Дело № 2 - 440/2012
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Попова В.В.,
при секретаре Першиной Л.И.,
с участием прокурора Лобановой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 27 ноября 2012 года гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Югыдъяг» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения и крыши жилого дома,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию СП «Югыдъяг», в обоснование которого указал следующее. В ходе проверки жалобы ФИО1, проживающей в <адрес>, было установлено, что кровля жилого дома за все время его эксплуатации не ремонтировалась. Это привело к гниению и разрушению потолочного перекрытия в квартире ФИО1 Собственником жилых помещений дома является МО СП «Югыдъяг», на котором лежит обязанность по проведению капитального ремонта квартир и общего имущества дома. Просил обязать ответчика произвести капитальный ремонт потолочных перекрытий в кухне и двух комнатах квартиры № и крыши в указанном двухквартирном доме.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация сельского поселения «Югыдъяг».
Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования уточнил. Просил возложить обязанность по проведению капительного ремонта на администрацию СП «Югыдъяг», поскольку она является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Срок исполнения обязанности просит установить до ДД.ММ.ГГГГ. Остальные требования и доводы в их обоснование поддерживает.
Глава сельского поселения «Югыдъяг» - руководитель администрации ФИО3., представляющий муниципальное образование сельского поселения и администрацию сельского поселения иск признал. Пояснил, что жилые помещения в указанном доме являются муниципальной собственностью, жильцы пользуются квартирами на правах нанимателей. Проведенным обследованием жилого помещения установлено, что оно фактически не пригодно для проживания, необходим капитальный ремонт.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, извещенная надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняла.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.
Судом установлено, что квартиры № и № <адрес> включены в реестр муниципальной собственности СП «Югыдъяг», переданы в собственность МО СП «Югыдъяг» на основании акта приемо-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. В собственность граждан данные квартиры не передавались, договора на передачу в собственность граждан не заключались, приватизационные дела не формировались.
В соответствии со статьей 36 Жилищного Кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, чердаки, подвалы и крыши.
Таким образом, муниципальное образование СП «Югыдъяг» является собственником всего жилого двухквартирного дома, включая его общее имущество.
Согласно статьям 30 и 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 установлено, что общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей, в состоянии, обеспечивающем: - соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; - безопасность для жизни и здоровья граждан; - сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, его текущий и капитальный ремонт.
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра.
ДД.ММ.ГГГГ представителем собственника жилого дома - администрацией СП «Югыдъяг» в лице заместителя руководителя и специалиста администрации, проведен осмотр жилого дома, по итогам которого была выявлена непригодность для дальнейшей эксплуатации крыши в связи с ее длительным протеканием из-за отсутствия ремонта с момента постройки дома. Указанные обстоятельства отражены в соответствующем акте обследования жилого помещения и заключении межведомственной комиссии.
Согласно статье 163 Жилищного кодекса РФ порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования, устанавливается органом местного самоуправления. При этом, управление многоквартирным домом, в котором доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
Судом установлено, что управляющая организация для управления жилым домом № по <адрес> администрацией СП «Югыдъяг» не выбрана, договоров на обслуживание или содержание объектов жилищного фонда ни с кем не заключено. Следовательно, администрация сельского поселения, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования сельского поселения, и как представитель собственника жилого дома, должна нести бремя содержания общего имущества, в том числе, выполнять обязанности по осуществлению ремонта крыши.
В соответствии со статьей 67 Жилищного кодекса РФ и подпунктом «д» пункта 9 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 в качестве пользователя жилым помещением наниматель имеет право требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения и надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Требования к надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Указанными Правилами и нормами установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
В силу нормативных положений Жилищного кодекса РФ отношения между публичным правовым образованием (собственником жилого помещения) и гражданином по предоставлению жилого помещения для постоянного проживания являются отношениями социального найма жилого помещения и оформляются соответствующим договором. Содержание правоотношений сторон такого договора урегулировано Жилищным кодексом РФ и иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии с предоставленными им полномочиями.
Судом установлено, что между администрацией СП «Югыдъяг» и жильцами дома № договоры социального найма заключены не были. Однако в связи с длительным и постоянным проживанием жильцов в обоих квартирах на момент передачи их в собственность МО СП «Югыдъяг», а также регулярным внесением платы за наем, к отношениям с жильцами данного жилого дома должны применяться нормы, регулирующие отношения сторон договора социального найма жилого помещения, то есть, собственник жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган местного самоуправления) выступает в качестве наймодателя, а граждане, проживающие в муниципальных квартирах, в качестве нанимателя жилого помещения (статья 60 Жилищного кодекса РФ).
Согласно статье 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан участвовать в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение (ремонт крыши), а также осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно акту обследования жилого помещения № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного администрацией СП «Югыдъяг» с участием представителя нанимателя ФИО2, установлено провисание потолков в кухне и в одной из комнат, гниение потолочного перекрытия и его частичное разрушение во второй комнате.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 и подпункта «в» пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, обязанность проведения капитального ремонта жилого помещения также возложена на наймодателя, а текущего – на нанимателя. При этом к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, отнесены следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Все иные работы, в том числе, работы по ремонту потолочных перекрытий в жилом помещении, относятся к капитальному ремонту жилого помещения. При этом если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
Таким образом, ремонт крыши, а также ремонт потолочных перекрытий в жилом помещении, который относится к капитальному ремонту жилого помещения, должен производиться наймодателем за свой счет.
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса РФ участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Согласно статье 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно статье 24 Устава МО СП «Югыдъяг» в структуру органов поселения входит администрация СП «Югыдъяг». Согласно статье 39 Устава и Положению об администрации СП «Югыдъяг» администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация поселения является самостоятельным юридическим лицом и муниципальным учреждением. Согласно пунктом 2 Положения об администрации СП «Югыдъяг» одной из основных задач деятельности администрации является управление муниципальной собственностью и финансами поселения. В соответствии с пунктом 8 статьи 39 Устава МО СП «Югыдъяг» к полномочиям администрации относятся вопросы местного значения, которые не отнесены законодательством и Уставом к полномочиям иных органов местного самоуправления. Исходя из установленных полномочий Совета сельского поселения «Югыдъяг» (статья 27 Устава) и главы сельского поселения «Югыдъяг» (статья 37 Устава), полномочия по заключению договоров социального найма жилых помещений, находящихся в собственности МО СП «Югыдъяг», выполнению обязанностей наймодателя, осуществлению муниципального жилищного контроля за сохранностью жилищного фонда, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, относятся к компетенции администрации СП «Югыдъяг». Поэтому обязанности по проведению капительного ремонта следует возложить непосредственно на администрацию сельского поселения.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Югыдъяг» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого помещения и крыши жилого дома, удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Югыдъяг» осуществить капитальный ремонт потолочных перекрытий в кухне и двух комнатах в жилом помещении по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию сельского поселения «Югыдъяг» осуществить капитальный ремонт крыши жилого дома по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий