Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2021 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Тепловой С.Н.,
при секретаре Селютиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-717/21 по иску Министерства здравоохранения <адрес> к Маняковой (ФИО8) ИВ о взыскании единовременной компенсационной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство здравоохранения Самарской области обратилось в суд с указанным иском к Шариповой И.В., указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ <адрес> «Отрадненская городская больница» и ответчиком был заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, на основании которого ответчику, на счет, открытый в кредитной организации, перечислена единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 руб.
Ответчик, заключив договор на выплату, принял на себя обязательство отработать в ГБУЗ <адрес> «Отрадненская городская больница» в течение пяти лет со дня заключения договора на выплату, на условиях, указанных в пункте 2.3.1 договора на выплату.
На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик Шарипова И.В. принята на работу в ГБУЗ <адрес> «Отрадненская городская больница».
Трудовой договор Шариповой И.В. с ГБУЗ <адрес> «Отрадненская городская больница» расторгнут ранее пятилетнего срока, установленного пунктом 1.3 договора на выплату – ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника.
Истец в адрес ответчика направил требование о возврате части единовременной компенсационной выплаты, однако указанное требование ответчиком оставлено без удовлетворения и ответа.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Министерство здравоохранения <адрес> просило суд взыскать с Шариповой И.В. сумму единовременной компенсационной выплаты в размере 684 008,76 руб.
Взыскать с ответчика сумму штрафа в размере 3 420,04 руб.
Взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами на дату вынесения решения суда. На ДД.ММ.ГГГГ размер процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 11 692,78 руб.
В ходе рассмотрения гражданского дела, стороной истца, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявлены уточненные исковые требования, в соответствии с которыми Министерство здравоохранения Самарской области просило суд взыскать с Шариповой И.В. сумму единовременной компенсационной выплаты в размере 684 008,76 руб., сумму штрафа в размере 3 420,04 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами на дату вынесения решения суда ДД.ММ.ГГГГ в размере 16 865,01 руб. (л.д. 130-131 т. 1).
Представитель истца Министерства здравоохранения Самарской области – Берман И.Я., действующая на основании доверенности (л.д. 120 т. 1), в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Шарипова И.В. (фамилия после вступления в брак – Манякова (л.д. 133 т. 1), ее представитель по устному ходатайству в судебном заседании относительно удовлетворения исковых требований возражали.
Представитель третьего лица – Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица – ГБУЗ Самарской области «Отрадненская городская больница» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду письменный отзыв на исковое заявление, согласно доводам которого просил иск удовлетворить, дело рассмотреть в отсутствие представителя учреждения (л.д. 114-115, 116 т. 1).
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретать счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобрети или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Эти правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно статье 1107 Гражданского кодекса России на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения сбережения денежных средств.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом ГБУЗ СО «Отрадненская городская больница» №/к от ДД.ММ.ГГГГ Шарипова И.В. принята на работу в детскую поликлинику на должность врача-педиатра участкового (л.д.27 т. 1).
Между сторонами ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № был заключен договор № о предоставлении в 2018 году медицинскому работнику, прибывшему в 2018 году в возрасте до 50 лет, имеющему высшее образование, на работу в сельский населенный пункт или рабочий поселок Самарской области или переехавшему в сельский населенный пункт или рабочий поселок Самарской области из другого населенного пункта единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей. Данная выплата была перечислена истцом ответчику платежным поручением № и 101457 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17, 18 т. 1).
В соответствии с пп. 1.3, 2.3.1 указанного договора от ДД.ММ.ГГГГ Шарипова И.В. обязана была отработать в течение пяти лет (1826 дней) с даты заключения настоящего договора по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством для данной категории работников в соответствии с трудовым договором.
В случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п. п. 5-7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам) Шарипова И.В. обязалась возвратить истцу вышепоименованную выплату в размере, рассчитанном с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду, а также выплачивает штраф, предусмотренный п. 3.2 договора (п.п. 2.3.2 договора от ДД.ММ.ГГГГ).
Из п. 3.2 договора следует, что в случае неисполнения специалистом обязанности по возврату единовременной компенсационной выплаты, специалист выплачивает штраф в бюджет <адрес> в размере 0,5% от части выплаты, подлежащей возврату согласно п. 2.3.2, п. 2.3.3 договора.
В соответствии с приказом ГБУЗСО «Отрадненская городская больница» №/к от ДД.ММ.ГГГГ Шарипова И.В. уволена по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ (пункт 3 части 1 статьи 77 ТК РФ) на основании личного заявления (л.д. 29 т. 1).
ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения <адрес> в адрес Шариповой И.В. направило требование (претензию) о возврате неосновательно удерживаемых денежных средств в сумме 684 008,76 рублей, а также штрафа в сумме 3 420,40 рублей (л.д. 78-80 т. 1).
Требование оставлено ответчиком без удовлетворения.
Суд исходит из того, что в связи с увольнением по собственной инициативе из учреждения здравоохранения без отработки пятилетнего срока Маняковой (Шариповой) И.В. не исполнено взятое на основании договора с истцом от ДД.ММ.ГГГГ обязательство по возврату компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени.
Освобождением от ответственности (от возврата полученной денежной компенсации) в рамках исследованного договора сторон от ДД.ММ.ГГГГ, является увольнение медицинского работника по основаниям, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 77, п. п. 5-7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ. Однако, ответчик уволился по собственной инициативе, т.е. по иному основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Руководствуясь положениями ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. и постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 674, Министерство Здравоохранения Самарской области заключило с Шариповой И.В. соответствующий договор, по которому ответчик получил от Министерства один миллион рублей денежной компенсации и приняла на себя обязательство отработать в муниципальном учреждении здравоохранения, расположенном в сельской местности, в течение пяти лет.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27 октября 2015 года N 2483-О, установление единовременной денежной выплаты отдельной категории медицинских работников непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и, соответственно, является исключительной компетенцией законодателя. Именно законодатель вправе определять размер такой выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которых она распространяется, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью обеспечения реализации конституционного права на охрану здоровья граждан, проживающих в сельской местности, и, следовательно, привлечения молодых квалифицированных специалистов на работу в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50 и части 12 - 12.5 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Таким образом, правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики.
Исходя из целевого назначения компенсационной выплаты, перечисленной Маняковой (Шариповой) И.В. на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, и с учетом конкретных условий данного договора, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при рассмотрении настоящего спора, является установление факта соблюдения ответчиком взятых по договору обязательств.
Поскольку обязательство об отработке пятилетнего срока по месту работы в учреждении здравоохранения в сельской местности Маняковой (Шариповой) И.В. не выполнено, то оснований для освобождения ее от возврата пропорционально неотработанному времени вышепоименованной компенсационной выплаты не имеется.
В связи с чем, исковые требования о взыскании с Маняковой (Шариповой) И.В. единовременной компенсационной выплаты в размере 684 008 рублей 76 копеек подлежат удовлетворению.
Также обоснованы и подлежат удовлетворению требования Министерства здравоохранения Самарской области о взыскании с Маняковой (Шариповой) И.В. штрафа на основании п.п. 2.3.2, 3.2 договора в сумме 3 420 рубля 04 копеек.
В соответствии со п. 2.3.2 Договора в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения требования Министерства о возврате части единовременной компенсационной выплаты специалист возвращает в областной бюджет часть единовременной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока, указанного в пунктах 1,3, 2.3.1 договора.
Согласно п. 3.3. договора в случае неисполнения специалистом обязанности по возврату единовременной компенсационной выплаты. Специалист выплачивает в бюджет Самарской области проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
По общему правилу ст. 395 ГК РФ проценты на сумму долга подлежат уплате в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в порядке ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из ключевой ставки Банка России, действующий в указанный период, в сумме 16 865 рублей 01 копейка. Расчет процентов судом проверен и признан арифметически верным (л.д. 132 т. 1).
Доводы ответчика о том, что ей не направлялось требование о возврате суммы единовременной компенсации, в связи с чем не может быть взыскана сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, опровергаются материалами дела, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлялось письмо с требованием о возврате, по известному месту жительства ответчика, однако оно вернулось отправителю в связи с истечением срока хранения. Как пояснила, ответчик в судебном заседании она сменила место жительства и регистрации, однако Министерство здравоохранения не уведомляла об этом.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с Маняковой (Шариповой) И.В. в доход местного бюджета подлежат взысканию госпошлина пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 10 242 рубля 94 копейки.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Министерства здравоохранения Самарской области к Маняковой (ФИО8) ИВ о взыскании единовременной компенсационной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа, – удовлетворить.
Взыскать с Маняковой (ФИО8) ИВ в пользу Министерства здравоохранения Самарской области единовременную компенсационную выплату 684 008,76 рубля, проценты за пользование чужими денежными средствами 16 865,01 рублей, штраф – 3 420,04 рубля, а всего 704 293,81 рублей.
Взыскать с Маняковой (ФИО8) ИВ в доход местного бюджета г.о. Самары госпошлину в сумме 10242,94 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.05.2021 года.
Председательствующий: