Дело № 2-1414/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Соликамск 31 августа 2018 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Крымских Т.В.,
с участием истца Черепанова О.В.,
представителя третьего лица ОАО «Соликамский магниевый завод» - Наумчук М.С., действующей на основании письменной доверенности,
представителя ответчика Соколковой Е.В., действующей по письменной доверенности,
при секретаре Панове Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепанова О. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
Черепанов О.В. (с учетом уточнения исковых требований) обратился в Соликамский городской суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края с требованием о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края № от <дата> в части исключения из специального стажа работы Черепанова О. В. по п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, о возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края включить в стаж работы, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, и назначить ему страховую пенсию по старости досрочно, с <дата>.
В судебном заседании истец Черепанов О.В. на уточненном иске настаивает, суду пояснил, что в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> работал в должности слесаря-электрика цеха № 7 ОАО «СМЗ». Его работа заключалась в ремонте электрического технологического оборудования, на которое осаждаются радиоактивные вещества. Его рабочее место находилось непосредственно в цехе. Производство в цехе химическое, цех занимается переработкой минерального сырья с повышенным содержанием естественных радионуклидов ряда тория и урана – лопаритового концентрата. Ему выдавалась спецодежда – суконный костюм, х/б костюм, сапоги, перчатки, противогаз, которые он использовал в работе каждый день. Производство цеха вредное. Он получал дополнительное питание, дополнительные дни к отпуску. Полагает, что служба в армии по призыву и учеба в профессионально-техническом училище так же подлежат включению в его специальный стаж, поскольку, в период возникновения спорных отношений периоды службы в армии и учебы в проф. тех. училище приравнивались к работе во вредных условиях труда.
Представитель третьего лица работодателя ОАО «СМЗ» Наумчук М.С. исковые требования поддержала в полном объеме. Представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила исковые требования удовлетворить полностью.
Представитель ответчика Соколкова Е.В. исковые требования не признала, против иска возражала, пояснила, что в цехе №7 ОАО «СМЗ» не химическое, а металлургическое производство. Периоды службы в армии по призыву и учеба в профессионально-техническом училище не подлежат включению в специальный стаж истца по той причине, что такое включение не предусмотрено действующим законодательством, кроме того, предшествующий и следующий за ними периоды работы в цехе №7 ОАО «СМЗ» не подлежат включению, поскольку, производство не является химическим. Иных доводов ответчиком в обоснование позиции по делу не приведено.
Суд, заслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав представленные доказательства, материалы дела, оценив их по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав нормы материального права, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В силу ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.1 части 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Подп.1 п.1, п.2 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также было закреплено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В силу ст.30 указанного Федерального закона право утверждать Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия, а также Правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий делегировано Правительству Российской Федерации.
Согласно п.«а» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ 11.07.2002 г. № 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Письмом ПФР РФ № 06/18593 от 06.10.2003 года «О назначении пенсии» также было установлено, что периоды работы до 01.01.1992 года необходимо засчитывать в льготный стаж без проверки полной занятости, поскольку, до 01 января 1992 года работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10 утвержден Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, который применяется с учетом аттестации рабочих мест.
Списком №1 предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют: рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях (Раздел XXII «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами», 12201000-1754б).
В разделе XXII Списка «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами» включена позиция 12204000-17541, где поименованы рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые в указанном технологическом процессе и на ремонте оборудования.
Согласно п.7 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
Постановлением Совета Министров СССР от 12.02.1964 года №134-49 утверждены дополнения к спискам производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах работникам атомной промышленности и работникам научно-исследовательских и других организаций, занятым на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений, где в разделе 2 «Обогащение уранового, ториевого и бериллиевого сырья поименованы рабочие, инженерно-технические работники и уборщики, постоянно занятые в условиях радиационной или бериллиевой вредности на погрузке и разгрузке уранового, ториевого и бериллиевого сырья, в технологических процессах по обогащению указанного сырья, а так же на ремонте оборудования, загрязненного радиоактивными веществами или бериллием.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, <дата> истец Черепанов О.В. <дата> года рождения обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости на основании пп.1 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
В стаж работы с особыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп.1 ч.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях» по Списку №1, 1991 года, истцу включены периоды 03 года 07 месяцев 26 дней.
Спорные периоды работы ответчиком в специальный стаж не включены.
Так, Пенсионным органом не включены в специальный стаж по пп.1 ч. 1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях» по Списку № 1, 1991 г. следующие периоды: с <дата> по <дата> – учеба в профессионально-техническом училище, с <дата> по <дата> – работа в должности слесаря-электрика цеха № 7 Открытого акционерного общества «Соликамский магниевый завод», с <дата> по <дата> – служба в Вооруженных силах по призыву, с <дата> по <дата> - работа в должности слесаря-электрика цеха № 7 Открытого акционерного общества «Соликамский магниевый завод» со ссылкой на то, что в цехе № 7 ОАО «СМЗ» отсутствует производство редкоземельных элементов химическим способом, что подтверждается актом от <дата>. Пенсионный орган считает, что в цехе № 7 ОАО «СМЗ» производится редкометальная готовая продукция (получение редких металлов, кальция, магния, титана) металлургическим и химико-металлургическим способом, производство которой предусмотрено п. 17 раздела УП «Металлургическое производство (цветные металлы) Списка № 1, 1991 года. Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не содержат правовых норм, устанавливающих включение указанных периодов в периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по ст.30 Закона №400-ФЗ.
С данными выводами пенсионного органа суд не может согласиться в силу следующего.
В судебном заседании установлено, и подтверждается трудовой книжкой истца, что истец Черепанов О.В. с <дата> по <дата> обучался в ПТУ по специальности слесарь-электрик, с <дата> по <дата> работал по профессии слесаря-электрика в цехе №7 Соликамского магниевого завода, с <дата> по <дата> проходил срочную службу в Вооруженных Силах по призыву, с <дата> по <дата> работал по профессии слесаря-электрика в цехе №7 Соликамского магниевого завода, что подтверждается справкой, уточняющей характер и условия труда.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что цех № 7 ОАО «СМЗ» относится к категории основного производства и является структурным подразделением ОАО «СМЗ».
Согласно Положению о цехе № 7 ОАО «СМЗ», в состав цеха № 7 входят: Отделение № - по подготовке сырья и хлорированию лопаритового концентрата (колумбита, рутила) в расплаве хлористых солей, Отделение № - по очистке титана четыреххлористого технического вакуумной дистилляцией и ректификацией, очистке газов, дезактивации сточных вод, захоронению спецотходов, Отделение № - по дохлорированию технических хлоридов. Ректификационному разделению пентахлоридов ниобия и тантала, получению пентаоксида ниобия парофазным гидролизом, прокалке карбонатов редкоземельных металлов, Отделение № - по растворению плава хлоридов и дезактивации хлоридных растворов РМЗ.
Из технологических документов, представленных третьим лицом, кратких сведений о цехе следует, что технология комплексной переработки лопаритового концентрата на ОАО «СМЗ» разработана и осуществляется по проекту института «<данные изъяты>» и включает в себя следующие стадии: подготовка сырья и вскрытие лопаритового концентрата хлорным методом; ректификация тетрахлорида титана и очистка газов, дезактивация сточных вод и раствора солевого оросительного фильтра и хранилища спецотходов; дохлорирование венулетных и камерных хлоридов ниобия и тантала, паровой гидролиз пентахлорида ниобия; переработка плава хлоридов редкоземельных металлов, получение карбонатов редкоземельных металлов.
Таким образом, в цехе № 7 ОАО «СМЗ» осуществляется переработка минерального сырья (лопаритового концентрата) с повышенным содержанием естественных радионуклидов ряда тория и урана. Целью производства является получение плава хлоридов редкоземельных элементов, технологических хлоридов тантала и ниобия.
В ходе непрерывного технологического процесса, осуществляемого в цехе № 7 ОАО «СМЗ», получают редкоземельные элементы, которые в дальнейшем используются для получения редких металлов, при этом непосредственно редкие металлы в цехе № 7 не производятся.
Так, согласно структурной схеме переработки, полученный в цехе № 7 в результате разделения, очистки от примесей и переработки получают тетрахлорид титана очищенный, который направляют в цех № на производство титана губчатого, а полученные пентахлориды ниобия и тантала направляют в цех № для производства пентаоксида тантала, пентаоксида ниобия.
Согласно разъяснений ОАО «СМЗ», цех №7 производит следующие виды готовой продукции: редкоземельная продукция: пентаоксид ниобия технической чистоты; пентахлорид ниобия марки «Ч», пентахлорид тантала технический; редкоземельная продукция: плав хлоридов редкоземельных металлов, раствор хлоридов редкоземельных металлов дазактивированный.
Согласно Программы радиационного контроля при переработке лопаритового концентрата, цех № 7 ОАО «СМЗ» относится к категории основного производства, в нем происходит процесс переработки лопаритового концентрата (минерального сырья с повышением содержанием природных радионуклидов ряда тория и урана). Таким образом, цех № 7 перерабатывает в качестве сырья радиоактивный лопаритовый концентрат. Переработка лопаритового концентрата в цехе № 7 включает в себя следующие стадии: подготовка сырья и хлорирование лопаритового концентрата (колумбита, рутила) в расплаве хлористых солей - в первом отделении цеха № 7; ректификация тетрахлорида титана и очистка газов, дезактивация сточных вод захоронение спец. отходов - второе отделение цеха № 7; дохлорирование технических хлоридов, ректификационное разделение пентахлоридов ниобия и тантала, получение пентаоксида ниобия парофазным гидролизом, прокалка карбонатов редкоземельных металлов - третье отделение цеха №7; переработка плава хлоридов редкоземельных металлов, дезактивация хлоридных растворов редкоземельных металлов - отделение № 4 цеха № 7. Согласно Программы радиационного контроля цеха № 7, его помещения являются объектами радиационного контроля.
При таком положении суд признает ошибочными выводы пенсионного органа о наличии в цехе № 7 ОАО «СМЗ» производства редкометальной готовой продукции (получение редких металлов, кальция, магния, титана) металлургическим и химико-металлургическим способом.
Технология, этапы переработки лопаритового концентрата, бесспорно указывают на вредный характер работы рабочих цеха, к которым относится и слесарь-электрик.
Согласно сведениям, представленным работодателем, рабочие должности цеха №7, к которым относится и слесарь-электрик, имеют право на льготное пенсионное обеспечение.
Цех № 7 отнесен ко второй категории по потенциальной радиационной опасности (п.3.1.3 Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности - ОСПОРБ 99/2010). Радиационный и дозиметрический контроль производится на всех стадиях переработки сырья (на каждом рабочем месте персонала цеха №7), работа относится к радиационно-опасным работам. Лица, работающие в цехе, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты: суконными и х/б костюмами, х/б бельем, сапогами резиновыми или ботинками, респиратором, противогазом с аэрозольным фильтром, перчатками. Стирка спецодежды проводится в прачечных по специальной инструкции.
Из пояснений истца и представителя третьего лица, материалов дела следует, что истец осуществлял ремонт электрооборудования в производственных помещениях цеха № 7. Работы выполнял в спецодежде, при наличии противогаза.
Работа слесаря-электрика цеха №7 ОАО «СМЗ» непосредственно связана с вредными условиями, поскольку радиационная опасность при работе с лопаритовым концентратом и продуктами его переработки определяется повышенным содержанием в них естественных радионуклидов рядов тория, урана, а также применением радиоизотопных приборов. В спецпрачечной производятся измерения загрязненности радиоактивными веществами спецодежды персонала цеха № 7, в том числе, слесарей-электриков. Основную радиационную опасность при работе с указанными продуктами представляет внутреннее облучение, обусловленное комплексным действием на организм персонала пыли и ионизирующего излучения. По характеру технологического процесса, количеству радиоактивного вещества на рабочем месте и в помещениях цеха работы классифицируются по 2 и 3 классу радиационной опасности.
В соответствии с Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, утвержденным Главным государственным санитарным врачом России 29.07.2005 г. условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс), опасные (4-й класс). Вредные условия труда оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство.
Положением об организации труда в ОАО «СМЗ» определены повышенные тарифные ставки за вредные условия труда.
Определение характера условий труда работника относится к прерогативе работодателя, который в силу положений действующего законодательства несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об условиях труда работников.
Согласно справке от <дата> №, уточняющей характер работы или условия труда, работодатель ОАО «Соликамский магниевый завод» подтверждает занятость истца в спорные периоды работы в цехе №7 в должности слесаря-электрика на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226, предусмотренных Списком №1.
Совокупность представленных сторонами доказательств, анализ правовой и технической документации, на основании которой Черепанов О.В. осуществлял свою деятельность в должности слесаря-электрика цеха № 7 ОАО «СМЗ», позволяет суду прийти к выводу об отсутствии оснований для вынесения ответчиком оспариваемого истцом решения и о доказанности факта работы истца по Списку №1 раздела ХХII в спорные периоды во вредных условиях труда с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ в течение полного рабочего дня, в режиме полной рабочей недели.
Позиция ответчика и ссылки на Акт проверки от <дата> пенсионного органа несостоятельны, поскольку сводятся к иной оценке обстоятельств, установленных судом.
Суд не может принять во внимание акт проверки органами пенсионного фонда от <дата> № по результатам проверки достоверности сведений, предоставляемых ОАО «СМЗ» в управление Пенсионного фонда, на который ссылается ответчик, поскольку данный акт по своей правовой природе имеет констатирующий, а не властный характер, не содержит обязательного предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, при проверке не исследовался характер работы Черепанова О.В. Акт проверки от <дата> по своей природе имеет констатирующий характер и не содержит обязательных предписаний, влекущих юридических последствий для истца.
Предметом судебной проверки является так же вопрос о возможности включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию, периодов службы в Вооруженных Силах СССР и учебы в профессионально-техническом училище.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим порядок назначения пенсии и действовавшим до вступления в силу Закона РФ №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», являлось Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 года №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Пунктом 91 положения было установлено, что на льготных условиях, указанных в пункте 16 настоящего Положения, или в льготных размерах имеют право на пенсию по старости: а) рабочие и служащие на подъемных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР…
В период прохождения истцом службы в Советской Армии и обучения в профессионально-техническом училище действовало данное Постановление Совета Министров СССР № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (утратило силу с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 «О государственные пенсиях в РФ»), абзацем 14 пункта 109 которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16), период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Подпунктом «з» предусмотрено обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
При этом абзацем 3 пункта 109 Положения было установлено, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Как следует из материалов дела, истец непосредственно до поступления на работу в цех №7 ОАО «СМЗ» (<дата>) в должности ремонтного электрослесаря 3 разряда в период с <дата> по <дата> проходил обучение в ПТУ-№ <...> по специальности электрослесаря, слесаря-дежурного по ремонту оборудования.
<дата> истец уволен по п.3 ст.29 КЗоТ РСФСР в связи с уходом в ряды Советской Армии.
В период с <дата> по <дата> истец проходил срочную службу в Вооруженных Силах, данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки, военным билетом, справкой ГВК.
<дата> истец вновь принят в ОАО «СМЗ» в цех №7 слесарем-электриком 4 разряда.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как в правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, как было указано выше.
Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Период учебы в профессионально-техническом училище приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Проанализировав выше приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что период обучения истца в ПТУ-№ и военной службы до <дата> (дата вступления в силу Закона №340-1) подлежат включению в специальный стаж работы истца в календарном исчислении при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения гражданина за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, если периоду службы в армии предшествовала либо следовала за ним работа в тяжелых либо вредных условиях труда.
Из материалов дела установлено, что как до службы в рядах Вооруженных Сил СССР, так и непосредственно после нее, истец работал по специальности, дающей ему право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, за периодом обучения истца в ПТУ так же следовала работа по специальности, дающая ему право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.
Таким образом, проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды обучения в ПТУ-№ с <дата> по <дата> и действительной военной службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР с <дата> по <дата> относятся к периоду деятельности истца до <дата> (до вступления в силу Закона РСФСР от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ»), то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
Поскольку период обучения в ПТУ-№ и период службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР имели место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то, они подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы приведенным положениям Конституции Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-п и от 24 мая 2001 года №8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2002 года №320-О.
На основании вышеизложенного суд считает доводы представителя ответчика о том, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц в стаж на соответствующих видах работ нельзя включать периоды прохождения обучения в профессионально-техническом училище и военной службы, является необоснованным.
Удовлетворяя требования истца, суд исходит из того, что периоды обучения в ПТУ и службы в армии по действующему на тот период законодательству включались в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях.
Тем самым, с учетом представленных доказательств, следует признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края № от <дата> в части исключения из специального стажа работы Черепанова О.В. по п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов с <дата> по <дата> – учеба в профессионально-техническом училище, с <дата> по <дата> – работа в должности слесаря-электрика цеха № 7 Открытого акционерного общества «Соликамский магниевый завод», с <дата> по <дата> – служба в Вооруженных силах по призыву, с <дата> по <дата> - работа в должности слесаря-электрика цеха № 7 Открытого акционерного общества «Соликамский магниевый завод», истцу подлежат включению в специальный стаж по пп.1 ч.1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» по Списку №1, 1991 г. периоды с <дата> по <дата> – учеба в профессионально-техническом училище, с <дата> по <дата> – работа в должности слесаря-электрика цеха № 7 Открытого акционерного общества «Соликамский магниевый завод», с <дата> по <дата> – служба в Вооруженных силах по призыву, с <дата> по <дата> - работа в должности слесаря-электрика цеха № 7 Открытого акционерного общества «Соликамский магниевый завод».
Таким образом, все заявленные истцом периоды работы подлежат включению в его льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по достижении им возраста 50 лет.
В целом, с учетом подлежащих включению в специальный стаж работы истца периодов, у Черепанова О.В. возникло право на досрочное назначение страховой пенсии с даты обращения в пенсионный орган - с <дата>.
Оснований для отказа в удовлетворении исковых требованийне усмотрено.
Ограничение права истца на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в статье 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Черепанова О. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии (с учетом уточнения) удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края № от <дата> в части исключения из специального стажа работы Черепанова О. В. по п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов с <дата> по <дата> – учеба в профессионально-техническом училище, с <дата> по <дата> – работа в должности слесаря-электрика цеха № 7 Открытого акционерного общества «Соликамский магниевый завод», с <дата> по <дата> – служба в Вооруженных силах по призыву, с <дата> по <дата> - работа в должности слесаря-электрика цеха № 7 Открытого акционерного общества «Соликамский магниевый завод».
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Соликамске и Соликамском районе Пермского края включить в стаж работы, дающий Черепанову О. В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов с <дата> по <дата> – учеба в профессионально-техническом училище, с <дата> по <дата> – работа в должности слесаря-электрика цеха № 7 Открытого акционерного общества «Соликамский магниевый завод», с <дата> по <дата> – служба в Вооруженных силах по призыву, с <дата> по <дата> - работа в должности слесаря-электрика цеха № 7 Открытого акционерного общества «Соликамский магниевый завод», и назначить Черепанову О. В. страховую пенсию по старости досрочно, с <дата>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, 03 сентября 2018 года.
Судья Крымских Т.В.