Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3233/2022 ~ М-2902/2022 от 20.10.2022

№2а-3233/2022

УИД 63RS0044-01-2022-005623-80

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 декабря 2022 года Железнодорожный районный суд г. Самара в составе председательствующего Чирковой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Битановой Т.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3233/2022 по административному исковому заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара к МОСП по ИОИПР ГУ ФССП России по Самарской области, начальнику МОСП по ИОИПР ГУ ФССП России по Самарской области Ткачевой Е.В., ГУ ФССП России по Самарской области, заинтересованному лицу Морозовой ФИО8 об освобождении от уплаты исполнительского сбора от 04.10.2022 №63045/22/1973370,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом г.о.Самара обратился в суд с административным иском к МОСП по ИОИПР ГУ ФССП России по Самарской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора от 04.10.2022 №63045/22/19733780. В обоснование своих требований указал, что административный ответчик на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Самары по гражданскому делу № 2-2483/2021 в отношении Департамента управления имуществом г.о. Самара и Администрации городского округа Самара (далее Департамент) вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в пользу Морозовой ФИО9 и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения Департаментом возложенного на него обязательства о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения. В связи с тем, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не был исполнен, МОСП по ИОИПР по Самарской области в отношении Департамента было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Департамент считает постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным. В настоящее время в муниципальной собственности свободные жилые помещения социального использования, соответствующие решению суда и отвечающие требованиям законодательства Российской Федерации, отсутствуют, однако Департамент, действуя в рамках своей компетенции, добросовестно и в полном объеме проводит работу по подбору соответствующего жилого помещения в отношении указанных лиц. С начала 2022 года органами местного самоуправления проведено 97 электронных аукциона на приобретение жилых помещений в муниципальную собственность для последующего предоставления указанной категории граждан. По состоянию на 01.10.2022 для указанной категории граждан приобретено 100 жилых помещений. Дефицит в приобретении на рынке первичного жилья составляет 246 жилых помещений. Оставшиеся 246 жилых помещений планируются к приобретению па вторичном рынке недвижимости, расположенной на территории городского округа Самара. Для приобретения вышеуказанных 246 квартир Департаментом организована работа по взаимодействию с риэлторскими агентствами и индивидуальными предпринимателями, занимающимися продажей жилых помещений на территории городского округа Самара, направлены обращения в органы государственной власти для решения вопроса дополнительного финансирования на увеличение стоимости и увеличение площади приобретаемых жилых помещений, организована работа по заключению мировых соглашений об урегулировании судебного спора об обеспечении жилым помещением путем предоставления жилищного сертификата. Считает, что вина Департамента в несвоевременном исполнении решения суда о предоставлении жилого помещения отсутствует.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель МОСП по ИОИПР ГУ ФССП России по Самарской области, ГУ ФССП России по Самарской области, начальник МОСП по ИОИПР ГУ ФССП России по Самарской области Ткачева Е.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом уведомлены. От МОСП по ИОИПР ГУ ФССП России по Самарской области поступили материалы исполнительного производства.

Кроме того, согласно положений части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).

При этом по смыслу вышеприведенных норм действия административных ответчиков при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.

Заинтересованное лицо Морозова М.Р. в судебное заседание не явилась, о дате извещалась надлежащим образом по известному суду месту жительства.

Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, полагает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

В случае неисполнения должником-организацией исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор составляет пятьдесят тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как разъяснено в п.75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как видно из материалов дела, решением Ленинского районного суда г.Самары, вступившим в законную силу 09.08.2021, на Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара возложена обязанность предоставить Морозовой М.Р. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения.

12.09.2022 МОСП по ИОИПР по Самарской области на основании исполнительного листа, выданного судом по указанному гражданскому делу, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения возложенного обязательства.

В связи с тем, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не был исполнен МОСП по ИОИПР по Самарской области вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 руб.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области осуществляется в соответствии с Законом Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД.

Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.

Процедура приобретения жилых помещений в соответствии с данным Федеральным законом требует определенных временных затрат. Так, согласно части 2 статьи 63 указанного Федерального закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно статье 70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.

Таким образом, порядок, установленный этим Законом и не зависящий от воли административного истца, не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.

В соответствии с соглашением от 07.04.2022 № 25 о предоставлении субвенции на исполнение отдельных государственных полномочий и соглашением от 09.06.2022 № 137 о предоставлении иного межбюджетного трансферта на исполнение актов государственных органов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключенными между министерством строительства Самарской области (далее - Министерство) и Администрацией городского округа Самара (далее - Администрация), запланировано предоставление из бюджета Самарской области в 2022 году бюджету городского округа Самара субвенции на приобретение 346 жилых помещений (207 и 139 соответственно).

Ввиду отсутствия на рынке предложений по продаже жилых помещений, соответствующих нормативам но цене и площади, а также в целях реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот Решением Думы городского округа Самара от 22.02.2022 № 171 предусмотрены дополнительные расходы за счет средств бюджета городского округа Самара в размере 32 000,00 тыс. рублей.

Решением Думы городского округа Самара от 09.08.2022 № 227 и от 08.09.2022 № 230 предусмотрено дополнительное выделение из бюджета городского округа Самара 16 220,60 тыс. рублей и 68 500,00 тыс. рублей, соответственно.

С начала 2022 года органами местного самоуправления проведено 97 электронных аукциона на приобретение жилых помещений в муниципальную собственность для последующего предоставления указанной категории граждан. По состоянию на 01.10.2022 для указанной категории граждан приобретено 100 жилых помещений.

Оставшиеся 246 жилых помещений планируются к приобретению па вторичном рынке недвижимости, расположенной на территории городского округа Самара.

Для приобретения квартир Департаментом организована работа по взаимодействию с риэлторскими агентствами и индивидуальными предпринимателями, занимающимися продажей жилых помещений на территории городского округа Самара.

Запросы с приложением технического задания направлены в 17 организаций. По состоянию на 01.10.2022 получено 10 предложений о продаже 133 квартир (с точными адресами) со стоимостью 1 кв. м от 57 975,00 рублей до 96 000,00 рублей.

В целях исполнения государственной задачи по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2022 году органами местного самоуправления направлены обращения в органы государственной власти.

05.09.2022 на заседании Правительства Самарской области под председательством первого вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области Кудряшова В.В. принято решение: предоставить право заключать контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках реализации мероприятий по формированию специализированного муниципального жилого фонда для последующего предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также предложено разрешить заключать вышеуказанные контракты до 20.12.2022.

29.09.2022 подписано дополнительное соглашение № 2 о продлении сроков исполнения обязательств, предусмотренных соглашением от 07.04.2022 № 25.

Дополнительное соглашение о продлении сроков исполнения обязательств, предусмотренных соглашением от 09.06.2022 № 137, находится па стадии согласования в Правительстве Самарской области.

05.10.2022 на рабочем совещании под председательством первого заместителя Главы городского округа Самара по вопросам приобретения жилых помещений на вторичном рынке недвижимости для последующего предоставления детям-сиротам от поставщиков получено 10 предложений о продаже 133 жилых помещений на вторичном рынке для последующего предоставления детям-сиротам.

Принимая во внимание, что административный истец не уклонялся от исполнения требований исполнительного документа, предпринимал меры к его исполнению, однако у него отсутствовала возможность своевременно исполнить требования исполнительного документа, поскольку контрактная система закупок и ограниченность финансирования предопределяют наличие объективных причин в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, суд приходит к выводу о том, что основания для взыскания с должника исполнительского сбора отсутствуют.

То обстоятельство, что должник не обращался за рассрочкой или отсрочкой исполнения решения не исключает возможность освобождения его от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных законом оснований ответственности за нарушение обязательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Департамента управления имуществом городского округа Самара об освобождении от уплаты исполнительского сбора от 04.10.2022 №63045/22/1973370 удовлетворить.

Освободить Департамент управления имуществом городского округа Самара от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИПР ГУ ФССП России по Самарской области 04.10.2022 в рамках исполнительного производства № -ИП.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2022 года.

Председательствующий Е.А.Чиркова

2а-3233/2022 ~ М-2902/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент Управления Имуществом г.о. Самара
Ответчики
СПИ МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУ ФССП России по Самарской области Идрисова Л.Н.
начальник МОСП по ИПР УФССП России по Самарской области Ткачева Е.В.
МОСП по ОИП по С/о УФССП
ГУ ФССП РФ по Самарской области
Другие
Прокуратура Кироского района г. Самара
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Чиркова Е. А.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
20.10.2022Регистрация административного искового заявления
20.10.2022Передача материалов судье
24.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
24.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.11.2022Предварительное судебное заседание
06.12.2022Судебное заседание
09.12.2022Судебное заседание
23.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее