Дело № 2-1318\16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2016 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
с участием представителя истца Долженко Г.А., представителя ответчика ООО «Городские коммунальные системы» Сергеевой Н.В., представителя ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району Федоровой Е.З., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, Рыковой Е.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, Беляковой Е.А. - Долженко Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыкова О. А. к ООО «Городские коммунальные системы» о признании незаконными действий по отключению энергоснабжения, о предоставлении рассрочки по уплате задолженности по коммунальным услугам, к ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о предоставлении материальной помощи и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Истец Рыков О.А. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним собственниками данного жилого помещения являются ФИО4 и Рыкова Е.А. (по ? доли в праве собственности). После смерти ФИО4 наследство приняла несовершеннолетняя ФИО5 в лице Беляковой (Долженко Е.А.). Многоквартирный дом по адресу: <адрес> находится под управлением ООО «Городские коммунальные системы».
Рыков О.А. обратился в суд с иском к ООО «Городские коммунальные системы» о признании незаконными действий по отключению энергоснабжения, о предоставлении рассрочки по уплате задолженности по коммунальным услугам, к ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району - о предоставлении материальной помощи и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование иска Рыков О.А. указал, что ранее он работал водителем в МУП «Ритуальные услуги», ему не выплачена задолженность по заработной плате за 1год 8 месяцев, решение суда о взыскании задолженности не исполнено, МУП «Ритуальные услуги» признано банкротом. Он состоит на учете в Центре занятости населения г. Зея. У него имеется задолженность по коммунальным платежам в размере 75000 руб. Он обращался в ООО «Городские коммунальные системы» и ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району по поводу оказания ему помощи, рассрочки платежа, но безрезультатно. В предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ему отказано в связи с тем, что собственником ? доли квартиры является ребенок, который фактически в ней не проживает. Он вдвоём с женой проживает в трехкомнатной квартире, они пользуются всеми коммуникациями, поэтому субсидия должна предоставляться на всю жилплощадь. Их дом относится к ветхому жилью из-за 80% износа, ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району в нарушение ст. 160 ч. 3, 174 ч. 2 ЖК РФ требуют оплаты капитального ремонта. ООО «Городские коммунальные системы» нарушили ст. 120 постановления Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, отказали в рассрочке, отключили электроэнергию, не являясь энергосбытом. В результате отключения электроэнергии они с женой испытывают физические и нравственные страдания.
В судебное заседание истец Рыков О.А. не явился, о времени и месте судебного заседание уведомлен надлежащим образом.
Представитель истца Рыкова О. А. – Долженко Г.А., также представляющая интересы законного представителя третьего лица Беляковой Е.А., на удовлетворении иска Рыкова О.А. настаивает, просит обратить решение суда к немедленному исполнению, из объяснений Долженко Г.А. в судебном заседании следует, что в связи с имеющимися финансовыми трудностями у истца Рыкова О.А. и его супруги Рыковой Е.А. возникла задолженность по оплате коммунальных услуг. В связи с чем между Рыковой Е.А. и ООО «Городские коммунальные системы» было заключено соглашение о предоставлении рассрочки по уплате коммунальных услуг. В ООО «Городские коммунальные системы» Рыковым дали список документов, необходимых для оформления субсидии на оплату коммунальных услуг. 10 февраля 2016 года они собрали все необходимые документы и обратились в управление социальной защиты населения с целью оформления субсидии, однако субсидию им не предоставили из-за долга по взносам на капитальный ремонт жилого помещения в сумме 5177,25 руб. не смотря на то, что их дом ветхий, имеет 80% износа, поэтому плата на капитальный ремонт не должна взиматься. Кроме того, Рыковым пояснили, что не могут рассчитать субсидию на ? доли в праве собственности на квартиру.
19 июля 2016 года Рыков О.А. от имени Рыковой Е.А. написал в управление социальной защиты населения заявление о предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и приложил к нему все документы, необходимые для оформления субсидии, однако субсидия предоставлена не была. Предоставление материальной помощи Рыковым в размере 3000 руб. считает недостаточным.
Из-за того, что Рыковы остались без работы, задолженность по заработной плате МУП «Ритуальные услуги» им до сих пор не выплачена, не представилось возможным исполнить условия Соглашения о рассрочке уплаты задолженности по коммунальным услугам. В нарушение закона, без предупреждения, в одностороннем порядке, в отсутствие Рыкова О.А. 15 июля 2016 года ООО «Городские коммунальные системы», не являющееся энергоснабжающей организацией, было произведено отключение электроснабжения квартиры Рыковых. Заключить повторное соглашение о рассрочке уплаты коммунальных услуг ООО «Городские коммунальные системы» незаконно отказалось. Поскольку имеется судебный приказ о взыскании с Рыкова О.А. и Рыковой Е.А. задолженности по оплате коммунальных услуг, который передан на исполнение службу судебных приставов, считает, что взысканная задолженность не может учитываться управляющей компанией в составе имеющейся задолженности по коммунальным платежам.
В результате отключения электроснабжения квартиры Рыковы, имеющие разного рода заболевания, вынуждены проживать в затемненном, прохладном, отсыревшем помещении, лишены возможности готовить горячую пищу.
Представитель ООО «Городские коммунальные системы» Сергеева Н.В. с иском не согласна, из ее объяснений следует, что задолженность истца за ЖКУ составляет 88750.51 руб., 16 расчетных периодов. В феврале 2016 года Рыков О.А. совместно с супругой Рыковой Е.А. обратились в ООО «Городские коммунальные системы» для решения вопроса по погашению задолженности, 08 февраля 2016 года с Рыковой Е.А. было заключено соглашение о поэтапном погашении задолженности за жилищно-коммунальные услуги на длительный срок - 12 месяцев. На тот момент задолженность сложилась за 8 расчетных периодов и составляла 45091,73 руб. При заключении соглашения собственники были уведомлены о возможном приостановлении предоставления коммунальных услуг в случае невыполнения соглашения.
Первый платеж в феврале 2016 года в сумме 2000 рублей внесен не был. При этом должники неоднократно устно обращались в управляющую организацию с просьбой не аннулировать соглашение в связи с его невыполнением, поскольку у них возникли проблемы с оформлением документов на субсидию. В марте 2016 года оплата по соглашению также не была внесена. По состоянию на 1 апреля 2016 года задолженность за ЖКУ составила уже 55 776,73 рубля - 10 расчетных периодов. В соответствии Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 7 апреля 2016 года в адрес должников ценным письмом с описью вложения было направлено предупреждение о необходимости погашения задолженности и о возможном приостановлении подачи коммунальных услуг. 12 мая 2016 года предупреждение о необходимости погашения задолженности в течение 30 дней и возможном приостановлении подачи электроэнергии было вручено лично Истцу. Задолженность погашена не была, поэтому 09 июня 2016 года Рыкову О. А. было вручено уведомление об ограничении подачи электроэнергии через 3 дня в соответствии с графиком (14 и 21 июня 2016 года с 10-00 до 16-00 часов). После введения ограничения подачи электроэнергии задолженность погашена не была и по состоянию на 01 июля 2016 года составила 73 569,66 рублей. 11 июля 2016 года Рыкову О.А. было вручено уведомление о введении приостановления подачи электроэнергии через 3 дня. 12 июля 2016 года Рыков О. А. обратился в ООО «Городские коммунальные системы» по поводу повторного заключения соглашения, в чем ему было отказано, поскольку с февраля 2016 года не было произведено ни одного платежа, субсидия не оформлена и гарантий по оплате соглашения не было. 15 июля 2016 года подача электрической энергии в жилое помещение Истца по адресу: <адрес> была полностью приостановлена. Между ОАО «ДЭК» и ООО «ГКС» заключен договор энергоснабжения, в соответствии с актом приема - передачи от 16.01.2013 г. ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» передает, а ООО «ГКС» принимает функции реализации электрической энергии с 01 января 2013 г. в том числе в жилой многоквартирный <адрес>, поэтому ООО «Городские коммунальные системы» является исполнителем по предоставлению коммунальной услуги электроснабжения в жилое помещение истца. Решение о заключении с должником соглашения о порядке погашения задолженности, тем более неоднократного, является правом исполнителя коммунальной услуги, а не обязанностью. В связи с изложенным, считает действия управляющей организации по введению ограничения и приостановления подачи электрической энергии в жилое помещение истца обоснованными и законными.
Представитель ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району Федорова Е.З. с иском не согласна, из ее объяснений следует, что в июле 2016 года Рыков О.А. обращался в управление за консультацией по вопросу получения адресной материальной помощи, его проконсультировали о величине прожиточного минимума на день обращения, так как данная выплата зависит от этого и разъяснили, какие документы необходимо собрать для получения адресной социальной помощи. 19 июля 2016 года поступило письменное обращение от Рыковой Е.А., супруги Рыкова О.А. По вопросам, заданным в обращении, был дан письменный ответ. 10 августа 2016 года Рыкова Е.А. обратилась с заявлением об оказании ее семье адресной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты. На основании решения <Номер обезличен> от 12 августа 2016 года Рыковой Е.А. было направлено уведомление об отказе в предоставлении адресной социальной помощи по причине отсутствия бюджетных средств, предусмотренных на предоставление адресной социальной помощи. в настоящее время адресная социальная помощь Рыковой Е.А. предоставлена в размере 3000 руб. Рыков О.А. с заявлением о предоставлении адресной социальной помощи не обращался. После поступления запроса из Министерства социальной защиты населения Амурской области по обращению Долженко Г.А – сестры Рыкова О.А. о предоставлении субсидии было выяснено, что у семьи Рыковых квартира, в которой они проживают, находится в долевой собственности, т.е. собственником 1/2 доли является Рыкова Е.А., а право на ? долю после смерти другого собственника на данный момент не закреплено, у семьи Рыковых имеется задолженность как по оплате жилищно-коммунальных, так и по взносам на капитальный ремонт. Семье Рыковых была дана устная консультация по сбору необходимого пакета документов на субсидию при условии составления соглашений на погашение задолженности. От семьи Рыковых заявление о предоставлении субсидии с полным пакетом требуемых документов не поступало.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Рыкова Е.А. исковые требования Рыкова О.А. поддержала, дала объяснения, аналогичные объяснениям представителя истца Долженко Г.А.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит в следующим выводам.
Согласно ч.1, 2 ст.153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.3. ст.31 ЖК РФ дееспособные члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с ч.2 ст.154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч.3 ст.154 ЖК РФ, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности..
Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч.6.2 ст.155 ЖК РФ, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.7 ст.155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что истец Рыков О.А. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним собственниками данного жилого помещения являются ФИО4 и Рыкова Е.А. (по ? доли в праве собственности). ФИО4 умер <Дата обезличена>, после его смерти наследство по завещанию <Дата обезличена> приняла несовершеннолетняя ФИО5, <Дата обезличена> года рождения, в лице законного представителя Беляковой (Долженко) Е.А.
9 марта 2012 года между ООО «Городские коммунальные системы» и собственниками помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> был заключен договор на управление многоквартирным домом, целью которого является эффективное управление многоквартирным домом, направленное на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания в нем собственников, надлежащее содержание общего имущества дома, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
В соответствии с п.2.1.6. Договора управления, в обязанности управляющей компании входит начисление и сбор платы за жилищно-коммунальные услуги с предоставление собственникам (нанимателям) помещения расчетных документов (счет-извещений).
В обязанности собственников жилых помещений в соответствии с п.2.2.4. Договора, входит обеспечение своевременного и полного внесения платы за услуги до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, по установлению их прав и обязанностей, порядку заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядку контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядку определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядку перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядку изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, по определению основания и порядка приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также по регламенту вопросов, связанных с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.
В соответствии с п.2 Правил, под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Под коммунальной услугой понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно п. 13 Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Из материалов делав следует, что 01 января 2013г. между ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» и ООО «Городские коммунальные системы» заключен договор энергоснабжения <Номер обезличен>, в соответствии с которым ОАО «ДЭК» обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Покупателю (ООО «ГКС»), для целей обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения и коммунальной услуги электроснабжения, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а Покупатель обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В соответствии с актом приема - передачи от 16.01.2013г. ОАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» передает, а ООО «Городские коммунальные системы» принимает функции реализации электрической энергии с 01 января 2013г. в том числе в жилой многоквартирный <адрес>.
Таким образом исходя из вышеизложенных норм, вопреки доводам стороны истца, суд приходит к выводу, что исполнителем по предоставлению коммунальной услуги электроснабжения в жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, является ООО «Городские коммунальные системы».
Согласно пдп. «д» п.32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.
В соответствии с пдп. «а» п. 117 указанных Правил Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги.
Согласно п. 114 Правил при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 117, 118 Правил, Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя. В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.
Процедура введения ограничения или приостановления подачи потребителю коммунальной услуги регулируется п. 119 Правил, в соответствии с которым:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Решением Верховного Суда РФ от 08.12.2014 N АКПИ14-1184, вступившим в законную силу 12 февраля 2015 года, было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими абзаца третьего пункта 114, подпункта "а" пункта 117, пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Верховным Судом РФ было установлено, что п.119 Правил, определяющая, в каком порядке исполнитель имеет право ограничить или приостановить предоставление потребителям коммунальных услуг, соответствует общим положениям ГК РФ об исполнении обязательств. Согласно пункту 2 статьи 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Оспариваемые положения нормативного правового акта не допускают принятия мер воздействия без предупреждения (уведомления) об этом должника, определяют способы доведения информации о принятии указанных мер. Статьи 1 и 3 ЖК РФ не определяют порядок и условия ограничения предоставления коммунальных услуг населению, и оспариваемые нормативные положения Правил им не могут противоречить. Оспариваемые положения Правил изданы Правительством РФ в порядке реализации полномочий в области жилищного законодательства (часть 1 статьи 157 ЖК РФ) и не ограничивают права граждан в жилищной сфере. В случае возникновения спора о наличии задолженности потребитель не лишен возможности обратиться в суд за защитой своих прав.
Пункт 119 Правил обеспечивает доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя, которая необходима ему для осуществления компетентного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями, в полной мере содействует защите потребителей от ущерба их здоровью и безопасности, а также защите их экономических интересов, как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями, на что неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 20 декабря 2011 г. N 29-П, определение от 29 сентября 2011 г. N 1113-О-О).
Из материалов дела следует, что Рыков О.А. является членом семьи одного из собственников жилого помещения по адресу: <адрес> - Рыковой Е.А., проживает и зарегистрирован по данному адресу.
8 февраля 2016 года между ООО «Городские коммунальные системы» и Рыковой Е.А. было заключено Соглашение о поэтапном погашении задолженности за жилищно-коммунальные услуги <Номер обезличен>, в котором указано, что за период с 1 июня 2015 года по 31 января 2016 года задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги по адресу: <адрес> составила 45091,73 руб. Стороны договорились о поэтапном погашении задолженности на 12 месяцев. Из п. 4 Соглашения следует, что собственник извещен о приостановлении подачи электроэнергии в квартиру в случае невыполнения Соглашения.
В материалы дела представлена расписка Рыковой Е.А. от 9 февраля 2016 года о добровольном порядке заключения Соглашения о поэтапном погашении задолженности, а также о согласии на отключение коммунальных услуг в случае невыполнения ею условий Соглашения.
Из выписки из финансового лицевого счета по адресу: <адрес> следует, что за период с февраля по сентябрь 2016 года оплата содержание жилищного фонда и за коммунальные услуги (отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение) собственниками жилого помещения ни разу не производилась. По состоянию на 01 апреля 2016 года задолженность за ЖКУ составила 55776,73 руб. – за 10 расчетных периодов.
7 апреля 2016 года истцу Рыкову О.А. было направлено предупреждение о необходимости погашения задолженности и о возможном приостановлении предоставления коммунальной услуги электроснабжения в связи с наличием задолженности в сумме 55776.73 руб. По данным Почты России уведомление получено истцом 9 апреля 2016 года.
12 мая 2016 года Рыкову О.А. вручено предупреждение о необходимости погашения задолженности и возможном приостановлении предоставлении коммунальных услуг (электроснабжение, горячее водоснабжение) в связи с наличием задолженности в сумме 61519.54 руб.
9 июня 2016 года Рыкову О. А. было вручено уведомление об ограничении подачи электроэнергии в его жилое помещение через 3 дня в соответствии с графиком (14 и 21 июня 2016 года с 10-00 до 16-00 часов).
Из актов от 14 и 21 июня 2016 года следует, что в эти дни с 10-00 до 16-00 часов электроснабжение жилого помещения истца было ограничено.
11 июля 2016 года Рыкову О.А. было вручено уведомление о введении приостановления подачи электроэнергии через 3 дня в связи с наличием задолженности в сумме 73569.66 руб.
15 июля 2016 года подача электрической энергии в жилое помещение по адресу: <адрес> была приостановлена, о чем был составлен акт от 15 июля 2016 года, в котором указано, что потребитель отсутствует, отключение и опломбировка произведена в присутствии трех незаинтересованных лиц.
Вопреки доводам стороны истца, законом не предусмотрено обязательное участие потребителя электроэнергии в технической процедуре отключения электроснабжения, проводимой исполнителем коммунальных услуг в соответствии п. 114 Правил.
Вместе с тем, судом установлено, что истец в установленные законом сроки лично уведомлялся о введении ограничения и приостановления подачи электрической энергии в занимаемое им жилое помещение.
Вопреки доводам стороны истца, вынесение судебного приказа о взыскании задолженности, само по себе, без фактического исполнения судебного акта и погашения должниками задолженности, не свидетельствует об отсутствии таковой.
Как указано выше, наличие непогашенной задолженности ща ЖКУ подтверждено выпиской из финансового лицевого счета по адресу: <адрес>.
Таким образом, поскольку задолженность по коммунальным услугам истцом погашена не была, процедура приостановления коммунальной услуги электроснабжения соблюдена, суд находит законными действия ООО «Городские коммунальные системы» по приостановлению подачи электрической энергии по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 120 Правил, предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.
Из объяснений представителя ООО «Городские коммунальные системы» следует, что 12 июля 2016 года Рыков О. А. обратился в ООО «Городские коммунальные системы» с вопросом повторного заключения соглашения о предоставлении отсрочки, в материалах дела также имеется заявление Рыковой Е.А. от 11 июля 2016 года о предоставлении отсрочки.
Письмом заместителя директора ООО «Городские коммунальные системы» от 14 июля 2016 года в предоставлении отсрочки оплаты задолженности за жилье и коммунальные услуги отказано в связи с невыполнением условий Соглашения о поэтапном погашении задолженности от 5 февраля 2016 года и неоформлением субсидии.
Суд приходит к выводу о том, что исковое требование истца о возложении на ООО «Городские коммунальные системы» обязанности по предоставлению рассрочки по уплате задолженности по коммунальным услугам не подлежит удовлетворению в соответствии с принципом свободы договора (ст. 421 ГК РФ), в соответствии с которым заключение Соглашения о предоставлении рассрочки является правом, а не обязанностью участника правоотношения - ООО «Городские коммунальные системы».
При рассмотрении исковых требований к ответчику ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о предоставлении материальной помощи и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд учитывает следующее.
Согласно ст. 159 ЖК РФ:
1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
2. Право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
5. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В п. 6, 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, указано, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:
а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения;
е) копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи - в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье. В этом случае уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке.
Поскольку истец Рыков О.А. является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, к числу лиц, имеющих право на назначение жилищных субсидий, он не относится.
Кроме того, из материалов дела следует, что истец Рыков О.А. с заявлением о предоставлении субсидии с приложением требуемых документов в ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району не обращался, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Стороны ссылаются на то, что с заявлением о предоставлении субсидии по адресу: <адрес> ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району 19 июля 2016 года обратилась Рыкова Е.А.
Из ответа на данное обращение ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району от 27 июля 2016 года следует, что Рыковой Е.А. был разъяснен порядок подачи документов на субсидию, указано, что урегулирование вопроса по начислению платы за капитальный ремонт не входит в функции управления социальной защиты населения.
Указанные обстоятельства препятствуют предоставлению истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения иска о признании права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имеется.
Согласно ст. 39 ч. 1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства ;повышения доходов населения.
В соответствии с п.2 ст. 4 закона Амурской области от 19.01.2005 N 411-ОЗ (ред. от 07.06.2013) "Об адресной социальной помощи" (принят Амурским областным Советом народных депутатов 23.12.2004) адресная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателей адресной социальной помощи.
Согласно п. 2, 6 Порядка назначения, периодичности предоставления и размера адресной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 14.02.2011 г. № 64, назначение и предоставление гражданам адресной социальной помощи осуществляются государственными казенными учреждениями - управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН). Для получения адресной социальной помощи в виде денежных выплат малоимущие граждане подают в ГКУ УСЗН по месту жительства либо по месту пребывания заявления по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Из материалов следует, что истец Рыков О.А. с заявлением о предоставлении адресной социальной помощи в ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району не обращался, 10 августа 2016 года с заявлением об оказании адресной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты обратилась Рыкова Е.А., назначенная денежная выплата в размере 3000 руб. Рыковой Е.А. получена 8 сентября 2016 года.
С учетом изложенного выше, оснований для удовлетворения иска Рыкова О.А. о предоставлении материальной помощи не имеется.
Поскольку суд отказывает в удовлетворении иска в полном объёме, решение об обращении решения суда к немедленному исполнению в соответствии с правилами ст. 212 ГПК РФ суд не выносит.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Рыкова О. А. к ООО «Городские коммунальные системы» о признании незаконными действий по отключению энергоснабжения, о предоставлении рассрочки по уплате задолженности по коммунальным услугам, к ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району о предоставлении материальной помощи и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Б. Ворсина
Мотивированное решение составлено 23 сентября 2016 года
Судья О.Б. Ворсина