Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2857/2012 ~ М-2499/2012 от 13.08.2012

Дело № 2-2857/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«10» декабря 2012 года г. Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе:

судьи Исматовой Л.Г.,

при секретаре Новокрещеновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Копысовой Н. В. к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации ... о признании незаконным решения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ... от -Дата- об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ...; обязании Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ... выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ...,

с участием истца Копысовой Н. В.,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в Индустриальный районный суд ... с иском к ответчику о признании незаконным решения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ... от -Дата- об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ...; обязании Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ... выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ....

Исковые требования мотивировала следующим. Копысова Н.В. является собственником земельного участка, категория земель: Индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства, общая площадь 565 кв.м., по адресу: Удмуртская Республика, ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от -Дата-.

-Дата- истец обратилась с заявлением в Главное Управление Архитектуры и Градостроительства Администрации ... об изготовлении градостроительного плана земельного участка. План был подготовлен начальником ГУАиГ -Дата- с кадастровым номером 18:26:020376:9 по ....

-Дата- данный план был утвержден Приказом Администрации ... за п и дано указание ГУАиГ: осуществить оформление и регистрацию градостроительного плана земельного участка, внести данные градостроительного плана земельного участка в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.

-Дата- истец обратилась с заявлением в Главное Управление Архитектуры и Градостроительства Администрации ... о выдаче разрешения на строительство индивидуального одноквартирного жилого дома по адресу: .... На данное заявление был получен отказ от -Дата- мотивированный тем, что земельный участок расположен в красных линиях, обозначающих существующие и планируемые границы территорий общего пользования. Действие градостроительного регламента указанной в границах территорий не распространяется. Использование земельных участков, на которые действия градостроительного регламентов не распространяется или действия градостроительного регламента не установлено, определяется уполномоченными органами исполнительно власти УР или уполномоченными органами местного самоуправления ....

В настоящее время нормативно-правовые акты, определяющие порядок использования земельного участка отсутствуют.

В отношении земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, каких-либо ограничений прав не существует, в свидетельстве о государственной регистрации право собственности на земельный участок от -Дата- разрешенное использование обозначено – для застройки.

В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об ограничении прав принадлежащего истцу земельного участка. Не содержит указания на наличие каких-либо ограничений прав собственника и Градостроительный план земельного участка, утвержденный Приказом Администрации ... «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером по ... от -Дата- п».

Исходя из градостроительного плана разрешенный вид использования земельного участка «для застройки» не противоречит градостроительному паспорту земельного участка и основания для отказа в предоставлении разрешения на строительство, предусмотренные п. 13 ст. 51 ГрК РФ, отсутствуют.

Таким образом, истец полагает, что отсутствуют основания для запрета осуществления ей и ее семьей строительства нового индивидуального дома по адресу: .... Отказ в выдаче разрешения на строительство ограничивает ее права собственника земельного участка без предусмотренных законом оснований.

-Дата- определением Индустриального районного суда ... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации ... (л.д. 29-31).

В судебном заседании истец Копысова Н.В. на удовлетворении исковых требований настаивала.

В судебное заседание представитель ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ... не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление – л.д. 42), причина неявки суду не сообщена. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ....

Представителем ответчика представлен отзыв на исковое заявление (л.д. 47-49), в котором ссылается не следующее.

Пунктом 8 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства – деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

При использовании земельного участка важно знать, к какой категории относится земельный участок, и какие виды разрешенного использования в соответствии с зонированием установлены в отношении него.

Правовое регулирование деления земель в Российской Федерации на категории определяется Земельным кодексом РФ, тогда как разрешенное использование в соответствии с зонированием территорий относится в большей мере к предмету регулирования Градостроительного кодекса РФ.

Градостроительное зонирование – это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Градостроительный регламент – установленные в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Городской думы ... от -Дата- , устанавливают регламент территориальной зоны (все допустимые виды разрешенного использования), и, соответственно, всех земельных участков, расположенных в границах данной территориальной зоны.

Правила землепользования и застройки ... до их утверждения прошли процедуру публичных слушаний, являются муниципальным нормативный правовым актом и официально опубликован.

Правовой режим конкретного земельного участка находит отражение в градостроительном плане земельного участка, который выполняется на основании Правил землепользования и застройки. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (п. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ).

Именно в градостроительном плане земельного участка содержится, в том числе информация о градостроительном регламенте (видах разрешенного использования) той территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.

Это обстоятельство подтверждает, что заявитель Копысова Н.В., получив градостроительный план земельного участка по адресу: ..., утвержденный постановлением Администрации ... от -Дата- п, знала о правовом режиме своего земельного участка.

Согласно указанному градостроительному плану земельный участок по адресу: ..., расположен в границах «красных линий», действие градостроительного регламента на него не распространяется. В указанной зоне строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено ни в качестве основных, ни в качестве условно разрешенных видов использования земельных участков.

Поскольку земельный участок, расположенный по адресу: ..., расположен в зоне «красных линий», действие градостроительного регламента на него не распространяется и соответственно строительство индивидуальных жилых домов не включается в перечень видов разрешенного использования земельных участков, таким образом, отказ ГУАиГ Администрации г. Ижевска в выдаче разрешения на строительство является законным и обоснованным.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление – л.д.43), представил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 45). Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска.

В судебное заседание представитель третьего лица Администрации г. Ижевска не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление – л.д. 44), причина неявки суду не сообщена. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г. Ижевска.

Суд, выслушав пояснения истца, исследовав доказательства по делу, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и должностных лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, они определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, то есть по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо права, свободы и законные интересы которого нарушены (статья 3 ГПК РФ).

Из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что решения органа местного самоуправления, нарушающие, по мнению гражданина, его права, свободы и законные интересы, могут быть обжалованы в суд в порядке и в сроки, установленные гражданским процессуальным законодательством, а именно: главой 25. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Заявленный истцом спор о признании незаконными решения органа местного самоуправления носит публично-правовой характер, однако, учитывая, что истец обратилась в суд порядке искового производства и действующее гражданское процессуальное законодательство не содержит запрета на рассмотрение данного дела в порядке искового производства, суд полагает необходимым рассматривать данный спор и давать ему оценку в полном объеме с учетом особенностей, предусмотренных главой 25 ГПК РФ.

Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от -Дата- N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Так, в пункте 9 данного Постановления указано, что судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от -Дата- ... (л.д. 16) Копысова Н.В. на основании Постановления Главы Администрации Индустриального ... от -Дата- является собственником земельного участка (категория земель: Индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства, общая площадь 565 кв.м., кадастровый :26:020376:9), расположенного по адресу: УР, .... Существующих ограничений права не зарегистрировано.

-Дата- Главным Управлением Архитектуры и Градостроительства Администрации ... отказано Копысовой Н.В. в выдаче разрешения на строительство индивидуального одноквартирного жилого дома по причине того, что земельный участок расположен в красных линиях, обозначающих существующие и планируемые границы территорий общего пользования. Действие градостроительного регламента указанной в границах территории не распространяется. В настоящее время нормативно-правовые акты, определяющие порядок использования земельного участка отсутствуют (л.д. 7).

В соответствии с приказом Администрации ... от -Дата- п (л.д. 8) утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 18:26:020376:9 по ... в Индустриальном ....

В соответствии с градостроительным планом земельного участка (л.д. 9-15), земельный участок по адресу: ... расположен в красных линиях. Действие градостроительного регламента не распространяется.

В силу части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно пункту 25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от -Дата- N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления.

Аналогичное положение содержит статья 44 Устава Администрации ..., в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации ....

Пункт 2.7 "Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации ...", утвержденного Решением Городской думы ... от -Дата- N 121 (ред. от -Дата-) определяет, что выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществляется Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска.

Таким образом, Главное Управление Архитектуры и Градостроительства Администрации г. Ижевска обладает полномочием по принятию решений о выдаче или об отказе в выдаче разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с ч. 1 ст. 260 ГПК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.

В соответствии с п. 1 и п.п. 4 п. 2, пунктов 3 - 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами и ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, устанавливаются бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Системное толкование вышеперечисленной нормы и статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, только возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и невключение их в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.

Согласно представленным документам, земельный участок, расположенный по адресу: УР, ..., относится к категории земель Индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

Следовательно, каких-либо ограничений в отношении земельного участка в период его предоставления истцу на основании Постановления Главы Администрации Индустриального ... от -Дата- не существовало. Также представителем ответчика не представлено доказательств, подтверждающих введение ограничения прав собственности по отношению к указанному земельному участку в настоящее время.

В соответствии с п.п 1, 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Правила землепользования и застройки ..., утвержденные решением Городской Думы ... -Дата- , определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон. В соответствии с пп. 2,6 п. 7 указанных правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического и использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В положениях статьей 2, 18 и 51 ГК РФ также не содержится запрета на осуществление и возведение жилого дома, но предусмотрено, что строительство жилого дома должно осуществляться на основе градостроительных норм, а разрешение на строительство должно подтверждать соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

В соответствии с градостроительным планом земельного участка разрешенный вид использования земельного участка градостроительным регламентом не установлен.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для запрета в осуществлении истцом строительства индивидуального жилого дома по адресу: ....

Отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке свидетельствует об ограничении права собственника на распоряжение принадлежащим ему участком без предусмотренных на то законных оснований.

Нахождение земельного участка в красных линиях, в планируемых границах территории общего пользования, также не препятствует истцу осуществить строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельного участка по следующим основаниям.

В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии – линии, которое обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельный участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Из градостроительного плана не следует, что земельный участок расположен на землях общего пользования. Красные линии в рассматриваемом случае является планируемыми, а не существующими.

Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Красные линии, на которые ссылается Главное Управление Архитектуры и Градостроительства Администрации г. Ижевска, в установленном порядке не зарегистрированы.

Учитывая то обстоятельство, что первоначально земельный участок был предоставлен под строительство индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, в настоящее время на нем расположен жилой дом, более того данный земельный участок никогда не являлся местом общего пользования, а красные линии в установленном законом порядке не были зарегистрированы, отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Копысовой Н. В. к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска о признании незаконным решения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от -Дата- об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ...; обязании Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ..., удовлетворить.

Признать незаконным решение Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от -Дата- об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ....

Обязать Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска выдать Копысовой Н. В. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2012 года.

Судья Исматова Л.Г.

2-2857/2012 ~ М-2499/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Копысова Надажда Васильевна
Ответчики
ГУАГиГ
Другие
Управление по земельным ресурсам и землеустройству
Администрация г.Ижевска
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Исматова Лола Гайратиллаевна
Дело на странице суда
industrialnyy--udm.sudrf.ru
13.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2012Передача материалов судье
14.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.10.2012Предварительное судебное заседание
10.12.2012Судебное заседание
15.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2013Дело оформлено
21.01.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее