№ 2-904/2018
РЕШЕНИЕ
(мотивированное)
Именем Российской Федерации
ст. Вешенская «11» декабря 2018 года.
Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Романова С.А.,
с участием помощника прокурора Шолоховского района Ростовской области Топоркова М.М.,
директора МУП «Отрог» Герасименко В.И.,
представителя администрации Шолоховского района Ростовской области – Русакова С.С.,
при секретаре Власовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шолоховского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию "Отрог", третье лицо администрация Шолоховского района Ростовской области – «об обязании привести в технически исправное состояние пожарный гидрант»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шолоховского района Ростовской области обратился в суд с настоящим заявлением указав, что прокуратурой области проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности на территории Вешенского сельского поселения, в ходе которой установлено, что в нарушение норм противопожарной безопасности на территории ст. Вешенской, Шолоховского района пожарный гидрант расположенный <адрес> не открывается, то есть находится в неисправном техническом состоянии. На основании договора № 61 от 01.02.2017 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Отрог» заключенного между МУП «Отрог» и отделом имущественных и земельных отношений администрации Шолоховского района, действующего от имени Муниципального образования «Шолоховский район» в хозяйственное ведение МУП передан ряд объектов муниципальной собственности, в том числе «сооружения водозаборные протяженностью 7701 м, кадастровый номер №». Просит суд исковые требования удовлетворить, обязать МУП «Отрог» привести в технически исправное состояние пожарный гидрант расположенный по адресу: ул<адрес>
В судебном заседании помощник прокурора Шолоховского района Топорков М.М. требования поддержал, просил удовлетворить, добавив, что они просят установить срок исполнения решения суда до 01.07.2019 года, а так же статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Применение такой меры прокурорского реагирования, как обращение в суд будет адекватно сложившейся ситуации по неисполнению требований закона со стороны должностных лиц МУП «Отрог», поскольку судебное решение имеет высшую юридическую силу. Ранее, прокуратурой района в МУП «Отрог» вносились представление в связи с выявленными нарушениями, но требования небыли удовлетворены.
Директор МУП «Отрог» Герасименко В.И. в судебном заседании предъявленные требования признал частично, указав, что МУП «Отрог» осуществляет свою деятельность на основании закона и договоров. Пожарные гидранты и краны не состоят на балансе МУП «Отрог», договорных отношений с органами местного самоуправления по обслуживанию пожарных гидрантов и кранов нет, в связи с этим их обслуживание не входит в обязанности МУП «Отрог».
Согласно ГОСТ 12.2.047-86 (СТ СЭВ 5236-85) пожарный гидрант относится к разряду отдельного оборудования, является устройством для отбора воды из водопроводной сети для тущения пожара и, не смотря на то, что от составная часть водопроводной сети, не является неотъемлемой частью системы водоснабжения. Кроме того, обслуживание пожарных гидрантов - это лицензированная деятельность, и поскольку у МУП «Отрог» такой лицензии нет, то будет нарушением их обслуживанрм без лицензии. Содержание и обслуживание пожарных гидрантов требует дополнительных финансовых расходов, не заложенных в тариф МУП «Отрог», который утвержден Региональной службой по тарифам в Ростовской области.
На основании вышеизложенного у МУП «Отрог» нет оснований для обслуживания пожарных гидрантов и кранов на территориях поселений района, и согласны с Прокурором в той части, что пожарный гидрант, расположенный у <адрес>, должна обслуживать Администрация сельского поселения станицы Вешенской за счет собственных средств.
Представитель администрации Шолоховского района Ростовской области - Русаков С.С. в судебном заседании показал, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ (ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В иске содержится обоснование привлечения Администрации Шолоховского района в качестве третьего лица, поскольку администрация является собственником водопроводной сети, а также осуществляет финансирование деятельности МУП «Отрог».
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 П131-Ф3 "Об общих принципах организации, местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения.
За муниципальными районами подобные полномочия не закреплены.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнееено лишь участие в предупреждении и ликвидации последетвий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
«Первичные меры пожарной безопасности», определяет ст. 1 ФЗ № 69-ФЗ. К этим мерам относится реализация принятых в уетановленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, опасению людей и имущества от пожаров. Перечень полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности сформулирован в ст. 19 Закона N 69-ФЗ, которая относит к ним в том числе:
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) на территориях сельских поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, в том числе наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами.
При этом, противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производетвенным водопроводом (ч.З ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ), обязанность обеспечения функционирования которых Закон N 131-ФЗ, относит к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения и городских округов.
С учетом выщеизложенного, в соответствии со ст. 210 ГК РФ, в целях установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении настоящего гражданского дела, считает необходимым привлечь к участию в деле - Администрацию Вешенского сельского поселения, в качестве соответчика по настоящему иску.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Шолоховского района Топорков М.М. против привлечения в качестве соответчика по делу Администрации Вешенского сельского поселения возражал, в связи с чем дело было рассмотрено в рамках предъявленного иска к МУП «Отрог».
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Шолоховского района Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства о противопожарной безопасности на территории Вешенского сельского поселения, в ходе которой установлено, что в нарушение норм противопожарной безопасности на территории ст. Вешенской, Шолоховского района пожарный гидрант расположенный у дома № 79 по ул.Шолохова не открывается, то есть находится в неисправном техническом состоянии.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со ст. 3 Закона № 69-ФЗ, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 19 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу ст. 10 Закона № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Таким образом, из вышеприведенных законоположений следует, что поддержание находящихся на территории сельского поселения средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность сельских поселений, обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 этого Закона.
Согласно ст. 63 Закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - «...первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;... обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности...».
Статьей 62 Закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1 ст. 62 Закона № 123-ФЗ); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться внутренний и наружный водопроводы (в т.ч. питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч. 2).
В соответствии со ст. 68 Закона № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (ч. 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами. Поселения должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. 3).
В соответствии с п. 1 ст. 127 Федерального закона № 123-ФЗ пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водопроводной сетью понимается - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Статьей 6 Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что организация водоснабжения населения на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района.
В соответствии п. 3.2. СП 8.13130.2009 «Свода Правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», под гидрантом понимается техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой.
В этой связи гидрант предполагает его закрепленность в установленном месте водопровода, неразрывное соединение со статичным потенциальным источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидранты как составные части сети водоснабжения, неотделимые от нее.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.
В соответствии с Приложением 43.2 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-3C (ред. от 09.10.2018) «О местном самоуправлении в Ростовской области» в муниципальной собственности МО «Шолоховский район» находятся «сооружения водозаборные протяженностью 7701 м, кадастровый номер №».
Согласно уставу МУП «Отрог» является коммерческим предприятием и находится в ведомственном подчинении администрации Шолоховского района, учредителем является администрация Шолоховского района и осуществляет полномочия собственника имущества предприятия.
На основании договора № 61 от 01.02.2017 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Отрог» заключенного между МУП «Отрог» и отделом имущественных и земельных отношений администрации Шолоховского района, действующего от имени Муниципального образования «Шолоховский район» в хозяйственное ведение МУП передан ряд объектов муниципальной собственности, в том числе «сооружения водозаборные протяженностью 7701 м, кадастровый номер №».
Согласно п. 3.2.5 Указанного договора МУП обязано осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества за счет собственных средств.
В приложении № 1 к договору № 61 указан перечень объектов переданных МУП в том числе водопроводные сети расположенные по улице Шолохова.
Согласно техническому паспорту сооружения от 28.02.2013 года, в состав водопроводных сетей входят трубы металлические, колодцы кирпичные. В то же время водопроводные сети, на которых расположены гидранты, участвуют в едином технологическом процессе водоснабжения, в том числе для целей пожаротушения, раздельно функционировать не могут, образуя собой сложную вещь, то есть являются единым целым сооружением.
В силу изложенного, исходя из требований договора, обязанность по поддержанию водопроводной сети, включая пожарные гидранты в надлежащем состоянии, в силу договорных обязательств, собственником возложена МУП «Отрог».
Неисправное состояние пожарных гидрантов, ненадлежащее их обслуживание и содержание в исправном состоянии в случае возникновения пожара может повлечь за собой несвоевременное тушение пожара и наступление тяжких последствий, причинение вреда здоровью граждан, повреждение и уничтожение имущества.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Шолоховского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию "Отрог", третье лицо администрация Шолоховского района Ростовской области – «об обязании привести в технически исправное состояние пожарный гидрант» - удовлетворить.
Обязать МУП «Отрог» в срок до 01.07.2019 года привести в технически исправное состояние пожарный гидрант расположенный по адресу: <адрес>
Взыскать с МУП «Отрог» госпошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
Резолютивная часть решения оглашена 11.12.2018 года.
Мотивированное решение изготовлено 14.12.2018 года.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья С.А. Романов