РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 апреля 2023 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Энгеля А.А.;
при помощнике ФИО3;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-818/2023 (2а-6175/2022;) по административному иску Управления Министерства юстиции РФ к местной спортивной общественной организации «Федерация спортивной борьбы-Глэпплинга г. о. Тольятти» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> обратилось в суд с иском к местной спортивной общественной организации "Федерация спортивной борьбы-Глэпплинга г. о. Тольятти" о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером № внесена запись о создании Местной спортивной общественной организации «Федерация спортивной борьбы-Глэпплинга г. о. Тольятти» (далее – Организация).
В соответствии со ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №82-ФЗ «Об общественных объединениях» Общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
За 2020 и 2021 такая информация Организацией в уполномоченный орган не предоставлялась.
Также, в соответствии со ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №82-ФЗ «Об общественных объединениях» Общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказами Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» были установлены формы отчетности, а также продлен срок представления отчетности некоммерческими организациями за 2020 год в 2021 году до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, за 2020 год указанная информация Организацией в уполномоченный орган не представлялась.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с непредставлением отчетности в адрес Организации было направлено предупреждение №, в котором был указан срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Предупреждение было направлено заказным письмом с уведомлением на адрес Организации, содержащийся в ЕГРЮЛ. Указанное предупреждение Организацией получено не было, и в связи с истечением срока хранения было возвращено отправителю.
Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № «О формах и сроках преставления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» установлены формы отчетов некоммерческих организаций, представляемых ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Однако, за 2021 год указанная информация Организацией в уполномоченный орган не представлялась.
Таким образом, указанное общественное объединение неоднократно не исполнило предусмотренную законом обязанность, что согласно ч.4 ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №82-ФЗ «Об общественных объединениях» является основанием для обращения с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.
Просит ликвидировать и исключить из ЕГРЮЛ местную спортивную общественную организацию «Федерация спортивной борьбы-Глэпплинга г.о. Тольятти».
Представитель истца в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель местной спортивной общественной организации «Федерация спортивной борьбы-Глэпплинга г. о. Тольятти» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Каких-либо сведений об уважительности причин неявки, а также ходатайств о рассмотрении дела без участия от ответчика в суд не поступило. Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:
о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно - правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Согласно пунктам 3 - 3.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.
Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями части 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", согласно которой неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства Российской Федерации, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1313.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
В пунктах 26 и 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан.
Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.
Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» и Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» общественное объединение обязано представлять в уполномоченный орган документы, содержащие информацию об объемах получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическим расходовании или использовании ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером № внесена запись о создании Местной спортивной общественной организации «Федерация спортивной борьбы-Глэпплинга г. о. Тольятти».
Из искового заявления следует, что ответчик, в нарушение вышеизложенных норм действующего законодательства, в 2020 и 2021 не предоставляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества.
Из искового заявления также следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было вынесено предупреждение № и установлен срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ Указанное предупреждение направлено в адрес Местной спортивной общественной организации «Федерация спортивной борьбы-Глэпплинга г. о. Тольятти», однако не было получено адресатом, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления (л.д.16), и не оспаривается административным истцом.
Таким образом, доказательств того, что административный ответчик был уведомлен о нарушении действующего законодательства, истцом не представлено. Также не подтверждена неоднократность нарушения, истцом не оспаривается, что в адрес Местной спортивной общественной организации «Федерация спортивной борьбы-Глэпплинга г. о. Тольятти» предупреждение вынесено только ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, проанализировав их применительно к вышеуказанным нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, суд приходит к выводу о том, что оснований для ликвидации организации, как крайней меры, в связи с которой юридическое лицо утрачивает свои право- и дееспособность, в настоящем деле не имеется; доводы административного истца о том, что допущенные ответчиком нарушения законодательства носят неоднократный характер и являются безусловными причинами для ликвидации организации, являются ошибочным, поскольку, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения иска отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 186, 264, 265, 298 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья А.А.Энгель