Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4090/2020 ~ М-4445/2020 от 15.09.2020

Дело № 2а-4090/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2020 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд в составе председательствующего судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Гордеевой Н.В., с участием прокуроров Анастасина О.А., Причалова Д.А., административного истца Архипова П.Л., представителя административного истца - Минкашева Р.С., представителей административного ответчика Андреева В.И., Крашенинникова А.А., представителей заинтересованных лиц Травкина П.Д., Давиденко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Архипова ФИО29 к Ульяновской городской избирательной комиссии о признании недействительными протоколов участковых избирательных комиссий, итогов голосования по выборам депутата, результатов выборов депутата,

У С Т А Н О В И Л:

административный истец Архипов П.Л. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела по существу.

В обоснование требований указал следующее. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14.08.2020 года было признано незаконным и отменено решение Ульяновской городской избирательной комиссии от 31.07.2020 года за №114/547-4 о регистрации его кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №13. Определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25.08.2020 года решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, а его апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения. 08.09.2020 года Шестой кассационный суд общей юрисдикции восстановил его как кандидата в депутаты, отменив решения нижестоящих судов. Однако, с 02.09.2020 года начались досрочные выборы, бюллетени голосования были изготовлены без указания его фамилии. 08.09.2020 года на заседании Ульяновской Городской избирательной комиссии принято решение о внесении изменений в форму бюллетеней для округа №13, в бюллетень включена его фамилия как кандидата в депутаты. Вместе с тем, он был лишен возможности принимать участие в выборах с 02.09.2020 года (предварительное голосование) вплоть до поступления бюллетеней с его фамилией на избирательные участки, чем нарушены его права быть избранным, гарантированные Федеральным законом от 12.06.2002 года за №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии со ст. 77 ФЗ от 12.06.2002 года за №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

Учитывая, что его административный ответчик 01.08.2020 года зарегистрировал его в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №13, он имеет право быть избранным в данный орган. В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на общих основаниях. В соответствии с п.1 ст. 39 названного Федерального закона, все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случае, установленных настоящим Федеральным законом. Учитывая, что он на основании решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14.08.2020 года был незаконно исключен из числа кандидатов, то следовательно, был лишен возможности получить голоса избирателей при досрочном голосовании в период с 02.09.2020 года по 08.09.2020 года, а также проводить в данное время агитацию, как действующий кандидат. В данный период он не обладал равными правами с иными кандидатами по одномандатному избирательному округу, которые были в списке кандидатов при досрочном голосовании весь период. Несмотря на неравенство прав с другими кандидатами, необходимо учесть также равенство прав избирателей, которое гарантировано ч. 2 ст. 32 Конституции РФ и п. 5 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Отсутствие кандидата от КПРФ в бюллетене для досрочного голосования, лишает избирателей на этапе голосования права избирать. Поскольку избиратели досрочно голосовали при отсутствии его в бюллетенях, при том, что позднее он был включён в бюллетень, данное обстоятельство является основанием для признания бюллетеней недействительными. В соответствии с п. 2 ст. 68 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования. Результаты голосования оформляются протоколом. Соответственно, лишь на данном этапе предусмотрен подсчет голосов и комиссия определяет какой бюллетень признать недействительным на основании невозможности установления волеизъявления избирателя. В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 года №5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.

К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.

Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.

Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), однако свою обязанность не выполнили.

В соответствии с п. 12 данного постановления, предварительное обращение заявителя в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, ЦИК России не является обязательным условием для его обращения в суд (пункт 8 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными. 1.1. После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".

1.2. Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

1.4. Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.

Таким образом, законодательством РФ предусмотрена защита прав кандидата, как после признания решения участковой избирательной комиссии о подведении итогов голосования, так и после установления вышестоящей комиссией итогов голосования. Учитывая обстоятельства исключения его из списков кандидатов в период досрочного голосования, можно говорить о лишении его возможности «полноценно» участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты. Кроме того, незаконное лишение его возможности участвовать в выборах в качестве кандидата в период досрочного голосования, привело к искажению характера выборов как свободных не только для него, но и для избирателей, свобода волеизъявления которых была ограничена самим фактом лишения права голосовать за любого из законно выдвинутых кандидатов, в связи с отсутствием его фамилии в бюллетене.

В связи с вышеизложенным, нарушенное право может быть восстановлено путем отмены итогов голосования.

В период проведения досрочного голосования он как кандидат не обладал равными правами с иными кандидатами по одномандатному избирательному округу №13. Незаконное лишение его возможности участвовать в выборах в качестве кандидата в период досрочного голосования привело к искажению характера выборов как свободных не только для него, но и для избирателей, свободы волеизъявления которых, была ограничена самим фактом лишения права голосовать за любого из законно выдвинутых кандидатов в связи с отсутствием его фамилии в бюллетене. Таким бюллетени в силу п. 17 ст. 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" должны считаться недействительными. С момента вступления в законную силу решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14.08.2020 года, его регистрация в качестве кандидата была отменена и он значительное количество времени не мог реализовывать свое право на агитацию как кандидат в депутаты, следовательно, его шансы на получение голосов избирателей объективно уменьшились. Кроме того, длительный период времени он был лишен возможности назначать и направлять наблюдателей на избирательные участки, чем также нарушены его права.

С учетом уточнения требований административный истец Архипов П.Л. просит признать недействительными протоколы участковых избирательных комиссией по итогам голосования по Заволжскому одномандатному избирательному округу №13 избирательные участки 3529,3530,3601, 3609,3610,2612 по выборам депутата Ульяновской Городской Думы шестого созыва. Просит признать недействительными итоги голосования по выборам депутата Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №13. Просит признать недействительными результаты выборов депутата Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №13, протокол о результатах голосования по данному избирательному округу и недействительным постановление Ульяновской городской избирательной комиссии от 14.09.2020 года №141/1062-4 «Об определении результатов выборов результатах выборов депутата Ульяновской Городской Думы».

В судебном заседании административный истец Архипов П.Л. и его представитель Минкашев Р.С. (диплом о высшем юридическом образовании АВБ 0480659) на доводах административного иска настаивали.

Представители административного ответчика Андреев В.И. (диплом о высшем юридическом образовании от 31 мая 2004 года, регистрационный номер от 26.06.2004 года), Крашенинников А.А. (диплом о высшем юридическом образовании , доверенность от 10.08.2020 года №13) в судебном заседании административный иск не признали, указав, что требования Архипова П.Л. не основаны на нормах действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица по делу Шубина А.Н.- Травкин П.Д. (диплом о высшем юридическом образовании , доверенность от 14.10.2020 года ) в судебном заседании административный иск не признал, согласившись с доводами представителей административного ответчика по делу.

Заинтересованные лица по делу - Федоров Д.В., Афанасьев А.Н., Федоров А.Г. в судебное заседание не явились, извещены.

Представитель заинтересованного лица по делу Ульяновского областного отделения КПРФ Давиденко О.В. (доверенность от 07.10.2020 года, диплом о высшем юридическом образовании , регистрационный номер от 19.12.2018 года) в судебном заседании поддержала административный иск Архипова П.Л.

    Суд, с учетом мнения участников судебного заседания, определил рассмотреть дело по существу при данной явке.

Выслушав участников судебного заседания, заслушав прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного иска, исследовав материалы административного дела, материалы дела №2а-3561/20, суд приходит к следующему.

Решением Ульяновской Городской Думы № 71 от 23 июня 2020 года «О назначении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва» в соответствии с пунктами 1, 3, 7 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 1 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частями 1, 2, 5 статьи 5 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 № 109-30 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», руководствуясь статьей 14 Устава муниципального образования «город Ульяновск» на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва.

Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии № 96/365-4 от 25.06.2020 на Ульяновскую городскую избирательную комиссию возложены предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Ульяновской области от 1 августа 2007 года № 109-30 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва.

Архипов П.Л. подал в Ульяновскую городскую избирательную комиссию заявление и документы, выразил согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №13.

Ульяновской городской избирательной комиссией вынесено постановление №114/547-4 о регистрации Архипова П.Л. кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №13.

Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 августа 2020 года было признано незаконным и отменено постановление Ульяновской городской избирательной комиссией от 31 июля 2020 года № 114/547-4 «О регистрации Архипова ФИО30 кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 13».

Ульяновским областным судом 25 августа 2020 года было вынесено апелляционное определение, которым решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 августа 2020 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Архипова П.Л. оставлена без удовлетворения.

Шестым кассационным судом общей юрисдикции 8 сентября 2020 года решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 августа 2020 года и апелляционное определение Ульяновского областного суда от 25 августа 2020 года были отменены. Вынесено новое решение об отказе удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене постановления Ульяновской городской избирательной комиссией от 31 июля 2020 года № 114/547-4 «О регистрации Архипова ФИО31 кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 13».

В связи с этим, 8 сентября 2020 года постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии были внесены изменения в текст избирательного бюллетеня по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 13, бюллетени с учетом внесенных изменений были переданы на избирательные участки.

14 сентября 2020 года Ульяновской городской избирательной комиссией были определены результаты выборов по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 13 и принято постановление № 141/1062-4 «Об определении результатов выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 13».

16 сентября 2020 года принято постановление Ульяновской городской избирательной комиссии № 142/1091-4 «Об общих результатах выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва».

30 сентября 2020 года депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва были зарегистрированы постановлением № 143/1092-4 «О регистрации депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва».

30 сентября 2020 года состоялось первое организационное заседание Ульяновской Городской Думы шестого созыва.

Как указано в п. 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а)    кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г)    кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д)    признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е)    установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

С 9 сентября 2020 года на указанных в административном иске избирательных участках голосование проходило по избирательным бюллетеням, в которые был включен в качестве кандидата Архипов П.Л., в связи с чем, избиратели не были лишены возможности реализовать свое право проголосовать с 9 по 13 сентября 2020 года за кандидата Архипова П.Л.

Наличие каких-либо нарушений в период досрочного голосования и в день голосования, ставящих под сомнение действительность волеизъявления избирателей в работе участковых избирательных комиссий административным истцом не доказано.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, которая изложена в постановлении от 22 апреля 2013 года № 8-П следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Действующее законодательство не предусматривает положений о наличии такого основания для отмены результатов выборов как отсутствие сведений о кандидате в избирательных бюллетенях в период досрочного голосования.

У суда не имеется оснований полагать, что в период досрочного голосования Архипов П.Л. был лишен возможности участвовать в выборах, что привело к искажению характера выборов и ограничению свободы волеизъявления избирателей.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Данный принцип имеет различные аспекты. Прежде всего, гражданин свободен в отношении реализации своего избирательного права. Участие или неучастие избирателя в выборах - это право, но никак не обязанность гражданина. Воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах запрещено.

Гражданин также свободен в волеизъявлении голосовать на выборах за кандидата, кандидатов или против него (них).

Избиратели, которые желали проголосовать за кандидата в депутаты Архипова П.Л., имели возможность реализовать свое активное избирательное право в период с 9 по 13 сентября 2020 года, о чем, в том числе свидетельствуют и результаты выборов, отражённые в протоколе окружной избирательной комиссии.

Так, согласно протоколу окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутата Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному округу №13 за кандидата Архипова П.Л. было подано 654 голоса избирателей.

Согласно сведениям о проведении досрочного голосования, в том числе с применением дополнительных форм организации досрочного голосования, по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 13 в период со 2 по 10 сентября 2020 года общее число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, составило 454, в период с 11 по 12 сентября 2020 года - 501 бюллетень. Согласно протоколу окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутата Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 13 в день голосования 13 сентября 2020 года общее число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования и вне помещения для голосования, составило 1301.

В период с 11 по 13 сентября 2020 года в голосовании приняли участие 1802 избирателя, всего в выборах со 2 по 13 сентября 2020 года приняли участие 2256 избирателей.

Таким образом, в период со 2 по 10 сентября 2020 года в выборах приняло участие всего лишь 20,12 % избирателей, тогда как в период с 11 по 13 сентября 2020 года - 79,88 % избирателей.

Согласно пункту 17 статьи 68 Федерального закона недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. Действующее законодательство не предусматривает отмену итогов досрочного голосования, иное бы вело к необоснованному умалению и (или) игнорированию конституционно гарантированного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными.

В абзаце 5 пункта 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 22.04.2013 № 8-П «По делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А.В. Андронова, О.О. Андроновой, О.Б. Белова и других, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Воронежской области» указано, поскольку интересы избирателей и кандидатов (избирательных объединений) не являются тождественными и - в зависимости от конкретных социально-политических условий - могут не совпадать, вступать между собой в определенное противоречие, эффективный контроль адекватности формализованного учета голосов избирателей их состоявшемуся волеизъявлению на выборах не может быть обеспечен при отнесении соответствующих правомочий лишь к статусу субъектов пассивного избирательного права и предполагает необходимость их признания за самими гражданами как единственными носителями активного избирательного права и ассоциированными участниками народного суверенитета.

Как пояснили представители административного ответчика от самих избирателей жалоб об отсутствии кандидата Архипова П.Л. в бюллетенях для голосования в дни проведения досрочного голосования, а также на нарушения при проведении голосования, которые свидетельствовали об ограничении свободы волеизъявления избирателей, в комиссии различного уровня не поступало.

Оснований полагать, что Архипов П.Л. длительное время был лишен равенства прав с другими кандидатами при проведении предвыборной агитации, не имеется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, таким образом, Архипов П.Л. с 21.07.2020 года вправе был заниматься предвыборной агитацией.

При этом в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 48 Федерального закона кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующего избирательного фонда в установленном законом порядке.

При этом в соответствии со статьей 53 Федерального закона кандидат имеет право осуществлять предвыборную агитацию посредством агитационных публичных мероприятий как лично, так и с привлечением доверенных лиц, в том числе и бесплатно.

Согласно представленным документам 22.07.2020    года Архиповым П.Л. был открыт специальный избирательный счет в Ульяновском отделении №8588/0035 ПАО Сбербанк г. Ульяновск, по которому в период с 22.07.2020 года по 25.08.2020 года осуществлюсь движение денежных средств.

Так, по дебету составила сумма - 16225 руб., по кредиту - 17000 руб., а 11.09.2020 года движение средств составило: по дебету – 150 000 руб., по кредиту – 150 000 руб. При этом расходы состояли из затрат на оплату работы агитаторов – 150 000 руб. (оплачено 11.09.2020 года) и изготовление агитационных материалов - 16225 руб.

15.09.2020    года Архипов П.Л. закрыл свой избирательный счет. При этом, он сделал это по собственной инициативе, как и расторг договоры на оказание услуг, связанных с избирательной компанией.

Архипов П.Л., как и другие кандидаты по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 13 не был лишен возможности в соответствии Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 13 августа 2020 года №125/905-4 «Об утверждении составленного по результатам жеребьевки графика предоставления бесплатной печатной площади в муниципальном периодическом печатном издании газете «Ульяновск сегодня» зарегистрированным кандидатам для проведения предвыборной агитации на выборах депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва 13 сентября 2020 года» разместить в периодическом печатном издании газете «Ульяновск сегодня» агитационный печатный материал.

Обеспечение гласности, транспарентности в рамках избирательного процесса, его открытости для контроля со стороны институтов гражданского общества, обеспечивается целым рядом законодательных механизмов, позволяющих гражданам быть уверенными в том, что все избирательные процедуры осуществляются на основе соблюдения законности, а подсчет поданных ими голосов на выборах производится в строгом соответствии с состоявшимся волеизъявлением.

Действующим избирательным законодательством предусмотрены различные способы как непосредственного выявления и фиксации гражданами, в том числе с использованием технических средств, обстоятельств, указывающих на наличие признаков нарушений избирательного законодательства при проведении голосования, подсчете голосов избирателей, так и на основе гарантирования участия в работе членов комиссий с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации как незаинтересованным лицам - для обеспечения права граждан на оперативное получение достоверных сведений, а также контроля за соответствием итогов голосования, результатов выборов реальному волеизъявлению избирателей. Указанные лица вправе присутствовать в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, осуществлять наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей, производить фото- и видеосъемку, получать копии протокола участковой комиссии об итогах голосования.

В период досрочного голосования и в день голосования 13 сентября 2020 года от кандидата в депутаты Архиповым П.Л. во все участковые избирательные комиссии были назначены члены комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели (списки прилагаются).

Кроме того, в соответствии с подпунктами «а», «б» и «в» пункта 5 статьи 27 Федерального закона не менее половины членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса назначены в ее состав по предложениям политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и в представительном органе муниципального образования.

В составы всех участковых избирательных комиссиях Заволжского одномандатного избирательного округа № 13 входят члены комиссии с правом решающего голоса, назначенные Политической Партией «КОММУНИСТИЕЧСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 25.06.2019 №1575-0 «По жалобе гражданки Чукановой Маргариты Алексеевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 9 статьи 69, подпунктом «е» пункта 2 и пунктом 4 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 14 статьи 74, пунктом 6 части 4 и частью 5 статьи 88 Избирательного кодекса города Москвы» последовательное исполнение данного требования по сути, не оставляет места для неточного (ошибочного) подсчета голосов избирателей и неправильного (некорректного) их отраженияв протоколе об итогах голосования.

Таким образом, не имеется оснований полагать, что Архипов П.Л. как кандидат длительное время был лишен равенства прав с другими кандидатами при назначении наблюдателей и осуществлении процедуры наблюдения за ходом голосования, подсчетом голосов избирателей.

Доводы административного истца о том, что он был лишен возможности реализовать свои права для контроля за осуществлением процедуры наблюдения за ходом голосования, подсчетом голосов избирателей, являются голословными как не нашедшие своего подтверждения в ходе судебного заседания по делу.

С учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных в Постановлении от 22.04.2013 года № 8-П и Определении от 07.07.2016 №1422-0 «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности пункта 1 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при рассмотрении дел об обжаловании итогов голосования, результатов выборов должен учитываться принцип обязательности итогов выборов, которому противоречило бы предоставление возможности неограниченному кругу лиц поставить их под сомнение по любым основаниям, в том числе связанным лишь с предположениями о допущенных в ходе установления итогов голосования нарушениях либо с намерением защитить субъективно понимаемый общественно-политический интерес - при отсутствии у обратившегося в суд лица достаточных оснований и необходимых доказательств для подтверждения своей позиции, согласно которой нарушения по своему характеру и масштабам не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Пунктом 2 статьи 77 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрены обстоятельства, которые могут повлечь отмену решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Согласно данным нормам любое из предусмотренных обстоятельств, относящихся к нарушениям законодательства Российской Федерации о выборах, может являться основанием для отмены решения о результатах выборов лишь при условии, что установленное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. При этом вызванные нарушениями последствия должны существенно отражаться на избирательной кампании и ее итоговых результатах, не соответствовать принципам проведения выборов, в том числе не обеспечивать установленные законом гарантии избирательных прав, включая право на свободное и добровольное участие граждан Российской Федерации в выборах.

Указанных обстоятельств по делу не установлено, в связи с чем, административный иск Архипова П.Л. удовлетворению не подлежит.

руководствуясь ст. ст. 175 -180 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного иска Архипова ФИО28 к Ульяновской городской избирательной комиссии о признании недействительными протоколов участковых избирательных комиссий, итогов голосования по выборам депутата, результатов выборов депутата - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение пяти дней.

Судья                                      Е.В. Алексеева

2а-4090/2020 ~ М-4445/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска
Архипов П.Л.
Ответчики
Ульяновская городская избирательная комиссия
Другие
Медянцев Е.Д.
УРО движение в защиту прав граждан "Против всех"
Федоров А.Г.
Афанасьев А.Н.
УРО ПП "ЛДПР"
УООПП "УПРФ"
УОО ВПП "Партия Роста"
Бражкин И.В.
Федоров Д.В.
РОП "Единая Россия" в Ульяновской области
ОРП "Справедливая Россия" в Ульяновской области
Шубин А.Н.
УОО ПП "Коммунистическая партия Коммунисты России"
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Алексеева Е. В.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
15.09.2020Регистрация административного искового заявления
15.09.2020Передача материалов судье
17.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.10.2020Судебное заседание
14.10.2020Судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2021Дело оформлено
13.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее