РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Бакчар Томской области 14 сентября 2015 года
Бакчарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего – судьи Прохоровой Л.П., при секретаре Ясюкевич Е.И.,
с участием:
помощника прокурора прокуратуры Бакчарского района
Томской области Балашова И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-348/2015 по исковому заявлению прокурора Бакчарского района Томской области в интересах Кузамишева Н.Н. к администрации Высокоярского сельского поселения Бакчарского района Томской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бакчарского района Томской области в интересах Кузамишева Н.Н. обратился в суд с иском к администрации Высокоярского сельского поселения Бакчарского района Томской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления и пригодное для постоянного проживания в течение пяти месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В заявлении указано, что Кузамишев Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья. До достижения Кузамишевым Н.Н. восемнадцатилетнего возраста его мать – К., решением Бакчарского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. В настоящий момент Кузамишев Н.Н. жилого помещения в собственности, по договору социального найма не имеет и состоит на учете в Высокоярском сельском поселении как нуждающийся в жилом помещении.
В судебном заседании помощник прокурора Бакчарского района Томской области Балашов И.М. исковые требования поддержал, обосновав их доводами, указанными в иске.
Истец Кузамишев Н.Н. в судебном заседании пояснил, что его мать была лишена родительских прав, кто его отец, он не знает. После лишения его матери родительских прав он стал проживать в Бакчарском детском доме. До настоящего времени своего собственного жилья не имеет, состоит на учете как нуждающийся в Высокоярском сельском поселении Бакчарского района Томской области.
Представитель ответчика, Администрация Высокоярского сельского поселения Бакчарского района Томской области, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо, на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований, Администрация Томской области, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направила, в представленном в суд отзыве возражала против удовлетворения исковых требований. В отзыве указала, что в соответствии с п. 5 постановления Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а «Об утверждении порядка предоставления детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений» специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки муниципальных районов, городских округов, в порядке очередности исходя из времени включения в соответствующий Список. В связи с чем, считает, что обращение прокурора Бакчарского района Томской области в защиту интересов Кузамишева Н.Н. необоснованно, тат как права и законные интересы материального истца фактически не нарушены. Удовлетворение исковых требований подразумевает внеочередное предоставление жилья Кузамишеву Н.Н., что в свою очередь будет нарушением права иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, состоящих в списке на получение жилья ранее Кузамишева Н.Н.. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Томской области.
Третье лицо, на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, Администрация Бакчарского района Томской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направило.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на жилище и устанавливает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Статьей 8 указанного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из положений п.1, п.7 ст.8 Федерального закона 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 51.12.2014 № 500-ФЗ) следует, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (в редакции Закона Томской области от 04.07.2014 N 92-ОЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Согласно пункту 6 статьи 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (в редакции Закона Томской области от 04.07.2014 N 92-ОЗ), в случае если проживание лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, жилые помещения предоставляются в пределах муниципального района или городского округа Томской области, на территории которых находится ранее занимаемое жилое помещение и место жительства указанных лиц.
В случае если проживание лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным и ранее занимаемое жилое помещение находится не на территории муниципального района или городского округа Томской области, где находится место жительства указанных лиц, жилые помещения предоставляются в пределах муниципального района или городского округа Томской области, на территории которых находится место жительства указанных лиц.
Статьей 5 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» установлено, что предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами Томской области.
Статьей 1 Закона Томской области от 11 сентября 2007 г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» (в редакции Закона Томской области от 17.12.2012 № 224-ОЗ) администрации поселений и городских округов Томской области (далее - органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).
Администрации муниципальных районов Томской области (далее - органы местного самоуправления муниципальных районов) наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями (далее - государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Томской области от 11 сентября 2007 г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» (в редакции Закона Томской области от 17.12.2012 № 224-ОЗ) в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:
принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом;
формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округа, в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года N 212-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Томской области", статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области";
за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (в редакции Закона Томской области от 06.01.2013 N 10-ОЗ);
по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов;
Названным Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. № 188-ОЗ установлена Методика расчета органами местного самоуправления муниципальных районов субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями (приложение № 2). Согласно данной методике, объем субвенции в части расходов на приобретение жилых помещений на год по каждому поселению рассчитывается исходя из объемов ассигнований областного бюджета, предусмотренных на соответствующие цели в соответствующем финансовом году, пропорционально объему денежных средств, определенных по специальной формуле, исходя из численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, принятых на учёт в соответствующем муниципальном образовании. Для расчета размера субвенции в части расходов на приобретение жилых помещений в соответствии с данными органов местного самоуправления поселений учитывается численность состоящих в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированном соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, размер социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемой для расчета размера субвенции, составляет 33 кв.м (в редакции Закона Томской области от 17.12.2012 N 224-ОЗ).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно статьи 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В связи с принятием приведенного закона признан утратившей силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающая внеочередное предоставление жилых помещений детям сиротам.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что истец Кузамишев Н.Н., родившийся ДД.ММ.ГГГГ (справка отдела ЗАГС <адрес>), относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – К., решением Бакчарского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец записан со слов матери.
Постановлением Главы администрации Высокоярского сельского поселения Бакчарского района Томской области от 22 июня 2014 года № 82 Кузамишев Н.Н. включен в списки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, под номером 17.
Согласно копии паспорта истца - Кузамишев Н.Н. состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: Томская область, Бакчарский район, д. Хуторское, ул. Центральная, д.53, кв.2.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав истца Кузамишева Н.Н. отсутствуют.
Ссылка третьего лица на то, что предоставление Кузамишеву Н.Н. вне очереди жилого помещения будет нарушением прав иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, состоящих в списке на получение жилья ранее истца Кузамишева Н.Н. не основана на действительных обстоятельствах дела, поскольку предоставление жилого помещения истцу не освобождает органы исполнительной власти и местного самоуправления Томской области, наделенные соответствующими полномочиями, от обязанности по обеспечению жилыми помещениями иных лиц из указанной категории, обладающих таким же правом, в установленные сроки.
Кроме того, согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Ранее действовавшее положении о внеочередном предоставлении жилья детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, утратило силу с 1 января 2013 года, в связи с вступлением Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец Кузамишев Н.Н. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения, а также жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма он не имеет, до достижения им возраста 23 лет поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в муниципальном образовании «Высокоярское сельское поселение», администрация которого в соответствии с действующим законодательством Томской области наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Кузамишев Н.Н. жилым помещением не обеспечен, его право на обеспечение жилым помещением до настоящего времени не реализовано.
В соответствии с приведёнными выше нормами законодательства истец должен быть обеспечен жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, при этом обязанность по обеспечению Кузамишева Н.Н. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию муниципального образования «Высокоярское сельское поселение» Бакчарского района Томской области.
Иск прокурора Бакчарского района Томской области подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Предложенный прокурором срок для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу суд находит разумным и обоснованным. Возражения относительно указанного срока ни от ответчика, ни от третьих лиц в суд не поступили.
Руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Бакчарского района Томской области в интересах Кузамишева Н.Н. удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Высокоярское сельское поселение» Бакчарского района Томской области в течение пяти месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу предоставить Кузамишеву Н.Н. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления и пригодное для постоянного проживания.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бакчарский районный суд Томской области.
Председательствующий Л.П. Прохорова
Решение в окончательной форме принято 14.09.2015