РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.
при секретаре ФИО3,
с участием представителя административного истца ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
административного ответчика Глушкова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-679/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Глушкову М.В. о взыскании пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 13 393,25 рублей. В обоснование административного иска указано, что по результатам камеральной налоговой проверки было установлено наличие недоимки по уплате ответчиком налога на доходы физического лица. Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование №, с предложением добровольно погасить, образовавшуюся задолженность по налогам. Требование не было исполнено налогоплательщиком. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ №а-1692/2019, который был отменен, поскольку ответчик представил возражения.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4, действующая на основании доверенности, доводы административного искового заявления поддержала, суду пояснила, что пени в размере 13 393,25 рублей начислены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на задолженность в размере 97 500 рублей. Данная сумма начислена по результатам камеральной налоговой проверки за 2013 год. Основная сумма задолженности взыскивалась инспекцией в 2015 году, путем направления заявления о выдаче судебного приказа на сумму 119 413,13 рублей, из них: налог – 97 500 рублей, пени 2 413,13 рублей.
Административный ответчик Глушков М.В. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возразил, суду пояснил, что налоговое уведомлением об уплате налогов и пени он не получал, полагает, что административным истцом не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора. Просил в удовлетворении административного иска отказать.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.
Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Обращаясь с настоящим административным иском, административный истец указывает, что по результатам камеральной налоговой проверки у ФИО1 выявлена задолженность по уплате налога на доходы физических лиц за 2013 год в размере 97 500 рублей.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
В связи с неисполнением в срок обязательства по уплате налога, в адрес ответчика ФИО5 было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате пени по налогу на доходы физических лиц в размере 13 393,25 руб.
Из пояснений представителя административного истца следует, что пени рассчитаны на недоимку в размере 97 500 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и составили 13 393, 25 рублей. Основная сумма задолженности взыскивалась инспекцией в 2015 году, путем направления заявления о выдаче судебного приказа на сумму 119 413,13 рублей, из них: налог – 97 500 рублей, пени 2 413,13 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области по административному делу № 2а-599/2020 Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области в удовлетворении исковых требований о взыскании с ФИО1 пени в размере 31 456, 98 руб., начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на задолженность 97 500 рублей, отказано в связи с пропуском срока взыскания налога на доходы физических лиц в размере 97500 руб., и отсутствием оснований для начисления пени.
Кроме того в силу ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 года №436-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Таким образом, к моменту рассмотрения настоящего административного искового заявления возможность принудительного взыскания с административного ответчика недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2013 год административным истцом утрачена. Указанная задолженность признается безнадежной ко взысканию.
Пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. № 11-П, изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В силу п.п. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 Налогового кодекса РФ.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 № 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям НК РФ.
В связи с вышеизложенным, ввиду утраты административным истцом возможности принудительного взыскания с административного ответчика задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2013 год по вышеуказанным основаниям, пени, начисленные на указанную недоимку, не могут более обеспечивать принудительное исполнение данных обязательств и не подлежат взысканию.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к ФИО1 о взыскании суммы пени по НДФЛ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: