Дело № 2-37/2020
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 марта 2021 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Антонова Н.И.,
при секретаре судебного заседания Шадриной Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Муезерского муниципального района, обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» об обязании разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах (далее истец, Управление, орган Роспотребнадзора) обратилось в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Муезерского муниципального района (далее ответчик, Администрация) об обязании разработать и утвердить проекты зон охраны источников водоснабжения.
Иск мотивирован тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся, в том числе, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, осуществление мер по охране таких водных объектов.
Администрация Муезерского муниципального района осуществляет полномочия по водоснабжению в п. Ледмозеро и с. Ругозеро Муезерского района и является собственником источников централизованной системы водоснабжения в указанных населенных пунктах: в п. Ледмозеро – артезианская скважина и озеро Ламбина лесная; в с. Ругозеро – озеро Ванчозеро.
В нарушение требований ч. 1 ст. 55 ВК РФ, ст. 2, п.п.1,3 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.9, 1.13,1.15,1.17 санитарных правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (СанПиН 2.1.4.1110-02), проекты зон санитарной охраны указанных объектов водоснабжения Администрацией, как собственником, не разработаны и не утверждены, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны указанных объектов водоснабжения не получены.
Указанное обстоятельство создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории и поселения, а также потенциальный риск возникновения заболеваний населения, что является недопустимым, нарушает права неопределенного круга лиц.
Истец, уточнив и изменив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, просит:
1. Возложить на ООО «Водоканал» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг следующих источников водоснабжения:
- шахтно-питьевой колодец - п. Ледмозеро Муезерского района Республики Карелия;
- артезианская скважина - п. Ледмозеро Муезерского района Республики Карелия;
- озеро Ванчозеро - с. Ругозеро Муезерского района Республики Карелия;
2. Возложить на ООО «Водоканал» обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны указанных объектов водоснабжения;
3. Обязать администрацию Муезерского муниципального района профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг указанных источников водоснабжения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с заключением ДД.ММ.ГГГГ концессионного соглашения № в отношении объектов системы водоснабжения Ледмозерского сельского поселения и Ругозерского сельского поселения Муезерского района Республики Карелия, на основании ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Водоканал», являющееся концессионером и осуществляющие на основании концессионного соглашения деятельность по водоснабжению в указанных поселениях Муезерского района.
В судебное заседание представитель истца, извещенного надлежащим образом, не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя органа Роспотребнадзора, исковые требования истец поддерживает.
Представитель администрации Муезерского муниципального района – заместитель главы администрации Кириллов Д.И. в судебном заседании по существу исковые требования не оспаривал. Полагал возможным возложить обязанность по разработке и утверждению проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и финансирование данных мероприятий на администрацию, поскольку в случае возложения данной обязанности на ООО «Водоканал», исходя из особенностей бюджетного финансирования и порядка использования бюджетных средств, администрация не сможет профинансировать мероприятия по разработке проектов ЗСО, произведенные другим юридическим лицом. Средств для проведения мероприятий по разработке проектов ЗСО в настоящее е время в бюджете не имеется. В связи с необходимостью предоставления для разработки и утверждения проектов ЗСО мониторинга качества воды за три года, просил установить для исполнения решения 3 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ООО «Водоканал» Лисовский В.Б. поддержал позицию администрации Муезерского муниципального района относительно исковых требований.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу п. 4.3. ст. 17 указанного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"
Согласно п. 1 ч. 1, ч. 1.1. ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Указанные полномочия органов местного самоуправления, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 23 указанного закона органы местного самоуправления, обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Муезерский муниципальный район» к вопросам местного значения Муезерского муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу п. 50 ст. 38 Устава муниципального образования «Муезерский муниципальный район», к полномочиям администрации Муезерского муниципального района относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 24.02.2016 № 66-П объекты централизованной системы водоснабжения Ругозерского сельского поселения переданы в муниципальную собственность муниципального образования «Муезерский муниципальный район».
Постановлением Правительства Республики Карелия от 28.02.2020 № 73-П объекты централизованной системы водоснабжения Ледмозерского сельского поселения переданы в муниципальную собственность муниципального образования «Муезерский муниципальный район».
Из представленных Администрацией выписок из реестра муниципального имущества следует, что шахтно-питьевой колодец и артезианская скважина в п. Ледмозеро, а также озеро Ванчозеро в с. Ругозеро Муезерского района Республики Карелия, являющиеся источникам водоснабжения, находятся в муниципальной собственности Муезерского муниципального района.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны (ЗСО) в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Частью 1 ст. 55 ВК РФ установлено, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Частью 3 данной статьи определено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам (ч. 5 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При этом, ст. 2 указанного федерального закона установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 г. №10 утверждены санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (СанПиН 2.1.4.1110-02), в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территорий зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
В силу п 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность, находятся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1.9. СанПиН 2.1.4.1110-02 источник водоснабжения выбирается на стадии проекта районной планировки или генерального плана. В генеральных планах застройки населенных мест ЗСО источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений. При выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02).
При этом, согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Согласно п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Из п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что санитарные мероприятия должны выполняться: в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Пунктом 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 предписано, что отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Собственником централизованных систем холодного водоснабжения и отдельных объектов этих систем, в том числе, источников водоснабжения, на территории Ругозерского сельского поселения и Ледмозерского сельского поселения является Муезерский муниципальный район, полномочия которого осуществляет администрация Муезерского муниципального района.
В нарушение изложенных выше норм действующего в области обеспечения безопасного централизованного водоснабжения и использования источников водоснабжения, а также санитарно-эпидемилогических требований, проекты зон санитарной охраны используемых на территории п. Ледмозеро и с. Ругозеро Муезерского района Республики Карелия источников водоснабжения собственником не разработаны и не утверждены, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны указанных объектов водоснабжения санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования не получены.
Таким образом, исходя из изложенного нормативно-правового регулирования, обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, установлению в соответствии с Земельным и Водным кодексами Российской Федерации ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, лежат на муниципальном образовании Муезерский муниципальный район Республики Карелия, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация, осуществляющая полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.
При этом, непосредственное осуществление ООО «Водоканал» на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ Концессионного соглашения деятельности по водоснабжению населения Ледмозерского и Ругозерского сельских поселений Муезерского района Республики Карелия не освобождает администрацию от выполнения обязанностей по обеспечению условий, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, а также от обязанностей по принятию мер и организации мероприятий, направленных на выполнение требований санитарного законодательства в отношении водоснабжения на территории названных поселений.
Бездействие администрации Муезерского муниципального района в области соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при реализации полномочий собственников источников водоснабжения, выразившееся в неразработке проектов ЗСО, их утверждении и в неполучении санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны, указывает на наличие реальной угрозы ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории поселений, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе, предусмотренного ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" права на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
При изложенных обстоятельствах, оснований для возложения обязанности разработке и утверждению проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны на ООО «Водоканал» не имеется, данная обязанность подлежит возложению на администрацию Муезерского муниципального района.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая значимость качественного и безопасного водоснабжения, исключающего вредное негативное воздействия на человека и недопустимость создания угрозы жизни и здоровью граждан, а также объем необходимых для разработки проектов ЗСО мероприятий, суд полагает необходимым установить срок исполнения судебного акта - 1 год со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Ответчик администрация Муезерского муниципального района, являясь органом местного самоуправления, в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, также освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе, в качестве ответчика.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку исковые требования удовлетворены судом в отношении одного ответчика, освобожденного от уплаты государственной пошлины, оснований для её взыскания не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить частично.
1. Обязать администрацию Муезерского муниципального района в течение 1 (одного) года со дня вступления настоящего решения в законную силу:
1.1. Разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны следующих источников водоснабжения:
- шахтно-питьевой колодец - п. Ледмозеро Муезерского района Республики Карелия;
- артезианская скважина - п. Ледмозеро Муезерского района Республики Карелия;
- озеро Ванчозеро - с. Ругозеро Муезерского района Республики Карелия.
1.2. Получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны указанных объектов водоснабжения.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья - Н.И. Антонов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья - Н.И. Антонов