Дело № 2-8616/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2020 г. г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Мироновой Т.В.
при помощнике Николаевой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельник Валентины Васильевны к ГУ-ГУ ПФР №2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца,
У С Т А Н О В И Л:
Мельник В.В. обратилась в суд с иском к ГУ – ГУ ПФР №2 по г. Москве и МО о признании решения об отказе в установлении (выплате) пенсии от 27.04.2020г. № незаконным и его отмене, признании права на установление страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В обосновании требований указано, что 12.03.2020г. истец обратилась в территориальный отдел ПФР г. Краснознаменск МО с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца, так как ее супруг, на иждивении которого она находилась, умер 18.03.2018г. Решением № от 27.04.2020г. ответчик отказал ей в установлении (выплате) пенсии. Считает данный отказ в назначении пенсии незаконным, так как согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. В данном случае, она при жизни супруга находилась на его иждивении, так как основной доход в их семье получал именно он.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, супруг умершего кормильца, не состоявший на его иждивении, имеет право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если он независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратил источник средств к существованию. С сентября 2018 года внучка истца страдает тяжелой болезнью, ей требуется дорогостоящее лечение и постоянный уход. Ее родители постоянно работают для обеспечения дочери лекарствами и медицинскими услугами. В связи с этим, истец постоянно ухаживает за внучкой, из-за чего каких-либо источников дохода к существованию у нее нет.
Истец Мельник В.В. в судебное заседание не явилась, направила представителя, который требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ – ГУ ПФР №2 по г. Москве и МО в удовлетворении исковых требований просил отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (ст.39 ч.2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Из материалов дела следует, что 12.03.2020г. Мельник В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Управление по Одинцовскому городскому округу, Рузскому городскому округу, закрытому административно-территориальному образованию городскому округу Краснознаменск, закрытому административно-территориальному образованию поселку Власиха МО ГУ – ГУ ПФР №2 по г. Москве и МО с заявлением о назначении страховой пенсии по потере кормильца.
Решением от 27.04.2020г. № Мельник В.В. в установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца отказано в связи с отсутствием права на указанную пенсию.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают.
Также, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Как видно, основанием для назначения лицу указанной пенсии является совокупность следующих условий: во-первых, лицо является членом семьи умершего кормильца; во-вторых, лицо состояло на иждивении умершего кормильца и, в-третьих, лицо является нетрудоспособным. Из условия нахождения лица на иждивении умершего кормильца непосредственно предусмотрено изъятие: одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.
Таким образом, законодателем установлен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию в связи с потерей кормильца, перечень которых является исчерпывающим, не подлежащим расширенному толкованию.
Как следует из материалов дела, совокупность предусмотренных законом условий, необходимых для признания истца находившейся на иждивении умершего для получения пенсии, отсутствует, поскольку Мельник В.В. на момент смерти супруга не достигла пенсионного возраста, с наличием которого связывается право на получение спорной выплаты. Мельник В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не может являться нетрудоспособным членом семьи. Также Мельник В.В. не имеет инвалидности, не занята уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
При указанных обстоятельствах доказанность факта нахождения на иждивении правового значения для разрешения спора не имеет.
Таким образом, оснований для назначения истцу страховой пенсии по случаю потери кормильца не имеется.
Учитывая, что у истца Мельник В.В. отсутствует право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца, то в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Мельник Валентины Васильевны к ГУ-ГУ ПФР №2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца.
Судья подпись Т.В. Миронова