Дело № 2-426/2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 августа 2018 года г. Сердобск
Сердобский городской суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Фролова А.Ю.
с участием помощника прокурора Сердобского района Пензенской области Уланова А.В.,
при секретаре Лысак Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по иску Козиной Елены Евгеньевны к Ольховскому Владиславу Андреевичу о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Козина Е.Е. обратилась в суд с иском к Ольховскому В.А. о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя тем, что 14 января 2018 года, Ольховский В.А. беспричинно причинил ей травму головы и других частей тела. 04 июня 2018 года Ольховский В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года 4 (четыре) месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. После получения травмы 14 января 2018 года она была направлена на излечение в стационар Пензенской областной больницы. Длительное время находилась в бессознательном состоянии и была выписана из больницы ДД.ММ.ГГГГ. Понесенные ею материальные расходы на её содержание в лечебном учреждении Ольховский В.А. возместил в полном объеме. Однако при получении травмы она понесла и моральный вред, выразившийся в сильной физической боли, последствиями травмы стало признание её инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию. В настоящее время у неё стало ухудшаться зрение, что также является следствием полученной ею травмы. В настоящее время из-за последствий травмы ей нужен сопровождающий при перемещениях по городу. Кроме этого она испытывает до настоящего времени нравственные страдания, а именно переживает все происшедшее, у неё на иждивении находится малолетний ребёнок, требующий ухода, который ей затруднительно оказывать. На основании изложенного просит суд взыскать в её пользу компенсацию морального вреда, причиненного в результате причинения физических и нравственных страданий в размере <данные изъяты>.
Истец Козина Е.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что в настоящее время она имеет III группу инвалидности, не может передвигаться по городу без посторонней помощи, её зрение постепенно ухудшается. В следующем году запланирована операция по установке ей пластины в голове. Со слов врачей ей известно, что после данной операции ей будет установлена нерабочая группа инвалидности. До рассмотрения уголовного дела она получала от представителя Ольховского В.А. – Макарова Р.В. через своего адвоката Кузьмина В.Г. денежные средства в размере <данные изъяты>, из них в счет возмещения вреда здоровью <данные изъяты>, а остальные <данные изъяты> возмещение материального вреда, которые пошли на оплату услуг адвоката и другие расходы, связанные с лечением и дальнейшей реабилитацией.
Представитель истца Козиной Е.Е. - адвокат Кузьмин В.Г., действующий на основании ордера, будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседание не явился. Истец Козина Е.Е. не возражала рассмотреть дело в отсутствие её представителя адвоката Кузьмина В.Г.
Ответчик Ольховский В.А. в судебном заседании исковые требования признал частично и просил суд уменьшить компенсацию морального вреда до <данные изъяты>, поскольку в ходе рассмотрения уголовного дела им передано Козиной Е.Е. <данные изъяты>. Он считает, что денежные средства были переданы в счет возмещения вреда, причинённого преступлением.
Представитель ответчика Ольховского В.А. – Макаров Р.В., действующий на основании ордера в судебном заседании поддержал доводы Ольховского В.А., просил суд уменьшить компенсацию морального, поскольку в ходе рассмотрения уголовного дела им передано Козиной Е.Е. <данные изъяты>. Он считает, что денежные средства были переданы в счет возмещения вреда, причиненного преступлением, так как истцом не были представлены квитанции и документы, подтверждающие расходы материального характера.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и заслушав мнение помощника прокурора, полагавшего удовлетворить исковые требования частично в размере <данные изъяты>, суд пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как следует из разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, <данные изъяты> распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. (п. 2); размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (п. 8).
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Исходя из разъяснений, содержащихся п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», в силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом. Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу приговором Сердобского городского суда Пензенской области от 04 июня 2018 года Ольховский В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года 4 (четыре) месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Из указанного приговора следует, что 14 января 2018 года, в период с 00 часов 05 минут по 00 часов 15 минут, Ольховский В.А., будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь на крыльце кафе-бара «Багира», расположенного по адресу: <адрес>, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений с находившейся там же потерпевшей Козиной Е.Е., умышленно, с целью причинения Козиной Е.Е. тяжкого вреда здоровью опасного для жизни человека, нанёс находящейся перед ним Козиной Е.Е. один удар кулаком правой руки в область носа, вследствие чего Козина Е.Е. присела на корточки, затем, продолжая свои преступные действия, направленные на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, умышленно нанёс Козиной Е.Е., один удар сверху вниз кулаком правой руки в область головы справа. Таким образом, Ольховский В.А. своими умышленными преступными действиями причинил потерпевшей Козиной Е.Е. следующие телесные повреждения: оскольчатый перелом спинки носа и боковых скатов со смещением, которые влекут за собой кратковременное расстройство здоровья продолжительностью до трёх недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно) и по этому признаку расцениваются, как легкий вред здоровью; закрытую черепно-мозговую травму – ушиб головного мозга тяжёлой степени, острая субдуральная гематома (кровь под твёрдой мозговой оболочкой) правой лобно-височно-теменной области (общим объёмом 120 мл.), с распространением в лобную область головы слева (малого объёма) и по ходу межполушарной щели, со сдавлением правой гемисферы головного мозга, оскольчатый перелом лобной кости справа (в зоне правого венечного и сагиттального швов), с переходом линий перелома на чешую лобной кости справа (повреждение обеих костных пластинок), переднюю и заднюю стенки правой лобной пазухи и верхнюю стенку правой орбиты, с развитием пневмоцефалии (воздух в полости черепа), подапоневротическая гематома (кровь между сухожильным «шлемом» головы и надкостницей) лобно-теменной области справа, которые расцениваются в совокупности как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ у Козиной Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выявлены следующие телесные повреждения:
«<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ у Козиной Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имелись следующие телесные повреждения:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Как следует из заключительного эпикриза истории болезни № нейрохирургического отделения ГБУЗ «Клиническая больница № 6 им. Г.А.Захарьина» Козина Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения находилась на лечении в нейрохирургическим отделении ГБУЗ «Клиническая больница № 6 им. Г.А.Захарьина» с <данные изъяты>
Согласно справке МСЭ-2017 № от ДД.ММ.ГГГГ, Козиной Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность <данные изъяты> на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что истец Козина Е.Е. в связи с полученной 14 января 2018 года травмой находилась на стационарном лечении в нейрохирургическим отделении ГБУЗ «Клиническая больница № 6 им. Г.А.Захарьина» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращалась за помощью к терапевту, рекомендованы консультации невролога, хирурга, уролога, лор-врача. Указанные обстоятельства подтверждаются медицинской картой амбулаторного больного Козиной Е.Е., заключительным эпикризом № нейрохирургического отделения ГБУЗ «Клиническая больница № 6 им. Г.А.Захарьина», справкой МСЭ-2017 № от ДД.ММ.ГГГГ, копии которых имеются в материалах дела.
При таких обстоятельствах суд считает, что истец Козина Е.Е., претерпела нравственные страдания, выразившиеся в эмоциональном стрессе, в переживаниях за свою жизнь и состояние здоровья, а также выразившиеся в физических страданиях, связанных с причиненным повреждением здоровья, переживании неудобств, связанных с нахождением на лечении и длительности периода восстановления здоровья, невозможности вести прежний активный образ жизни.
Причиненные истцу Козиной Е.Е. нравственные и физические страдания состоят в причинно-следственной связи с происшествием, произошедшим 14 января 2018 года.
Как следует из приговора Сердобского городского суда Пензенской области от 04 июня 2018 года, смягчающим наказание Ольховского В.А. обстоятельством является добровольное частичное возмещение материального вреда потерпевшей Козиной Е.Е., что подтверждается имеющимися в материалах дела расписками от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истец Козина Е.Е. имеет право на компенсацию морального вреда, и приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика Ольховского В.А. в пользу истца Козиной Е.Е. компенсации морального вреда.
С учетом вышеизложенного, учитывая фактические обстоятельства по делу, при которых был причинен моральный вред истцу Козиной Е.Е., полученные истцом Козиной Е.Е. телесные повреждения, их тяжесть, степень и характер физических и нравственных страданий, претерпеваемых ею, индивидуальные особенности истца Козиной Е.Е., её возраст, последствия для здоровья Козиной Е.Е., вызванные полученной травмой, принимая во внимание, что истцом Козиной Е.Е. был причинен вред здоровью, длительное время она проходит стационарное и амбулаторное лечение, имеет III группу инвалидности, что неизбежно причиняло и до настоящего времени причиняет как физическую боль, так и нравственные переживания, частичную компенсацию ответчиком Ольховским В.А. истцу Козиной Е.Е. морального вреда в размере 65000 рублей, в соответствии с требованиям разумности и справедливости, суд приходит к выводу о возможности определения размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика Ольховского В.А. в пользу истца Козиной Е.Е. в размере 400000 рублей.
На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования Козиной Е.Е. к Ольховскому В.А. о взыскании компенсации морального вреда за нравственные и физические страдания подлежат частичному удовлетворению и с Ольховского В.А. в пользу Козиной Е.Е. подлежит взысканию компенсация морального вреда за нравственные и физические страдания в размере <данные изъяты>, в удовлетворении остальной части исковых требований Козиной Е.Е. к Ольховскому В.А. о взыскании компенсации морального вреда за нравственные и физические страдания в размере <данные изъяты> должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Козиной Елены Евгеньевны к Ольховскому Владиславу Андреевичу о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Ольховского Владислава Андреевича в пользу Козиной Елены Евгеньевны компенсацию морального вреда за нравственные и физические страдания в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части иска Козиной Елены Евгеньевны к Ольховскому Владиславу Андреевичу о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31 августа 2018 года.
Судья А.Ю. Фролов