запрещенных к использованию.
Доводы заявителя о том, что нарушено его право на благоприятную окружающую среду и что данное обстоятельство очевидно, как и то, что сама по себе побелка деревьев (если таковая осуществляется) делают окружающую среду неблагоприятной, ничем не подтверждены.
Факты гибели деревьев в результате их побелки заявителем также не приведены.
Довод заявителя о том, что в результате побелки деревьев увеличивается уровень углекислого газа, аммиака и формальдегида в воздухе, снижается содержание кислорода в поглощаемом им воздухе, снижается уровень влажности в воздухе, воздух хуже охлаждается (что особенно важно в летний период времен), также голословен.
Доказательства ухудшения состояния здоровья заявителя в результате действий администрации не представлены. По мнению заявителя и его представителя, данное обстоятельство очевидно и не нуждается в доказывании.
Приведенные заявителем в заявлении доводы сами по себе не свидетельствуют о том, что Администрацией городского округа Саранск нарушены права заявителя на окружающую среду, в том числе, что Администрацией городского округа Саранск в ее деятельности не соблюдены принципы, установленные статьей 3 Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», что повлекло за собой нарушение его прав и ему ее действиями причинен вред.
На основании изложенного, требование заявителя о запрете Администрации городского округа Саранск осуществлять побелку стволов деревьев в парках, скверах, на бульварах и улицах в весенне-летний период (с 15 апреля по 15 октября), и применять в качестве средств, используемых для побелки стволов деревьев, в местах, где ее осуществление допускается средствами, отличными от указанных в названном пункте, удовлетворению также не подлежит.
Также обращается внимание на то обстоятельство, что в соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации городского округа Саранск, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 июля 2012 года N 122 (в ред. решения Совета депутатов городского округа Саранск от 09 октября 2012 года N 144) Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск (далее - Департамент) является функциональным органом Администрации городского округа Саранск (далее - городская администрация), осуществляющим выработку единой политики в городском округе Саранск (далее - городской округ) по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, осуществлению дорожной деятельности, благоустройства территории городского округа и координирующим деятельность структурных подразделений городской администрации: Управление по вопросам городского хозяйства, Управление по работе с органами ТОС, ТСЖ, домовых и уличных комитетов Администрации городского округа Саранск (далее - структурные подразделения).
Департамент обладает правами юридического лица и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица как муниципальное казенное учреждение в соответствии с законодательством; имеет самостоятельные баланс и смету; имеет лицевые счета в организациях Федерального казначейства, печать, штампы и бланки; имеет закрепленное на праве оперативного управления имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно пункту 6 положения к основными задачами департамента являются: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что следует отказать в удовлетворении требований С.В. Боженко о признании незаконным решения Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев виду «сложившейся практики», выразившееся в письмах Администрации городского округа Саранск от 21 мая 2014 года № и-пр/217, от 29 декабря 2014 года № Пр-9632, нарушающими пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, о признании незаконными действий Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев в парках, на бульварах и улицах, осуществляемые в весенне-летний период 2014 года (с 15 апреля по 15 октября 2014 года), нарушающими пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, о признании незаконными, нарушающими пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, действий Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев, производимых в весенне-летний период 2014 года (с 15 апреля по 15 октября 2014 года), в местах, где ее осуществление согласно нормам пункта 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, допускается средствами отличными от указанных в названном пункте, о запрете Администрации городского округа Саранск осуществлять побелку стволов деревьев в парках, скверах, на бульварах и улицах в весенне-летний период (с 15 апреля по 15 октября), и применять в качестве средств, используемых для побелки стволов деревьев, в местах, где ее осуществление допускается средствами, отличными от указанных в названном пункте.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 255, 256, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
С.В. Боженко в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев виду «сложившейся практики», выразившееся в письмах Администрации городского округа Саранск от 21 мая 2014 года № и-пр/217, от 29 декабря 2014 года № Пр-9632, нарушающими пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, о признании незаконными действий Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев в парках, на бульварах и улицах, осуществляемые в весенне-летний период 2014 года (с 15 апреля по 15 октября 2014 года), нарушающими пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, о признании незаконными, нарушающими пункт 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 153, действий Администрации городского округа Саранск по осуществлению побелки стволов деревьев, производимых в весенне-летний период 2014 года (с 15 апреля по 15 октября 2014 года), в местах, где ее осуществление согласно нормам пункта 3.1.4.19 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, допускается средствами отличными от указанных в названном пункте, о запрете Администрации городского округа Саранск осуществлять побелку стволов деревьев в парках, скверах, на бульварах и улицах в весенне-летний период (с 15 апреля по 15 октября), и применять в качестве средств, используемых для побелки стволов деревьев, в местах, где ее осуществление допускается средствами, отличными от указанных в названном пункте.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия О.В. Селезнева
Мотивированное решение суда составлено 10 марта 2015 года.
Судья О.В. Селезнева