Дело № 2-1151/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 августа 2014 года г. Рославль
Рославльский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего Киселева А.С.
при секретаре Афонасьевой Е.Н.
с участием прокурора Святой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области об установлении административного надзора в отношении Зиновьева <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
Начальник ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Зиновьева С.Е. на срок до погашения судимости, ссылаясь на то, что последний отбывает наказание за преступление, совершенное при опасном рецидиве преступлений. Зиновьев С.Е. освобождается из мест лишения свободы <данные изъяты>, в связи с чем должностным лицом поставлен вопрос о применении в отношении последнего в рамках административного надзора соответствующих ограничений, в том числе: не пребывать вне жилого помещения с 22 часов 00 минут текущего дня до 6 часов 00 минут следующего дня; не выезжать за пределы населенного пункта по месту проживания; являться четыре раза в месяц - 5, 14, 22 и 28 числа каждого месяца в органы внутренних дел по месту пребывания.
Представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области Куксин В.А. в судебном заседании требования поддержал, вышеприведенные обстоятельства подтвердил.
Зиновьев С.Е. в судебном заседании не возражал против установления в отношении него административного надзора, однако количество обозначенных явок просил снизить, мотивируя это тем, что в противном случае он может быть ограничен в возможности трудиться.
Заслушав участников процесса, а также заключение прокурора, полагавшего представленное заявление подлежащим частичному удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно ст. 2 упомянутого Закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Это означает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности, в связи с чем устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, устанавливается на срок, определенный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Обращаясь с анализируемыми требованиями, заявитель акцентировал внимание на то, что Зиновьев С.Е. <данные изъяты> освобождается из мест лишения свободы по отбытию наказания за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, в связи с чем применительно к вышеприведенным положениям ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении последнего должен быть установлен административный надзор на срок до погашения судимости.
Вместе с тем суд не может согласиться с правильностью подобных суждений.
Действительно, Зиновьев С.Е. приговором Сафоновского городского суда Смоленской области от 23.05.2006 (с изменениями, внесенными постановлением Президиума Смоленского областного суда от 28.09.2011) признан виновным в совершении особо тяжкого преступления (ч. 5 ст. 15 УК РФ), предусмотренного ч. 3 ст. 162 УК РФ, при рецидиве преступлений (ч. 1 ст. 18 УК РФ) и ему с учетом присоединения неотбытого наказания по приговору того же суда от 06.12.2005 (осужден по п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ) в виде лишения свободы сроком на 2 года назначено наказание в виде 9 лет лишения свободы без штрафа, которое он в настоящее время отбывает в исправительной колонии строгого режима - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области и подлежит освобождению, как отмечалось выше, <данные изъяты>.
На основании изложенного рассматривать Зиновьева С.Е. как совершеннолетнее лицо, освобождаемое из мест лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, что в силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ влечет безусловное установление в отношении такого лица административного надзора на срок до погашения судимости (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ), нельзя, так как соответствующие обстоятельства в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашли.
Однако здесь следует указать на то, что в силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении названных лиц административный надзор устанавливается, в частности, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ).
При этом согласно п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор в отношении лиц, указанных в ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости и исчисляемого со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В силу п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции федерального закона от 13.06.1996 № 63-ФЗ) судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, учитывая, что Зиновьев С.Е., подлежащий освобождению по отбытию упомянутого наказания <данные изъяты>, имеет судимость за совершения особо тяжкого преступления при рецидиве преступлений, 21.06.2012 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, административный надзор в отношении него может быть установлен на срок от 1 до 3 лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости и исчисляемого со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Кроме того, по правилам ч. 2 ст. 261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Частями 1, 2 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ определено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Исходя из того, что Зиновьев С.Е. совершил особо тяжкое преступление при рецидиве преступлений, с учетом данных, характеризующих последнего, в том числе характера совершенного преступления, за которое он отбывает наказание, обстоятельств его совершения, поведения в период отбывания наказания (<данные изъяты>), суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для установления в отношении Зиновьева С.Е. административного надзора сроком на 3 года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости и исчисляемого со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, с применением к нему административных ограничений в виде запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов 00 минут текущего дня до 6 часов 00 минут следующего дня, кроме случаев, связанных с работой; запрета выезжать за пределы населенного пункта по месту жительства либо пребывания без разрешения территориального органа внутренних дел; обязанности являться 5 числа каждого месяца в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Подобное в рассматриваемом случае наиболее эффективно будет способствовать социальной адаптации Зиновьева С.Е., окажет на него положительное профилактическое воздействие и создаст предпосылки к предупреждению совершения им новых преступлений и правонарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Смоленской области удовлетворить частично.
Установить в отношении Зиновьева <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор сроком на 3 года, исчисляемым со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, с применением следующих административных ограничений:
- запретить Зиновьеву <данные изъяты> пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов 00 минут текущего дня до 6 часов 00 минут следующего дня, кроме случаев, связанных с работой;
- запретить Зиновьеву <данные изъяты> выезжать за пределы населенного пункта по месту жительства либо пребывания без разрешения территориального органа внутренних дел;
- обязать Зиновьева <данные изъяты> являться 5 числа каждого месяца в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В удовлетворении остальной части требований заявителю отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд Смоленской области в течение месяца.
Председательствующий А.С. Киселев
Решение в окончательной форме изготовлено 25.08.2014.