Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-3268/2017 ~ М-2158/2017 от 17.03.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень 15 мая 2017 года

Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Тушина А.С.,

при секретаре Иващенко Я.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-3268/2017 по иску Акишева ФИО11, Бедель ФИО12 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с указанным выше иском. В обоснование требований указано, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит многоконтурный земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, Местоположение участка: <адрес>". Акишеву Б.М. принадлежит 1/8 доля в праве собственности, Бедель В.В. – 7/8.

Поскольку земельный участок фактически находится в черте населенного пункта, категория назначения участка была изменена из сельскохозяйственного назначения на населенные пункты.

В результате раздела земельного участка были образованы три самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами: площадью <данные изъяты> кв.м., площадью <данные изъяты> кв.м., площадью <данные изъяты> кв.м.

В порядке статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, по соглашению от 07.07. 2016 года мы осуществили раздел земельных участков находящихся в общей долевой собственности.

В результате раздела Акишеву Б.М. перешло право единоличной собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., Бедель В.В. перешло право единоличной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: площадью <данные изъяты> кв.м., площадью <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок в соответствии с соглашением о разделе и прекращением право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением была приостановлена регистрация права собственности на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами:    ,    

в связи с запросом дополнительной информации относительно соблюдения требований законодательства по изменению категории земельного участка с кадастровым номером сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Этой же датой в связи с приостановлением регистрации право собственности на вновь образованные земельные участки также была приостановлена регистрация прекращения права на преобразуемый земельный участок с

В связи с тем, что ответ на запрос об изменении категории земельного участка не поступил, в регистрации права собственности образованных земельных участков и прекращения право собственности на преобразованный земельный участок было отказано.

Доводы Управления сводятся к тому, что у государственного регистратора возникли сомнения в законности изменения категории земельного участка. Для устранения сомнений регистратору требовалось подтверждение законности указанных изменений.

В сообщении об отказе в государственной регистрации Управление ссылается на абз. 10 п.1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07. 1997 №122-ФЗ. Управление необоснованно указывает на то, что нами не были представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав. Закон не обязывает заявителей представлять документы свидетельствующие о правомерности принятия решения об изменении категории земельного участка органом кадастрового учета.

Сомнение государственного регистратора в законности действий органа кадастрового учета не может служить основанием для нарушения прав и законных интересов заявителей, права которых нарушаются принятыми решениями.

Земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, с адресным описанием <адрес>, <адрес>" с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства. На момент постановки на государственный кадастровый учет данный земельный участок находился в границах населенного пункта город Тюмень, которые установлены решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ "О генеральном плане городского округа город Тюмень".

В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных

пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ "О генеральном плане городского округа горд Тюмень" утвержден Генеральный план городского округа <адрес>. На картах (схемах), содержащихся в генеральном плане, отображены границы населенного пункта город Тюмень, входящего в состав городского округа, что в соответствии со статьей 84 ЗК Российской Федерации является установлением границы населенного пункта и соответственно переводом земель согласно статьи 8 Федерального закона от 21.12. 2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Изменение категории земельного участка осуществлено кадастровым органом на законном основании и для проверки законности изменений Управлению было достаточно обратить внимание на вышеуказанные обстоятельства и применить нормы права, подлежащие применению в данном случае. При подаче заявления истцами была оплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей за каждый участок всего <данные изъяты> рублей. Оплаченная государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей Управлением была погашена без проведения государственной регистрации необоснованно.

На основании изложенного просят обязать Управление РОСРЕЕСТРА по Тюменской области осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами площадью <данные изъяты> кв.м., площадью <данные изъяты> кв.м, в собственность Бедель ФИО13, площадью <данные изъяты> кв.м, в собственность Акишева ФИО14.

Истец Акишев Б.М. в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска, просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Истец Бедель В.В. в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил. Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие истца.

Представитель истца Бедель В.В. – Акишев Б.М. в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска, просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Управления Росреестра по Тюменской области Кривошей Е.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что

истец Акишев Б.М. является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь 8000 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, ТОО «<данные изъяты>». Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, номер записи . Доля в праве 1/8.

Истец Бедель В.В. является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадь 8000 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, ТОО «<данные изъяты>». Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, номер записи . Доля в праве 7/8.

Из соглашения о разделе земельного участка следует, что ДД.ММ.ГГГГ Акишев Б.М. и Бедель В.В. пришли к соглашению о том, что сторонам на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки: Местоположение: <адрес>, ТОО <данные изъяты>", Категория земель: Земли населенных пунктов. Разрешенное использование: Для сельскохозяйственного производства. Кадастровые номера: площадью <данные изъяты> кв.м.; площадью <данные изъяты> кв.м.; площадью <данные изъяты> (вместе именуемые земельные участки). Земельные участки образованны в результате раздела многоконтурного земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м.

Акишеву Б.М. принадлежит 1/8 доля, Бедель В.В. принадлежит 7/8 долей в праве общей долевой собственности. Стороны в соответствии со ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации пришли к соглашению о прекращении общей долевой собственности и разделу земельных участков между собой в следующем порядке: Акишеву Б.М. в единоличную собственность переходит земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м.; Бедель В.В, в единоличную собственность переходят земельные участки с кадастровыми номерами: площадью <данные изъяты> кв.м.; площадью <данные изъяты> кв.м.; Стороны не имеют друг к другу претензий по площади и месторасположению земельных участков.

Из справки Администрации города Тюмени следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером находится в границах муниципального образования городской округ город Тюмень, на территории Ленинского административного округа. Границы муниципального образования городской округ город Тюмень установлены Законом Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ , границы территорий административных округов определены решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ .

    

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ТОО "<данные изъяты>" имеет категорию земель – земли населенных пунктов.

ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в регистрации прекращения права собственности на земельный участок , ДД.ММ.ГГГГ Акуишеву Б.М. отказано в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером в связи с тем, что истцам не представлены документы, по соблюдению требований законодательства по изменению категории земель указанных вше земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Тюменской области поступили следующие заявления Акишева Б.М., Бедель В.А.: о прекращении права общей долевой собственности Акишева Б.М. (доля в праве - 1/8), Бедель В.А. (доля в праве - 7/8) на земельный участок с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>, ТОО «<данные изъяты>»; о государственной регистрации права собственности Бедель В.А. на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный     по    адресу: <адрес>, ТОО «<данные изъяты>»; о государственной регистрации права собственности Бедель В.А. на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование:    для сельскохозяйственного производства, о государственной регистрации права собственности Акишева Б.М. на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование:    для сельскохозяйственного производства, расположенный    по    адресу:    <адрес>,

ТОО «<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Управлением в соответствии с пунктом 49 (имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости приняты решения о приостановлении государственной регистрации по инициативе государственного регистратора сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица

при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.

Пункт 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определяет, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом.

В силу статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

Согласно части 2 статьи 41 Закона о регистрации недвижимости в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером подлежит снятию с кадастрового учета и из него образуются земельные

участки с кадастровыми номерами ,,

С учетом изложенного, государственная регистрация прекращения права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , возможна одновременно с государственной регистрацией прав собственности на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами , ,

Положениями статьи 1 Закона о регистрации недвижимости установлено, что ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон о переводе земель) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе, с установлением или изменением черты населенных пунктов.

На основании статьи 8 Закона о переводе земель установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о переводе земель для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о переводе земель по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

На момент внесения сведений в государственный кадастровый учет действовали положения статей 16-26 Закона «О кадастровой деятельности», данные положения утратили силу лишь с ДД.ММ.ГГГГ.

Положением п. 13 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастровой деятельности ( в редакции, действующей на момент получения кадастровой выписки от

ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.

При проведении кадастрового учета в связи с изменением указанных в п. 13 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений о земельном участке необходима копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель. Данный документ запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном ч. 5 ст. 16 указанного Федерального закона, то есть в порядке межведомственного информационного взаимодействия. На это указывает также и п. 4 ч. 2 ст. 26 данного Федерального закона.

Проведение государственного кадастрового учета, в том числе внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о категории земель, осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, на основании представленных заявителем документов, состав которых определен статьей 22 указанного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 69 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" сведения о категории земель образуемого земельного участка должны соответствовать сведениям о категории земель исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральным земельным законодательством.

Если в ГКН отсутствуют сведения об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определенной категории земель вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрен статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и заключается в следующем - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со

дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.

О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.

Вместе с тем, в силу ст. 16 Закона о кадастре в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером площадью 80000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ТОО "<данные изъяты>" имеет категорию земель – земли населенных пунктов.

То обстоятельство, что в государственный кадастровый учет были внесены сведения о категории земельного участка, свидетельствует о том, что при внесении изменений была проверена правильность проведения процедуры изменения категории земельного участка, в противном случае, данные изменения не были бы внесены в кадастровый учет.

Из сообщения Управления Росреестра следует, что после получения заявлений о регистрации права регистратором были проверены данные кадастрового учета, между тем, сведения ГКН о категории спорного земельного участка вызвали у регистратора сомнения, в связи с чем была запрошена у истцов дополнительная информация.

Между тем, оснований не доверять информации, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, не имелось.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что требования истцов

подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и в соответствии со статьями руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Акишева ФИО15, Бедель ФИО16 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на земельный участок - удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области осуществить государственную регистрацию права собственности Бедель ФИО17 на земельные участки с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области осуществить государственную регистрацию права собственности Акишева ФИО18 на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд города Тюмени Тюменской области в течение месяца со дня изготовления его мотивированного решения.

Судья                            А.С.Тушин

Мотивированное решение изготовлено 22.05.05.2017 года с применением компьютера.

2-3268/2017 ~ М-2158/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Акишев Б.М., Бедель В.В.
Ответчики
Росреестр То
Суд
Ленинский районный суд г. Тюмени
Судья
Тушин Алексей Сергеевич
Дело на странице суда
leninsky--tum.sudrf.ru
17.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2017Передача материалов судье
17.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2017Судебное заседание
22.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее